Найти в Дзене
Заметки PRO ЖИЗНЬ

Стоит ли ехать в Чечню и посмотреть Аргунское ущелье? Мой опыт авантюрной поездки.

Мое путешествие в Грозный началось с Махачкалы. Я работал в одной крупной строительной компании и в Махачкалу мы ездили для проведения геодезических изысканий.

Так получилось, что работу мы закончили на неделю раньше и сидеть желание в Махачкале особо без дела не было и мы решили улететь раньше.

Но к нашему сожалению, билетов до Москвы на ближайшие 4 дня не было вообще. Сказывался сезон, многие туристы едут отдыхать на курорты Дагестана.
Пересмотрев все всевозможные сайты по покупке авиабилетом мой друг Серафим говорит:
- А поехали через Грозный, - улыбнулся он, - у меня там друг есть, вместе учились!

Меня немного напугали его слова, но учитывая, что Серафим вырос в Ставрополе, то южные регионы он знает и ему доверять, в принципе, можно.

Билеты из Грозного в Москву нашлись, но только через день.

- Ну вот и хорошо, - сказал Серафим, - погостим у дружбана, съездим на Аргунское ущелье. Ты там был?

- Нет, я и в Грозном то не был - ответил я, опешив от его планов.

Но идея Серафима мне нравилась и я согласился.

Утром следующего дня мы выехали на маршрутке из Махачкалы и через 3 часа были уже в Грозном на Площади Минутка.

Площадь Минутка я хорошо помню по новостям из 90-х. Я был как раз 14 летним пацаном и все события того времени не пропускал.

Площадь Минутка в после 95го года. Фото взято из открытых источников.
Площадь Минутка в после 95го года. Фото взято из открытых источников.

На момент, когда я приезжал площадь еще строилась, а сейчас это великолепнейшее место.

Не успели мы выйти из маршрутки как Серафима уже одернул какой-то бородатый мужик. Я немного напрягся.

- Леха! - вскрикнул Серафим, - тебя не узнать, добавил он и крепко обнял бородача.

- Здесь так лучше, - произнес бородач.

Минуты две Серафим и Леха ещё стояли обнявшись, Серафим познакомил меня с Алексеем и мы пошли к машине нашего проводника.

Поедем в Аргунское ущелье сразу, - сказал Алексей, ехать не близко, - добавил он, - надо успеть посмотреть до темноты, там темнеет быстрее.

И мы поехали. Дорога шла по правой стороне от реки Аргун и пейзаж ничем не отличался особенным.

Дорога в Аргунском ущелье
Дорога в Аргунском ущелье

Поскольку Серафим с Алексеем начали вспоминать свою молодость я немного вздремнул.

Проснулся я от торможения автомобиля. Начинался населенный пункт. На знаке я прочитал - "Шатой". Интересно было посмотреть дома, в глубине Чеченской Республики. Но удивила, почему-то больше всех газовая труба, проходящая по склонам гор.

Проехав Шатой дорога шла какое-то время ещё по левому берегу реки Аргун, но через метров пятьсот она резко повернула к реке и мы пересекли её по мосту. Река в этом месте уже выглядела более агрессивной, чем при въезде в ущелье.

Дорога по правой стороне была намного уже и выше над рекой. Начиналась настоящая горная дорога.

Не успели мы проехать и пару километров, как на дороге появился контрольно-пропускной пункт.

- Надо остановиться и показать документы, - сказал Алексей, - так принято.

Мы остановились и Алексей ушёл внутрь пункта. Мы с Серафимом вышли и стояли у машины. Двое собровцев смотрели пристально на нас. Из бойницы торчал пулемет и ещё один боец нервно подергивал его за приклад.

- Подойди сюда, - сказал мне один собровец, - покажи паспорт?

Я подошел, достал измученный жизнью свой паспорт и отдал собровцу. Он внимательно его изучил и вернул.

- Зачем едете к границе? - строго спросил он.

- Посмотреть Аргунское ущелье, - сказал я, - и что не так, почему у меня паспорт смотрите, а у товарища нет? - набравшись смелости выпалил в лицо собровцу.

- Прическа у тебя армейская, - пояснил собровец.

Пояснение конечно "так себе", но меня оно устроило, тем более Алексей возвращался с поста.

Мы поехали дальше, дорога становилась все уже и без асфальта, а представляла собой выбитую скальную породу вперемешку с гравием.

Проехав ещё немного мы остановились.

- Всё, добрались. Дальше ничего нет, - сказал Алексей, пошли смотреть Ушкалойские башни!

- Что? - спросил Серафим, удивительно посмотрев почему-то на меня.

- Сами увидите, - улыбнулся Алексей.

И тут меня озарило - а что мы вообще ехали смотреть? Мы ехали и ехали, а куда и зачем? Теперь стало понятно чего напрягся собровец.

Перед нами были Ушкалойские башни. Они были на той стороне реки. И из рассказов Алексея я понял, что в этом их и есть уникальность поскольку они были не преступны, но контролировали дорогу.

Ушкалойские башни
Ушкалойские башни
Существуют три основные версии предназначения башен:
1. Ушкалойские башни были границей между территориями чеченских обществ Шатой и Чантий, в башнях взимались пошлина за проход, а также подавались сигналы о надвигающимся враге.
2. Боевая башня использовалась для охраны дороги, они были сильно укреплены и без использования штурмовой техники их можно было взять только долгой осадой.
3. На Кавказе все времена существовала традиция возводить башни, это служило доказательством знатности тайпа.

