Найти тему
Вставай, приехали!

Как сделать наши города привлекательнее для туристов: заметки одного путешественника

Оглавление

Если вам предложат на выбор: поехать в Саратов или в Париж, куда вы отправитесь первым делом - к Эйфелевой башне или на Елисейские поля?

Пальмы - это всегда плюс, по версии ИИ.
Пальмы - это всегда плюс, по версии ИИ.

... или Статья о том, что может сделать наши города привлекательнее для туриста.

Да, условные "Париж" и "Саратов" (никакой связи с реальными городами, взяла первые названия, которые пришли в голову) имеют разные вводные данные и сравнивать "в лоб" их бесполезно. Разная история, разные архитектурные, культурные, гастрономические традиции, разные по размеру территории, в конце концов. Но почему-то в первый туристам хочется возвращаться снова и снова, а второй - это, скорее всего, вариант на одни выходные. И то, потому что на что-то покруче денег не хватило.

Кстати, в Саратове я пока не была, но непременно посмотрю😉. Зато была в других наших городах, и успела насмотреться как на почти наплевательское отношение к туризму, так и крутые туристические практики, которые можно было бы взять на заметку.

Если вспомните, что вам показалось интересным в ваших путешествиях, смело отмечайтесь в комментариях. Вдруг нас почитают местные или региональные власти, и решат воспользоваться идеями. А мы ведь всегда рады помочь😎

КАЧЕСТВЕННЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Труды ИИ, не мои.
Труды ИИ, не мои.

На мой взгляд, это именно то, с чего должен начинаться туризм в любой местности. Хочешь, чтобы люди к тебе приехали? Сделай красиво, понятно и информативно. И с интерактивной картой.

К сожалению, при подготовке своих поездок по России я чаще сталкиваюсь с какими-то нарисованными на коленке непрофессиональными сайтами, на которых сам черт голову сломит, да еще и с кучей неактуальной и ненужной для туриста информации. Да, Суздаль и Дербент, узнаете себя?

Можно, конечно, сколько угодно верить, что люди и так приедут, ведь все про вас знают, но нет. Это так не работает. Туриста нужно информировать. О том, что нового появилось, об актуальных новостях, о необычных маршрутах, об особенностях архитектуры, о том, где и что вкусного попробовать. А главное, об афише города. Иначе как нам узнать, когда очередной фестиваль или рыцарские бои?

Вот один из лучших примеров, как делать надо: Официальный портал Информационно-туристической службы Екатеринбурга. И выглядит хорошо, и читается интересно, и масса полезного.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ ИНФОЦЕНТРЫ

Тоже ИИ, но красиво. Напомнило национальный парк Сораксан в Корее. Кстати, до него едет обычный автобус. Это так свежо и ново для России, не правда ли?
Тоже ИИ, но красиво. Напомнило национальный парк Сораксан в Корее. Кстати, до него едет обычный автобус. Это так свежо и ново для России, не правда ли?

К хорошему Интернет-порталу в комплекте обязан идти официальный (т.е. муниципальный или региональный) центр для туристов. В том же Екатеринбурге, например, их целых два. Там гостя города проконсультируют, выдадут карту с достопримечательностями и маршрутами, продадут входные билеты в музеи и городские сувениры.

Довольно забавно реализованы туристические офисы на основных природных локациях в Дагестане - в виде стильных контейнеров (читаем: не спонтанный рынок-базар-вокзал) с лого "Дагестан - территория туризма", возможностью не только получить информацию, но и попить вкусный кофе с булочкой. Если вы были на Ирганайском водохранилище или в Сулакском каньоне, точно такие видели. Жаль только, что порой они стоят закрытыми, и мусора вокруг полно😢

ТУРИСТИЧЕСКАЯ СКИДОЧНАЯ КАРТА

Снова ИИ.
Снова ИИ.

Где инфоцентр, там и продажа скидочных карт гостя. Ну а как туристы смогут не только сэкономить, но и посетить всего побольше? Это же взаимовыгодная история. Тем более, что карта может действовать не только в рамках одного города, но и по всему региону. Посмотрите на Пасс Эльзас, в конце концов.

