Российская экспозиция на выставке 1900 года в Париже произвела настоящий фурор. Россия как главный союзник французов договорилась о том, чтобы занять самую большую площадку на выставке.
Больше пяти миллионов рублей пришлось потратить властям и разного рода меценатам на то, чтобы в 1900 году возвести в Париже огромный русский павильон, который расположился на 24 тысячах квадратных метров.
Масштаб мероприятия превосходил все мыслимые границы: как раз к международной выставке французы построили в Париже Эйфелеву башню и мост, который получил название в честь русского императора Александра III. Также гости выставки могли при желании прогуляться по авеню Николая II.
Для некоторых частей экспозиции из-за недостатка места возводились специальные здания, а центральный павильон — его называли «павильоном русских окраин» — был выполнен в архитектурном стиле московского и казанского Кремля. Рядом с павильоном отстроили Кустарную улицу: на ней расположились барские хоромы, традиционные русские избы и деревянные церкви. А прямо рядом с Эйфелевой башней продавались сувенирные бутылки с русской водкой.
Огромное впечатление на иностранцев произвела экспозиция, посвященная строительству Транссибирской магистрали: так, например, проект моста через Енисей русского инженера Лавра Проскурякова получил золотую медаль выставки. Хрустальный гран-при выставки получили работы Каслинского завода, который демонстрировал шедевры литья. Золотую медаль взял, в частности, музыкант Василий Андреев за игру на традиционных русских музыкальных инструментах. Всего же российская экспозиция получила свыше полутора тысяч наград.
В целом, парижская выставка 1900 года оказала серьёзное влияние на развитие искусства в России: она ознаменовала период возвращения к корням, когда художники начали черпать вдохновение в фольклоре и русской старине.