Начиная необычную рубрику, и чтобы никого не соблазнить, хочется сказать следующее.
Опыт святых, конечно же, остается непререкаем. Это были люди, вдохновленные Святым Духом, поэтому к их наследию будем относиться с максимальным уважением и благоговением.
Однако, во-первых, и сами святые зачастую спорили друг с другом.
Например, о том, конечны или бесконечны будут «вечные муки» грешников.
Так св. Григорий Нисский в противоположность св. Иоанну Златоусту утверждал, что они все-таки будут для большинства грешников конечны.
А из недавнего – знаменитый спор между святителями Игнатием Брянчаниновым и Феофаном Затворником об ангельской природе.
Как известно, св. Феофан утверждал, что ангелы абсолютно духовны, в то время как св. Игнатий настаивал на том, что абсолютный Дух – только Бог, и все остальные творения по сравнению с Ним будут иметь ту или иную степень материальности.
Но есть еще один фактор, позволяющий нам рассматривать опыт святых все-таки с некоторым критическим настроем и определенной степенью относительности.
Жизнь постоянно и во все вносит свои коррективы и ставит перед нами вопросы, которые не стояли и не могли стоять перед предыдущими поколениями верующих и святых.
Например, им и в голову не могло прийти, что люди будут менять свой пол или научатся клонировать себе подобных.
На эти вызовы и еще бесконечное количество других вызовов, которые ставит перед нами жизнь, нет прямых ответов в святоотеческом опыте.
Значит, нам нужно учиться вырабатывать их самим, опираясь на святоотеческий опыт и незыблемые христианские истины, закрепленные в Библии.
Кроме этого, некоторые высказывания святых еще и не до конца правильно понимаются, ибо не могут быть абсолютно истинны, не взирая на духовное состояние времени, в котором они высказывались и произносились.
Что ж, после такого вступления, давайте сделаем первую такую попытку «спора со святыми».
Святому преподобному Серафиму Саровскому из его знаменитой беседы о цели христианской жизни со своим «служкой» Николаем Мотовиловым принадлежит следующая цитата:
«Стяжи дух мирен (вариант: спаси себя) – и тысячи спасутся вокруг тебя».
Цитата приобрела такой непререкаемый смысл, что, кажется, выражает абсолютную истину. Однако же, стоит разобраться.
Во-первых, даже если мы возьмем жизнь самого святого Серафима – мы не увидим буквального исполнения этих слов.
Себя-то он спас, безусловно, но вот, кого ни возьми из его окружения, почти всегда будет некая неопределенность.
Взять того же Николая Мотовилова. Уже сам батюшка говорил, что в нем роковым образом слилось мирское и религиозное, да и внимательные исследователи его жизни указывают на некоторые весьма негативные стороны его характера и поведения.
Из тех толп, окормляемых батюшкой паломников, которые устремлялись к нему в Саровский монастырь, мы тоже ни с какой долей уверенности не можем говорить о «тысячах спасенных».
Как тогда, так и сейчас многие из паломников решали и решают чисто бытовые нужды и затруднения, совершенно не озабочивались спасением собственной души.
Но как ни ценен опыт святых, все-таки главный урок мы должны извлечь из жизни нашего Спасителя Иисуса Христа.
Разве мы видим «тысячи спасенных» вокруг Него?
Наоборот, мы зачастую видим нечто совершенно противоположное. Все больший отход от Него сочувствующих и учеников.
Причем, чем более глубокие истины вещал людям Христос, тем большее число людей не спасалось, а «отходило» от Него.
Вот очень яркий пример, буквально обозначенный в Евангелии от Иоанна.
Когда наш Господь заявил о том, что Он есть «хлеб, сшедший с небес», и что нужно есть и пить Его Плоть и Кровь – вот какой это произвело эффект:
«С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». Ин. 6.66.
Где здесь тысячи спасенных?
Да и вообще, разве не оказался наш Спаситель в итоге всеми брошен и покинут, в том числе и ближайшими Своими учениками?
«Тысячи спасенных» появятся гораздо позже. И за время Своей земной жизни Господь Иисус Христос их так и не увидел.
Но есть и положительные примеры, подтверждающие слова св. Серафима Саровского.
Например, св. преподобный Сергий Радонежский.
Вокруг него действительно на горе Маковец в Подмосковье образовалась «община спасенных», и еще при своей жизни он вполне мог увидеть «тысячи спасенных» среди тех монастырей, которые основал он или его ученики.
Значит, как мы разрешим загадку слов св. Серафима?
А она есть в словах Спасителя, - кстати, по поводу того случая с массовым «отходом» от Него учеников:
«Но есть из вас некоторые неверующие…
…никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего». Ин. 6. 64-65.
Значит, тысячи спасенных вокруг «стяжавшего дух мирен» и спасшего свою душу могут образоваться только в одном-едином случае.
Если это сами будут верующие люди, и Сам Бог привлечет их к спасенному святому.
В противном случае, как в случае с нашим Спасителем, как в бесчисленных случаях с другими святыми, никаких «тысяч спасенных» не будет.
Сколько ни бейся тот или иной святой – не будет.
Не будет – потому что не было желания спасаться у этих самих тысяч. Сердца их были закрыты, и потому Бог их не привлек к спасению.
Поэтому стоило бы слегка дополнить высказывание св. Серафима:
«Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи из тех верующих, кто хотел спасаться и кого привлечет к тебе Бог».
Согласны?