Ушкалойские башни
Ушкалойские башни

Конечно было интересно увидеть кавказские башни. Они гармонично вписывались в скалы, а внизу текла суровая река Аргун, воды которой просто разлетались вдребезги об камни. Это немного пугало и было страшно.

- Не подходите близко к воде, тут упал один человек и погиб, предостерег нас Алексей.

Я был рад, что моя трусость оказалась не беспочвенной и гордо стал отходить от воды дальше.

Мы еще погуляли немного. На наше удивление приехала еще группа людей на Ниве и все они с таким же удивлением смотрели на башни.

- Поехали обратно, надо еще заехать до темна на Нихалойские водопады и я покажу вам где прятались боевики, - сказал Алексей и пошел в сторону автомобиля.

Минут через 15 мы припарковались на хорошей площадке и выйдя из машины пошли прямо к вывеске "Нихалойские водопады".

- Вон там внизу в нишах прятались боевики - показал пальцем Алексей и без дополнительных комментариев пошел дальше. Откровенно говоря я уже плохо видел, начиналось смеркаться.

Мы стали спускаться вниз, а темнота становилась все больше с каждым нашим шагом.

Место явно интересное, но посещать его надо днем. Поэтому и я и Серафим стали говорить Алексею, что пора заканчивать с этими достопримечательностями и возвращаться в Грозный.

Алексей немного расстроился, поскольку хотел нам рассказать многое, но к просьбе прислушался и мы поехали обратно в Грозный.

Темнота полностью погрузила Аргунское ущелье в свои объятья и мы начли уже волноваться наблюдая в окно на пропасть с боку машины. Но все обошлось и мы благополучно приехали в Грозный.

Алексей привел нас в самый центр.

- Вылезаем, - скомандовал он, - идем смотреть наши небоскребы.
Небоскребы были видны уже давно, но мы послушно потопали к ним. На фоне советских домов настроенные небоскребы смотрелись как Деловой центр в Москве. Вообще в городе видно было "где прикладывалась рука" к ремонту или новому строительству - город в этих местах перестал быть похож на советское наследие и приобретал свой неповторимый облик. Народу около небоскребов гуляло много.

Небоскребы в Грозном.
Небоскребы в Грозном.

Меня лично больше всего поразила Мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата Кадырова. Она впечатляла. Я кроме как в Казани другие мечети особо не видел, но эта была просто поразительная.

- Мы можем зайти внутрь? - спросил я Алексея, - в Казани пускают!

Не сейчас, - ответил Алексей, - завтра с утра заскочим перед аэропортом.

Мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата Кадырова в Грозном
Мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата Кадырова в Грозном

Прогулявшись еще немного по улицам Грозного мы отправились ночевать домой к Алексею. По дороге мы остановились на какой-то улице, где стояло много машин и было просто огромное количество шашлычных. Алексей ушел в одну из них и уже через пять минут возвратился с каким-то кульком. Мы с Серафимом почувствовали запах шашлыка и нам еще больше захотелось отправиться домой.

Алексей жил недалеко от центра в обычной двухкомнатной хрущевке. После великолепного шашлыка из баранины мы сразу пошли спать. Хозяин квартиры постелил нам на диване и своей кровати, а сам как он сказал "по традиции" лег на полу.

Я лег на диван и закрыл глаза. Открыв их я понял уже, что утро. Алексей с Серафимом уже болтали на кухне за столом опять вспоминая свою жизнь.

Я поздоровался и сел доедать вчерашний шашлык, запивая чаем.

- А как ты оказался в Грозном? - спросил я Алексея, воспользовавшись небольшим затишьем.

- Я родился здесь, - ответил Алексей, - это потом я жил в Ставрополе. Моя семья переехала от сюда к родителям отца когда начались события в 1995 году. А сейчас я вернулся.

Пытать дальше я Алексея не стал и уже молча дожевывал шашлык.

Позавтракав Алексей сказал нам с Серафимом, что ему надо на час отъехать по делам, а мы можем посидеть у него дома или пойти погулять и оставив ключи от квартиры уехал.

Серафим засуетился и стал уговаривать меня походить по городу. Я согласился.

Мы ходили в окрестных улочках. В утренних лучах город казался таким теплым и добрым совсем не оправдывая своего названия.

Здания были такие же как в какой-нибудь Пензе или Воркуте.

Через час вернувшись на квартиру мы застали уже ждавшего нас Алексея. Покидав вещи в машину мы поехали, как обещал Алексей, смотреть мечеть.

К сожалению фотограф я никакой, да и сам любуюсь больше. Но могу сказать, что внутри мечеть была не менее грандиозна чем снаружи.

Налюбовавшись мечетью мы отправились в аэропорт. Аэропорт находится недалеко от города и поездка была короткой.
Вот, что меня впечатлило, так это слова Ромзана Кадырова на здании аэропорта имени Ахмата Кадырова.

Мы попрощались с Алексеем и пошли регистрироваться на рейс. Весь полет я молчал, смотрел в иллюминатор и думал о земле на которой я побывал и её истории.

Приехав домой я первым делом перечитал всю историю Кавказа и понял, что мы о нем ничего не знаем толком. Ориентируемся только на телевизор и слова других. Надо самим побывать, чтобы понять.

Итогом моей поездки было решение посетить Грозный еще раз, но только уже с семьей.

Если хотите получать другие интересные статьи, то подписывайтесь на мой канал.

Заметки PRO ЖИЗНЬ | Дзен

Так же Вы можете прочитать другие статьи: