Найти тему
Заметки PRO ЖИЗНЬ

Куда съездить в Подмосковье? Музей VI съезда коммунистической партии Китая.

Оглавление

Много раз ездил в Калугу к родственникам и мне на дороге постоянно в глаза попадалась табличка с указанием направления к Музею VI съезда коммунистической партии Китая.

Лет 5 я собирался съездить в него, но всё никак не решался. И вот, сидя дома и страдая от безделья, решил поехать и посмотреть что же все таки это за музей.

Музей располагается в 25 км от МКАД по Киевскому шоссе в поселке Первомайское.

Здание, в котором располагается музей является усадьбой Старо-Никольское.

Имение Старо-Никольское на левом берегу реки Десны было основано в 1660 году другом царя Алексея Михайловича, боярином Федором Михайловичем Ртищевым, которому перешла во владение упраздненная вотчина древнего Никольского монастыря. Летом 1928 года главный дом стал местом проведения VI съезда Коммунистической партии Китая, ставшего значимым событием в истории КНР. В 2011 году в особняке произошел пожар, после которого здание находилось в аварийном состоянии. В 2013 году усадьба была арендована на 49 лет Китайским культурным центром. В 2015 - 2016 годах на средства Китайского культурного центра ведётся реконструкция Старо-Никольской усадьбы. Реставрация завершилась в 2016 году, и 4 июля этого года в здании открылся Музей VI съезда КПК.

Рассматривая исторические фотографии здания до разрушения и когда оно было в состоянии руин однозначно можно сделать вывод, что представители Китая выполнили колоссальную работу по восстановлению и приведению здания к историческому облику.

Приехав в Первомайское я припарковался рядом со входом в Парк и сразу же начал свою экскурсию с обзора ворот на входе.

Войдя в ворота открывается аллея через всю усадьбу. Вид красивый. Аллею замыкает Церковь сошествия святого Духа. Но к ней мы вернемся чуть позже. После экскурсии.

Оставив прогулку по парку на конец моей экскурсии я стал искать вход в Музей VI съезда коммунистической партии Китая. К моему удивлению из аллеи парка вход был закрыт и никаких признаков, что им пользуются не было.

Ранее следуя по аллеи я заметил небольшую калитку с надписями. Вернувшись к ней я обнаружил, что это и есть вход в музей.

Вывеска на вход в музей
Вывеска на вход в музей

Позвонив в звонок я не дождался ответа. На территории ходили люди и я спросил проходящую женщину:

- Здравствуйте! А где вход в музей?

Вон там, ответила мне женщина, даже больше уже бабушка и указала на ворота за забором усадьбы.

Оказалось забор усадьбы делит ее на две части и вторая часть как раз есть прилегающая территория музея.

Я отправился обходить забор и через две минуты был перед входом на территорию музея.

Сама территория была еще не расчищена и одинокий дворник с усами только начал свою работу.

Территория музея
Территория музея

Поскольку рассматривать на территории музея было нечего я решил не тратить время и пойти внутрь.

Во вход музей в открытой двери стояла та самая бабушка, которую я спрашивал где войти.

- Музей работает? - спросил я.

- Не знаю, я жду китайца, - ответила она мне не поворачивая даже головы.

- Тогда можно я пройду внутрь, - вежливо попросил я её.

Она нехотя отошла от прохода и я попал внутрь.

Очевидно раньше это был парадный вход в усадьбу. Попадая внутрь оказываешься в просторном помещении с трех сторон которого располагаются распашные остекленные двери, а пространство внутрь здания разделено двумя колоннами образующими три арки, сквозь которые проходят мраморные лестницы.

Вход в здание
Вход в здание

Стоящий скромный баннер указывал, что я пришел правильно.

Слева сидел охранник.

- Музей работает? - спросил его я.

- Да! Надо раздеться и надеть бахилы, а потом подойти ко мне, - не вставая со своего места удивленно сказал он.

Охранник с самого начала непонимающе смотрел на меня очевидно мучаясь в догадках "Что он тут делает?".

Я создавая интригу неспеша разделся, повесил куртку, надел бахилы и уже шел к охраннику как на середине пути мне путь преградил китаец, появившейся из за колонны так стремительно, что застал меня в врасплох.