В идеале, такая карта должна давать скидки не только на музеи, но и на кафе/рестораны, катания на корабликах (если есть, где катать - да, Тюмень?), местный транспорт, мероприятия и т.п. Такой опыт, например, есть в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде и некоторых других городах. Так почему бы не расширить эту практику? А в идеале сделать как в Японии или музее Айя в Дубае: выдавать туристу специальный "паспорт", и пусть он везде ходит и ставит симпатичные штампики или клеит забавные стикеры с достопримечательностями. Такое даже взрослым будет интересно.

МАРШРУТЫ ПРОГУЛОК ДЛЯ ТУРИСТОВ

И опять ИИ.
И опять ИИ.

Да, можно быть фанатом, как я. Тратить кучу времени и сил на подготовку к поездке, составлению маршрута и изучению мест, где действительно интересно. Но большинство туристов просто хочет приехать и сразу пойти гулять, где красиво. Безо всяких лишних подготовок. А с этим не в каждом городе интуитивно разберешься. Поэтому идеально, если местные власти сделают 2-3 туристические прогулки продолжительностью от часа до 3-х. С пояснением, что и почему встречается на пути.

В этом плане мои фавориты - Пермь и Екатеринбург. Первый - за продуманные аудио-маршруты, о которых я писала ТУТ. Второй - за красную линию, отрисованную для гостей города на асфальте. И тоже с аудио сопровождением. Думаю, в каждом уголке нашей страны полно специалистов, которые могут такой маршрут составить и озвучить - историков, культурологов, архитекторов, талантливых экскурсоводов. В дополнение к этому всему должны иметься бумажная карта или мобильное приложение. Например, как у Куршской косы.

Маршрут не обязательно должен быть "топорным". В виде квеста будет еще интереснее. Такие, например, делают ребята из проекта КвестГород, у которых пока не так много маршрутов. Почему бы не поддержать подобную частную инициативу на уровне властей и массово не предложить это туристам? Как вариант, можно сделать квест по местам съемок фильмов или связанным с известными личностями города, или по местному стрит-арту - это всё дело фантазии.

СТРИТ-АРТ

Источник - тот же.
Источник - тот же.

Классические музеи - это, конечно, хорошо. Ну а как же современность и творчество? Стрит-арт, между прочим, - идеальная возможность эстетично спрятать недоработки местных властей. Развалины, недострой, некрасивый дом? Решение есть - дайте творческим людям самовыразиться. А потом еще и туристический маршрут тут бахните. И главное, для чиновников это почти бесплатно. Впрочем, стрит-арт - это уже хорошая традиция в некоторых городах, о чем я уже писала ТУТ. Но подчас не хватает покровительства данным творческим объектам. Кое-где местные работники ЖКХ умудряются замазывать фестивальные объекты. Зачем? За что? Сделайте из них собственный бренд! В Лион, например, ради местных муралов люди со всего мира едут.

ФЕСТИВАЛИ

Ну, вы поняли.
Ну, вы поняли.

Раз уж заговорили о стрит-арте, то не лишним и организовать соответствующие фестивали - пусть люди и художники съезжаются, пусть туристы оценивают работы и выбирают лучшие, пусть там будут мастер-классы для молодежи, всякие крутые концерты местных исполнителей и интересные сувениры от локальных умельцев.

Да и помимо стрит-арта, фестивальных тем предостаточно: гастрономия, местные вина и пиво, лаванда и прочие урожайные дела, музыка и танцы, да что душе угодно. Предел - только фантазия. Но главное, чтобы было реально красиво и интересно, а не как Праздник огурца в Луховицах. В 2024 году уже никому не нужна лубочная скукотища, лишь бы отчитаться.

