Найти тему
Строительный мир

На Дальнем Востоке реализуют проект с 40-летней историей. Видные ученые бьют тревогу

Оглавление

История этой инициативы насчитывает порядка 40 лет. В свое время ее реализации помешал распад СССР. В 1990-х из-за снижения спроса на электроэнергию проект временно положили на полку, однако в 21 столетии снова актуализировали. По словам экспертов, он имеет важное значение как для безопасности, так и экономического развития Дальнего Востока. Правда, у данной задумки есть и свои критики, полагающие, что ее воплощение нанесет непоправимый вред природе.

Речь идет о Нижне-Зейской гидроэлектростанции, фигурировавшей в документах советского времени под именем «Граматухинская ГЭС». В 2006-м ПАО «РусГидро» (тогда — ОАО «ГидроОГК») обещало ввести объект в эксплуатацию в 2015 году. К работам на площадке планировали приступить в 2008-м. Но не случилось. Виной тому — финансовый кризис.

В то же время от проекта, существенно переработанного по сравнению с вариантом 1980-х, не отказались. Ограничились лишь переносом сроков — первые гидроагрегаты пообещали запустить в 2019-м. Но по сути подготовительные мероприятия в этом направлении со временем сошли на нет. Тема снова вышла на повестку дня после разрушительного наводнения 2013 года.

Специалисты отмечали, что новая ГЭС на Зее поможет контролировать часть стока реки. Но ясности относительно проекта не было, хотя его инициаторы периодически заявляли, что объект крайне важен для Дальнего Востока и обязательно будет построен. В 2021-м в комментарии нашему каналу начальник Управления стратегических сделок ПАО «РусГидро» Александр Захаров отметил, что все четыре гидроагрегата (по 100 МВт) запустят до 2028-го.

© Из Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2017 г. № 1209-р
© Из Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2017 г. № 1209-р

В апреле 2023-го первый замглавы энергетической компании Роман Бердников заявил, что решение относительно проекта принято и специалисты приступили к подготовке необходимой документации. Причем речь шла сразу о двух ГЭС — Нижне-Зейской и Селемджинской. В сентябре того же года «РусГидро» и правительство Амурской области на Восточном экономическом форуме заключили соглашение о взаимодействии при строительстве этих гидростанций.

Обуздать природу

Что касается первого из упомянутых объектов, то его возведение планируется в Мазановском районе Амурской области, ниже Зейской ГЭС, контррегулятором которой он и станет. Левобережная земляная плотина будущей станции будет достигать в длину почти 1,2 км, правобережная — 600 м; водосбросная плотина — 22 м. Среднегодовая выработка электроэнергии составит 2,1 млрд кВт*ч.

На кафедре корпоративного управления и инноватики РЭУ имени Г.В. Плеханова нам рассказали, что новые ГЭС внесут существенный вклад в защиту от наводнений населенных пунктов и территорий в бассейне реки Амур. Во время паводков в нижних бьефах гидроузлов, благодаря данным объектам, уровень воды в долинах рек Зеи и Селемджи удастся снизить на 3-5 м. Кроме того, эти гидроэлектростанции будут давать дешевую энергию (в том числе и на экспорт в КНР), что положительно отразится на развитии дальневосточных регионов.

Правда, по мнению отдельных экспертов, у этих проектов есть и обратная сторона, о чем в январе 2024-го, как сообщает информагентство «AMUR.LIFE», на одной из конференций заявил гидролог, эколог, экономист, д.э.н., научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян. Проведенные по запросу МЧС исследования, как отметил видный российский ученый, показали, что создание водохранилищ в указанных местах представляет серьезную опасность для окружающей среды.

© Rubets / wikimapia.org / CC BY 3.0 (Норский заповедник, расположенный в междуречье Селемджи и Норы. Площадь заповедника составляет 211 тыс. Га, непосредственно охранной зоны — 10 тыс. Га. На его территории обитает около 40 видов млекопитающих, более 180 видов птиц, включая занесенного в Красную книгу дальневосточного аиста, и 30 видов рыб)
© Rubets / wikimapia.org / CC BY 3.0 (Норский заповедник, расположенный в междуречье Селемджи и Норы. Площадь заповедника составляет 211 тыс. Га, непосредственно охранной зоны — 10 тыс. Га. На его территории обитает около 40 видов млекопитающих, более 180 видов птиц, включая занесенного в Красную книгу дальневосточного аиста, и 30 видов рыб)

По его словам, если проекты реализуют без изменений, тогда с федеральным заказником «Орловский» и заповедником «Норский» можно будет попрощаться. Большая их часть окажется под водой, а ведь там, как подчеркивает эколог, обитают краснокнижные птицы и около 20 тыс. особей сибирских косуль, 70% которых попросту погибнет. Специалисты Института водных проблем РАН предлагают пересмотреть проект. Как замечает Данилов-Данильян, есть шесть альтернативных вариантов по переносу места строительства ГЭС.

Раннее похожие опасения были высказаны представителями межрегиональной общественной организации «Экспертный совет по заповедному делу», направившей соответствующее обращение премьер-министру РФ Михаилу Мишустину. В документе, подписи под которым поставили многие видные отечественные ученые, в частности говорится о том, что возведение гидроэнергетических объектов не решит проблему наводнений, но создаст острые экологические и социально-экономические проблемы. Кроме всего прочего, упоминается об уничтожении мест обитания редких видов животных и растений, затоплении ряда населенных пунктов, оскудении рыбных ресурсов и снижении продуктивности сельскохозяйственных земель.

© Stas Kulesh / Wikimedia Cmmons / CC BY 2.0 (Река Зея)
© Stas Kulesh / Wikimedia Cmmons / CC BY 2.0 (Река Зея)

В феврале текущего года первый замглавы ПАО «РусГидро» Роман Бердников заявил, что проектные работы продолжаются. В 2025-м будет названа окончательная стоимость строительства (раннее возведение двух ГЭС оценивалось примерно в 120 млрд руб.) и определены источники финансирования. В компании также уверяют, что делают все необходимое, чтобы уменьшить воздействие гидроэлектростанций на окружающую среду, включая влияние на заказники и маршруты миграции сибирской косули.