Он остановился перед мной и посмотрел таким взглядом как будто задал вопрос" Зачем звал меня?". Мне кажется на уровне мыслей я даже услышал его голос, но губы при этом его оставались не подвижны.

- Не, не, не он! - закричал охранник, - Вон та женщина!, - и указал на бабушку рукой.

Китаец улыбнулся и направился к бабушке, а я пошел к охраннику.

- Фамилия и инициалы? - спросил он, - Мы всех записываем, так надо.

Надо так надо. Я сообщил ему свою информацию и он записал меня в журнал, в котором судя по записям я был из русских первым, в этом году и не так уж много посетителей было.

- Посетители ходят? - поинтересовался я у охранника.

- Бывает, но обычно они китайские группы привозят, - спокойно ответил он, - Русских мало.

Теперь я понял почему он так удивленно смотрел на меня.

Закончив запись в журнале он встал и пошел внутрь здания.

- Пойдем, скомандовал он, - Я расскажу тебе куда идти, и остановившись на середине холла стал указывать рукой направления.

Начало

Поднявшись по ступенькам мы оказались в просторном холе с дверями в другие помещения, а по центру висела огромная надпись "Постоянно действующая выставка, посвященная Шестому съезду Коммунистической партии Китая.

Оказалось это выставка, а не музей.

- Войдешь в эту дверь, пройдешь через комнаты, выйдешь вон там, потом на второй этаж. Где света нет включишь, где двери закрыты откроешь! - проинструктировал он меня, - А сейчас я включу тебе экран монитора. Начнешь с него, добавил он подходя к монитору.

Пока охранник включал монитор я отчетливо слышал разговор бабушки с китайцем.

- Ну дайте мне еще два билетика! Мне надо трех внуков вести, чего одного я поведу, - говорила бабушка.

- Я сама китайский новый год только праздную и их приучаю, - продолжала она причитать.

Именно причитать. Её слова лились как обращение к боярам с милостыней и создавалась такое ощущение, что ради двух билетиков она "отречётся от царя" и "присягнет китайскому императору".

Меня охватил испанский стыд.

Испанский стыд - чувство смущения от наблюдения за смущающими действиями другого человека. В отличие от обычного замешательства, косвенное замешательство вызывается не участием в неловком событии, а осознанием себя свидетелем (слушателем или зрителем) неловкого положения, в котором оказался другой человек.

- Всё включился, - громко сказал охранник, - Смотри, - и пошел на свое место.

- Спасибо, - сказал я начал рассматривать картинки. Было всего 15 фотографий, которые рассказывали о истории создания Музея.

Просмотрев все материалы я собрался продолжить свою экскурсию. Но мне было интересно чем же закончиться история с билетами и я делая вид, что фотографирую помещение продолжал наблюдать за событиями.

Не прошло и трех минут как китаец очевидно сдался и у куда то ушел на второй этаж. Вернулся он с уже с билетами в руках. и отдал в руки бабушке.

Я не знал, что мне делать!? Или радоваться за то, что она победила китайцев, или плакать потому как она победила. Но рассудив, что я не имею и малейшего представления о её жизни я отбросил все эти мысли и продолжил экскурсию.

Войдя в ближайшую комнату я обнаружил сразу надпись "Часть первая" и обрадовавшись, что не ошибся комнатой и начал ее осматривать. На стенах висели и документы и на полу в тумбах лежали документы. Но практически все на китайском. Некоторые документы были с переводом и я почитал. Это были решения съездов или обращения.

И вдруг я увидел значок наушников и понял, что есть аудиогид. Я пошел к охраннику.

- А где можно взять аудиогид? - спросил его я.

Слушай, - растерянно сказал охранник, - их выдают по паспортам, там такая проблема с выдачей и заполнением бумажек и их сказали не давать.

Ясно, - возмущенно сказал я и побрел опять смотреть выставку.

Информацию пришлось искать в интернете и сопоставлять факты.

VI съезд Коммунистической партии Китая проходил с 18 июня по 11 июля 1928 года в СССР в селе Никольское Московской губернии (как раз там где я находился, просто раньше поселок Первомайский назывался село Никольское, но в 30-х годах его переименовали в честь племзавода "Первомайский"). Единственный съезд КПК, состоявшийся за пределами Китая.