ТУРИСТИЧЕСКИЕ СПЕЦПРОЕКТЫ

Источник - как обычно
Источник - как обычно

В долгосрочной перспективе - крутейшая штука. Находишь, чем богата твоя местность, и делаешь из этого туристический бренд. Один мы точно знаем - "Золотое кольцо". А вот еще, например:

  • проект "Красная нить" в Иваново - про местную текстильную промышленность
  • проект "Потаенная Россия" в Плёсе - восстановление исторических зданий и размещение в них туристических объектов
  • проект "Дом за рубль" в Томске - восстановление исторических построек

Хорошая (хоть и не новая) задумка с Ассоциацией самых красивых деревень, о которой я уже писала ТУТ. Вопрос только, почему из 44-х локаций жилье есть только в 9-ти, а подавляющее большинство "самых красивых" населенных пунктов выглядит так, что туда ни за какие коврижки не захочешь ехать. Вы подсмотрели идею у Франции, не страшно. Но хоть полистайте в Интернете, как у французов выглядят самые красивые деревни, и начните уже что-то делать. Инвесторов, что ли, привлеките. Ведь одной экскурсией (и то, если она есть) о том, как тут все было когда-то, турист сыт не будет. И покрасить жуткой краской пару домов тоже недостаточно.

ТРАНСПОРТ

Тут все очевидно. Но идея, думаю, понятна.
Тут все очевидно. Но идея, думаю, понятна.

Это моя личная боль и то, что заставляет меня не хотеть путешествовать по России. Да-да, не все обязаны водить автомобиль.

Знаете, сколько в Карелии крупных национальных парков? Четыре. А знаете, до скольки из них можно добраться на общественном транспорте? Примерно ни до одного. Спасибо, что хоть в Рускеалу и до Воттоваары с недавних пор стало возможно добраться на поезде/автобусе. Правда, это заслуга не властей региона, а РЖД.

А вот в соседней Финляндии, например, 41 национальный парк. И почти до каждого ходит обычный общественный либо спецтранспорт.

А как добраться своим ходом из условной Москвы до Никола-Ленивца или Усадьбы Поленова? Миллиард часов в пути, сто пересадок, и вы на месте. При том, что эти туристические объекты тоже не вчера возникли и находятся не так далеко от столицы.

На самом деле, тут хотелось бы привести удачный пример региона, где с транспортом всё хорошо, но что-то мне на память ничего не приходит. А ведь пока не будет нормального транспорта, то и туризм развиваться не будет. И мне откровенно непонятно, что мешает взять карту с важными туристическими объектами и пустить по ним транспорт, хотя бы на лето. Пока во Франции курсируют муниципальные автобусы между всеми замками Луары, мы два дня ждем единственного автобуса до Териберки🥴

РАЗНООБРАЗИЕ

Тоже ИИ
Тоже ИИ

Вторая боль после транспорта. Бывало, захочешь поехать в какой-нибудь город. Открываешь список достопримечательностей, а там: Кремль (в лучшем случае), 100500 храмов, 33 мемориала и 5 самых обычных городских парков. Спасибо, мы это уже видели. Вообще-то хочется в отпуск, где развлечения и впечатления. А такое я и у себя дома посмотрю.

Понимаю, что вытащить кучу новых локаций, как фокусник из шляпы, сходу не получится. Но достопримечательность не обязательно создавать в материальном выражении. Например, многие маленькие (хотя и крупные тоже) городки Франции летом любят делать вечерние световые шоу на знаковых местных зданиях - церквях, ратушах и т.п.

Интересный опыт есть у парка "Южные культуры" в Адлере: там проводится очень классное ночное мультимедийное шоу "Оживший парк".

Или, например, сейчас многие солидные исторические здания (и даже дворцы) заняты всякими санаториями, территория которых закрыта для простых смертных. Вот "Мацеста", например, водит всех желающих к себе на экскурсии, да еще и какие! А уж парк санатория "Айвазовский" - вообще сказка! Это вам не позорный входной билет, чтобы посмотреть снаружи на Дворец княгини Гарариной и мыс Плака в Крыму. Впрочем, грех жаловаться - многие подобные заведения не пускают даже одним глазком.

Почему бы, например, не сделать нормальные регулярные экскурсии по историческому зданию Банка России в Нижнем Новгороде? И подумать, а что подобное можно сделать в своем городе.

