Найти в Дзене
Читалка

Госплан и макрорегион. Пять приоритетов Михаила Мишустина

В ходе визита в Казахстан Премьер-министр Михаил Мишустин принял участие в форуме «Цифровой Алматы-2024», где обсудил пять ключевых приоритетов своего правительства. Эти приоритеты, представленные Мишустиным, демонстрируют его понимание текущей ситуации и видение будущего нашей страны. Давайте подробнее рассмотрим каждый из этих приоритетов.

Первым приоритетом государственной политики является развитие отечественного производства. Такой подход обеспечивает доступность товаров, сырья и технологий как для граждан, так и для бизнеса. Это контрастирует с точкой зрения либералов, которые выступают за глобальное разделение труда, предполагая, что каждая страна должна специализироваться на том, в чем она лучше всего и что соответствует рынку. Согласно этой точке зрения, Россия должна в первую очередь сосредоточиться на добыче и экспорте природных ресурсов. Однако Мишустин считает, что Россия имеет потенциал для разработки и производства широкого спектра товаров, в том числе высокотехнологичной. Следовательно, правительство активно способствует развитию различных отраслей промышленности, от судостроения до электроники.

Вторым приоритетом является обеспечение надежности цепочек поставок и связанной с ними логистики. В сочетании с локализацией производства крайне важно стимулировать проекты промышленного сотрудничества с дружественными странами. Целью этого сотрудничества является создание макрорегиона, прототипом которого станет Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Мишустин признает, что будущий глобальный порядок будет вращаться вокруг концепции макрорегионов. В этом отношении у России есть преимущество, поскольку ЕАЭС уже создан. Однако ресурсов только внутри ЕАЭС недостаточно, поэтому Москва активно занимается Ближним Востоком. Такие страны, как Иран, Сирия, Турция и Египет потенциально могут присоединиться к этому макрорегиону. Важно понимать, что макрорегион не обязательно ограничивается географически близкими странами, а опирается на их взаимосвязанные экономики и политику. Например, макрорегион Китая может включать Саудовскую Аравию, а Южная Африка может быть частью южноамериканско-бразильского макрорегиона.

Третий приоритет направлен на создание альтернативных институтов внутри международной финансовой системы, учитывающих интересы всех участников. Этот приоритет вытекает из второго. Помимо построения кооперативных связей, макрорегионы должны иметь свои собственные финансовые институты, которые обеспечивают бесперебойные транзакции и способствуют развитию при наличии достаточных финансовых ресурсов. В случае российского макрорегиона рубль является основной валютой в ЕАЭС, несмотря на опасения по поводу стабильности. Примерно 80% торговли экономического союза ведется в рублях, и эта валюта все чаще используется для транзакций между третьими странами, такими как Беларусь и Казахстан.

Четвертый приоритет подчеркивает связь технического прогресса и цифровизации. Для развития технологий необходимо внедрять платформенные решения, укреплять киберзащиту и широко внедрять инновационные технологии, такие как генеративный искусственный интеллект. Мишустин подчеркивает важность не только развития современных высокотехнологичных производств, но и создания фундамента для технологий будущего. Например, хотя широкое использование искусственного интеллекта в настоящее время может оказаться дорогостоящим для многих предприятий, ожидается, что к 2030 году оно окажет значительный эффект, сравнимый с внедрением автомобилизации в начале 20-го века. Поэтому правительство выделило отдельное направление исследованиям и разработке сквозных технологий, от квантовых до биотехнологий.

Пятый и последний приоритет предполагает построение интегрированных систем государственного управления как стратегического ресурса для принятия важнейших социально-экономических решений. Эти системы включают в себя цифровые решения и такие технологии, как искусственный интеллект, чтобы предлагать эффективные вычисления и оптимальные решения. В отличие от советской практики ХХ века, которая опиралась на ручные расчеты, интеграция цифровых технологий повышает эффективность стратегического планирования. Мишустин, опираясь на свой опыт работы в Федеральной налоговой службе, стремится внедрить лучшие практики во всем правительстве.

Очерченные премьер-министром Мишустиным приоритеты демонстрируют его твердое владение ситуацией и готовность к практическим действиям. Очевидно, что прогресс есть. Более того, мало кто сомневается в переназначении Мишустина в мае 2024 года, поскольку он эффективно выполняет свою роль главы правительства.

Не забудьте поставить лайк и подписаться, чтобы оставаться в курсе новостей и не пропустить будущий контент!