Обстановка в преддверии созыва VI съезда КПК

Первый зал назывался "Обстановка в преддверии созыва VI съезда КПК" ив от что нам донесли плакаты:

"В июне 1927 года бурно развивающаяся китайская революция потерпела неудачу из-за предательств правого крыла Гоминьдана и правоуклонистских ошибок внутри КПК.

КПК начала самостоятельно руководить китайским революционным движением. К весне 1928 года партия организовала около сотни вооруженных восстаний, в том числе Наньчанское, Кантонское и восстание "Осеннего урожая", создала революционную армию и первые революционные базы в сельских районах, в частности в районе Цзинганшань"

Гоминьдан - Китайская национальная партия, являющаяся консервативная политическая партия Китайской Республики.

Ознакомившись с материалами первого зала, я отправился во второй.

Подготовка и открытие VI съезда КПК.

Экспозиция называется "Подготовка и открытие VI съезда КПК".

"Для обобщения опыта и извлечения уроков из неудачи китайской революции и выработки нового курса революционного движения ЦК КПК решил созвать VI съезд. Учитывая серьезные угрозы белого террора в стране, при поддержки ВКИ(б) и Коминтерна ЦК КПК решил провести съезд в Советском Союзе. Цюй Цюбо, Чжоу Эньлай, Цай Хэсэнь, Су Чжаочжэнь, другие лидеры и делегаты КПК из разных районов Китая по секретным каналам прибывали в село Первомайское в Подмосковье, где с 18 июня по 11 июля прошел VI съезд."

Прочитав эти строки у меня в голове мелькнула шутка:

- Китай в то время мог извлечь уроки из ошибок, а мы до сих пор автопром нормальным и доступным сделать не можем", - но патриотизм взял все равно вверх и с осознанием, что он зато наш и независимый отбросил плохие мысли.

В зале №2 была аналогичная ситуация. Много всего, а вот на русском мало. Были отдельные документы с переводами, которые я все перечитал. Вы можете тоже ознакомиться в галереи.

Опять достаю телефон и читаю в интернете:

18 июня от имени ЦК КПК съезд открыл Цюй Цюбо. Был избран президиум из 15 человек, в котором ЦК КПК представляли Цюй Цюбо, Чжан Готао и Чжоу Эньлай, комсомол - Гуань Сянъин, Всекитайскую федерацию профсоюзов — Сян Чжунфа, Су Чжаочжэн и Сян Ин.

В ходе съезда представлявшим Коминтерн Н. Бухариным были подвергнуты критике правый оппортунизм Чэнь Дусю, которого обвиняли в поражении китайской революции, и Цюй Цюбо за идеи крайне левого «путчизма».

Съезд признал, что китайское общество в тот момент по-прежнему являлось полуколониальным и полуфеодальным, а китайская революция на текущем этапе по своему характеру являлась буржуазно-демократической.

Были сформулированы три основные задачи китайской революции: завоевание национальной независимости и объединение страны; ликвидация феодальных пережитков; свержение власти Гоминьдана и установление революционно-демократической диктатуры рабочего класса и крестьянства в форме Советов.

Зал № 2 был интереснее предыдущего, но задерживаться особо было не на чем и я отправился в зал №3.

Развитие революционного движения после VI съезда КПК

Экспозиция в зале №3 называлась "Развитие революционного движения после VI съезда КПК".

"После завершения VI съезда КПК руководство партии продолжило вооруженную борьбу, стремительно росла и укреплялась Красная Армия, набирала обороты аграрная революция. Коммунисты Китая, наиболее ярким представителем которых был товарищ Мао Дзэдун, сумели сочетать основные принципы марксизма-ленинизма с реалями китайской революции и постепенно выработали китайский путь революции: окружение города деревней и вооруженный захват власти."

- Вот молодцы китайцы, - подумал я, - Свой путь выработали, а мы все стремились на кого то быть похожи. А путь свой только с двух тысячных стали развивать и то не все этого поняли!

И опять, чтобы понять чего же дал этот съезд пришлось лезть в интернет.

Съезд сумел избежать раскола в рядах партии, вероятность которого в случае проведения съезда в Китае была весьма высока.

Выбор Сян Чжунфа Генеральным секретарём КПК позволил его другу Ли Лисаню взять руководство партией в свои руки. Впоследствии «линия Ли Лисаня» была осуждена руководством КПК.