ПЛЮШКИ ДЛЯ ТУРИСТОВ

"Дегустация", по мнению ИИ.
"Дегустация", по мнению ИИ.

Кто-то наверняка слышал, как сэкономить на посещении королевского дворца Кёнбоккун в Сеуле. Достаточно простого советского... прийти в национальном костюме, и тебя пропустят бесплатно. И туристу приятно, и фото красивые.

Идею с переодеваниями поддержали и в Ростовском Кремле. Правда, никакой экономии. Прокат нарядов находится на территории музея, и придется заплатить не только за него, но и за вход. А ведь можно же было и по-другому. Особенно учитывая, что Ростов Великий - ну такая себе "жемчужина Золотого кольца".

Да, нужна замануха. Берешь билет в один музей, получаешь скидочку в другой. В Туле, например, эту тему уже прощупали. Что мешает остальным?

И в таком же духе. Идешь в музей кимчи, получаешь в конце бесплатную дегустацию кимчи (ну, это тоже в Сеуле). Едешь в историческую усадьбу Ля Гранха (на Майорке), получаешь дегустацию местных пончиков с местным же апельсиновым джемом, неограниченную дегустацию домашних вин и шоу национальных танцев в подарок. Посещаешь в Форт Аль-Хосн (Абу-Даби), получаешь традиционную кофейную церемонию в шатре.

ЕДА

-12

Самый простой способ сделать из туристического направления конфетку. Ведь вкусно поесть любят все. И это то, где проще всего найти свою фишку. Раскопали древние рецепты блюд? Открыли средневековую Таверну в Выборге, куда не зарастёт народная тропа. Прочуствовали, что калачи могут быть брендом? Получайте очередь в "Калачную" в Коломне. Или там же - чаепитие в яблоневом саду с местной пастилой. В конце концов, кулинарные традиции можно придумать, найти местных фермеров, которые готовы все это реализовать, выпустить вкусные сувениры.

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ТУРИЗМА

-13

Но главное это все популяризировать. В той же Франции, например. Зайди в любой супермаркет. А там на полочке - "те самые конфеты, которые сделаны вот в том самом Аббатстве, где монахи обладают тем самым тайным рецептом"... И вот тебе уже хочется ехать в это Аббатство и смотреть, что у них там за тайны. А у нас из популярного сколько локальных продуктов наберется? Многие даже не знают, что, помимо тульских пряников, есть куча других, и все они отличаются технологией приготовления и вкусами.

Так что реклама рулит туризмом. Но пока до этого догадалась только Калуга. Кто из Москвы, наверняка видел в метро рекламу ее туристического портала с удобным куаркодом. Мол, переходите на сайт и приезжайте к нам, гости дорогие. Людям ведь надо постоянно напоминать, где они могут в отпуске потратить свои кровно заработанные денежки. Иначе они в Турцию поедут - ее вообще и тут, и там показывают.

СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ

-14

Не знаю, почему, но не все понимают, что она должна быть оригинальной. Поварешки с росписью, деревянные чётки, свистульки и куклы для привлечения денег и любви, увы, уже не оригинальны.

Вот в Казани всё поняли, и крутые сувениры, которые не стыдно подарить, уже вытесняют китайские убогие магниты. То же самое поняли и в Туле - зайдите в "Октаву", глаза разбегутся, какое все интересное и красивое. В Сочи пошли еще дальше - там можно и крутое пиво из горной пивоварни привезти, и качественную косметику из местных трав. А в Музее первого полета в Гагарине продают космопит. И народ же по полчаса за ним в очереди стоит. А всё потому, что это поинтереснее, чем ракушка с дельфином и корявой подписью "Черное море - 2024". Впрочем, у меня таких даже три. Не спрашивайте, зачем🤦‍♀️

Вы скажете, что на всё это нужны деньги. А я отвечу: "Конечно, нужны". Но в туризме только так. Не вложишься - не получишь отдачи. Было бы желание, а источник финансирования всегда найдется.

В общем, делитесь мыслями. Я - Маша, жду ваших комментариев и подписок😉