- Ну тоже "рыльце в пушку", друга привел к власти,- уже не стесняясь рассуждал в слух я.

Я был один, совсем один. Я ходил как хотел, смотрел что хотел, фотографировал сколько раз хотел и никто мне не мешал и не осуждал. Поэтому я мог даже вести сам с собой беседы. Хотя камеры весели, но сомневаюсь, что кто-то наблюдал за мной. Сколько бы я не проходил мимо охранника он не разу не поднял голову на меня и никогда не видел его смотрящим в мониторы. Вот что значит доверие :).

Просмотрев внимательно все документы в зале я неожиданно наткнулся на табличку чс названием "Заключение":

"В 1928 году при помощи и под руководством Коминтерна и ВКП (б), Компартия Китая успешно провела VI съезд в селе Первомайское в Подмосковье. Съезд дал в основном правильные ответы на ряд коренных вопросов китайской революции и внес исторический вклад в её возрождение и развитие.

Постоянно действующая выставка, посвященная Шестому съезду КПК запечатлела и хранит драгоценную память об этом важном историческом событии и она также служит свидетельством традиционной дружбы народов России и Китая."

- В принципе логично. Смотреть больше и нечего, - произнес я смотря в камеру и разводя руками.

У меня создавалась полная уверенность, что ни я не сама выставка не интересна сейчас никому. Хотя стоит отметить, что если бы была экскурсия, то я с радостью послушал бы. Хотя бы аудио гид. Но увы...

Скульптуры

Я вышел из третий комнаты и оказался за стеной холла. Здесь были представлены несколько скульптур.

С боку от выставки скульптур был лифт для маломобильных граждан. Это вызывало уважение.

Лифт для маломобильных граждан
Лифт для маломобильных граждан

Другой особенностью, бросавшейся в глаза были медные трубы отопления. Лично я первый раз видел такое в административных зданиях.

Медные трубы отопления
Медные трубы отопления

Поняв, что смотреть на первом этаже больше нечего я пошел на второй этаж. Конечно же была интрига - что же я там увижу если только что прочитал заключение выставки!?

Первое, что бросилось в глаза это лестница. Она очень красивая. Сфотографировал ее я конечно ужасно., больше рассматривал.

Подымаясь по лестнице попадаешь в холл второго этажа. Встав сразу за лестницей я немного растерялся куда же мне идти? Все закрыто. Но вспомнив слова охранника, что я могу сам открывать двери я распахнул первые же, что были рядом и попал в картинную галерею.

Новый Китай

Вывеска гласит "Новый Китай. Новый мир".

"Мультимедийный арт музей, Москва и Китайский культурный центр в Москве представляют выставку фотографий Владислава Микоши (1909 - 2004)...

Владисла́в Владиславович Микоша (25.11.1909- 10.12.2004) — советский российский оператор, режиссёр документального кино, сценарист, фотограф, фронтовой кинооператор, публицист. Народный артист СССР, лауреат Сталинских и Государственной премии СССР .

Приятно было осознать, что это выставка нашего советского фотографа о Китае.

Я просмотрел каждую фотографию. Мне понравились не все, но меня удивило как фотография может передать глубину души. ты смотришь на человека и начинаешь представлять его мысли... Меня очень впечатлила выставка. Я раньше к фотографии относился как обычному запечатлению момента, но не как к форме передачи состояния и даже не побоюсь сказать - передачи мысли человека сквозь время и пространства!

Ушел я из комнаты немного дезорганизованным. Взгляды и мысли мысли людей как образ стояли перед мною.

Где же китайцы заседают?

Дальнейшее хождение было просто формальностью. За следующей дверью было помещение где очевидно проходили собрания Шестого съезда КПК.

Из интересного только старая пишущая машинка стояла одиноко на столе.

Зал заседаний Шестого съезда КПК
Зал заседаний Шестого съезда КПК

А за следующей дверью был тоже зал заседаний, только современный и обвешенный символикой Года Кролика. Мне кажется мы уже 31 декабря с ним попрощались и традиции Китая у нас не работают. Если Вы конечно не бабушка у которой три внука и их надо пристроить на праздник. :)

Зал заседаний
Зал заседаний

Вообще кролик смотрелся как то вульгарно и напоминал символ одного журнала.

Развитие китайско - российских отношений на современном этапе

Оставалась последняя комната на втором этаже. Надпись при входе сообщала "Развитие китайско - российских отношений на современном этапе".

"В последние годы под руководством Председателя КНР Си Цзиньпина и "Президента РФ В.В. Путина российско-китайские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия вступают в новую эпоху. Двум странам удалось добиться значительных успехов сотрудничества во всех областях: непрерывно углубляется политическое взаимодоверие, планомерно расширяется деловое сотрудничество, динамично развиваются гуманитарные контакты, активизируется международное взаимодействие."

- Конечно это хорошо углубляться и расширяться, но объединились бы и помогли Кубе. Вот это будет гуманитарные контакты, - громко сказал я, немного надеясь, что меня услышат и даже запишут на камеру и передадут Си Цзиньпину.

Я же в политике лучше всех разбираюсь, без международных отношений в строительстве не обойдешься. :)

Если честно комната выглядела пустой. Одних фотографий на стенах мало. Если бы стояли какие нибудь национальные предметы на тумбах это позволило бы заполнить пустоту комнаты. А так все выглядело очень формально.

Грустный от того, что посмотреть в китая-российских отношениях больше нечего я решил уходить из музея, который на самом выставка.

- Может если в китая - российских отношениях у них смотреть нечего, но у нас то в российско-китайских отношениях есть, что посмотреть! Наверняка наш русский дом в Китае не такой пустой! - подумал я и немного обиженный на китайцев стал спускаться по лестнице.

"Забытая" гостевая комната

Проходя через холл я обратил внимание, что есть же еще одна комната, просто она огорожена лентой, а посмотреть из за ленты же есть что!

Гостевая комната
Гостевая комната

Вывеску я не нашел и поэтому назвал ее гостевая комната. Больше похоже на комнату для официальных встреч. В принципе кроме кресел симпатичных смотреть и не на что. И практически не задерживаясь я пошел одеваться.

Прошло всего 40 минут с момента как я вошел, а я уже покидал музей.

На улице снег так и не был вычищен во дворе.

Прощание

Я перед воротами остановился и хотел сфотографировать здание усадьбы как тут же заморгала желтая лампочка и ворота стали закрываться как бы намекая, что я загостился и пора выходить.

- Все таки следят, - подумал я, - Наверняка китаец какой нибудь, издергался ждать когда я уйду наверное!? Вся выставка на пятнадцать минут, а я сорок продержался. Глазки устали за мной следить, - злорадствовал я про себя.

Ощущения были непонятные. Было прекрасно, что такое здание отремонтировано и так качественно. Даже экспозиция была качественная, но за это радо сказать дизайнерам. А вот, то что сделано все формально это огорчало. Не было ощущения, что меня ждет этот музей, что он хочет мне донести свою историю. А ведь история не придумана, эта история основана на героизме и патриотизме китайских людей.

Но это лишь мои ощущения.

Усадьба Старо-Никольское

С грустными мыслями о культуре я побрел смотреть усадьбу.

Сам поселок Первомайский, где располагается усадьба с давней историей.

Посёлок известен с XIV века как село Никольское. Оно упоминается в духовной грамоте князя Ивана Калиты 1339 года. В то время здесь находился Никольский монастырь с храмом Николая Чудотворца]. В XVII веке селение перешло во владение окольничему Фёдору Ртищеву, при нём монастырь был упразднён. В 1709 году по инициативе его внука Василия в селе был построен каменный Храм Сошествия Святого Духа, сохранившийся до наших дней.

Вот в конце липовых аллей Усадьбы Старо-Никольское расположился Храм Сошествия Святого Духа. Меня поразил цвет Храма. Я его вижу как нежно зеленый. Смотря на храм сквозь аллею тебе хочется дойти до него, он нежно зеленым цветом среди белх деревьев притягивает к себе.

Перед храмом через овраг сделан мостик и все это гармонично смотрится в комплексе. Я даже на своем канале выложил ролик с видом от мостика до Храма.

Побывать в Усадьбе Старо-Никольское стоит однозначно, она однозначно приятное дополнение к музею. Территория ее маленькая, но она уютная, есть даже прекрасная беседка где можно укрыться от дождя.

Если вам статья понравилась, то прошу подписаться на мой канал.

Заметки PRO ЖИЗНЬ | Дзен

Так же Вы можете прочитать другие статьи: