Здравствуйте, уважаемые читатели! Поговорим сегодня об очередном, как бы это по приличнее сказать....? Так как нецензурных слов на нашем канале мы не употребляем, назовём это антисоветским фэнтези. Очередное антисоветское фэнтези называется "Мастер и Маргарита" по мотивам романа Михаила Булгакова.
Фильм совсем недавно вышел, но уже успел вызвать скандал и недовольство зрителей. У россиян возникает много вопросов: почему вместо хорошего кино опять сняли фуфло? почему огромные деньги от министерства культуры получает американский, по сути, режиссёр, который желает победы в СВО отнюдь не России? почему не уважают роман Булгакова? почему главные роли получили антироссийски настроенные актёры? не засиделась ли на своём месте министр культуры РФ? И уже начали извиняться продюсеры, правда, не за то, за что все хотели.
А вот вопрос "Вы что умнее Булгакова?" задавать режиссёру и сценаристу Михаилу Локшину и второму сценаристу Роману Кантору (автору таких чеканных полотен как "Супербобровы" и "Эпидемия") бессмысленно. Они и хотели снять то, что у них получилось. По сути им всё равно, какую основу бы им дали для сценария. Антисоветчину эти творцы состряпают из любого материала. Но в этот раз они ещё и Булгакова обга... переделали. Кстати, как мне кажется, слоган этого фильма: "Ешьте гадость с лопаты, не обляпайтесь" и в первый раз фамилию режиссёра я прочитала как "Ложкин", поэтому в моём разборе он будет Ложкин. Почему "творцам" можно по-своему воспринимать творчество Булгакова, а мне также их творчество нельзя воспринимать?
Мне с фильмом "Мастер и Маргарита" (другое название "Воланд") было всё понятно уже в 2023 г. Когда я первый раз увидела Аугуста Диля, играющего Воланда, сидящего на перевёрнутой кремлёвской звезде (пентаграмме). Картинка как бы намекала, что настоящее зло - это СССР. Из режиссёра и сценариста получились отличные намёкщики (я знаю, что такого слова нет, но оно хорошо подходит к ситуации).
Так давайте же рассмотрим подробнее, что же нам наснимали за 1,2 млрд. наших с вами рублей.
Сразу хочется сказать, что зрителю незнакомому с романом Булгакова будет трудно понять, что же происходит - так "талантливо" снято. Также нужно отметить, что фильм косит под ужастик, но он какой-то нестрашный. Мерзкий, да, страшный - нет.
Сначала кратко пробежимся по сюжету романа Булгакова, чтобы понимать, что "талантливо" переделали творцы в фильме.
Итак, примерно в 1931 г. в Москву в страстную седмицу, накануне пасхи, прибывает Сатана-падший ангел-Воланд со свитой, состоящей из бесов разной степени силы (Фагот-Коровьёв, Азазелло, Бегемот) и вампирши Геллы. Прибывает он для того, чтобы явить миру евангелие от Пилата или от Сатаны (это уж как кому нравится). Москва и СССР идеально подходят, ведь здесь отказались от бога. Евангелие нужно для пришествия в мир Антихриста. Но так как Сатана-Воланд — падший ангел (ангелы к творчеству не способны; способны только бог или люди), он находит исполнителя своей воли - последнего Фауста. И это мастер (в романе его наименование идёт с маленькой буквы). Мастер когда-то работал в музее, но однажды в мусорной корзине он нашёл лотерейный билет, который приносит ему большую сумму денег. Мастер бросает небольшую комнатушку ("проклятую дыру") жену, которую потом даже не вспомнит как зовут. Поселяется в маленький уютный подвал, в котором есть даже ванна. Кстати, то что мастер нашёл билет в мусорной корзине — это намёк на дарителя Воланда-Сатану-Повелителя мух-Вельзевула. А также в номере билета присутствовала цифра 13.
В маленьком уютном подвале мастер пишет роман о Понтии Пилате, который наш писатель увидел во сне. Это тоже намёк на то, кто ему послал эту идею (Воланд — отец лжи, которому подчиняются сновидения). Так как последний Фауст-мастер — безвольное нежное создание, Воланд посылает ему Маргариту, жену высокопоставленного советского инженера. Разгорается страсть. Маргарита одержима мастером и романом. А так как она девушка пробивная и со связями, то она начинает проталкивать роман и способствовать тому, чтобы его издали. Но на пути евангелия от Сатаны встаёт советская критика, которая громит это произведение. Мастер, так как он натура нежная, от нескольких статей, пусть и критических, сходит с ума. Хочу напомнить читателям, что критика в советской литературе — это совершенно нормальное и полезное явление. Были, естественно перегибы (о них даже написал фельетон "Про критику в Советском Союзе" поэт Василий Лебедев-Кумач). Мастер имел возможность ответить на критику, но не ответил, а самоустранился в дурдом. Его нам показывают отнюдь не положительным персонажем — он с лёгкостью бросил жену (даже неизвестно развёлся ли он или нет), он мечтает о смерти для критика Латунского (вдумайтесь за критическую статью мастер мечтает об убийстве критика) и сожительствует с чужой женой Маргаритой. Маргарита тоже весьма своеобразный персонаж. Неработающая жена высокопоставленного человека, которого она в грош не ставит и легко ему изменяет со встречным-поперечным. Она не работала ни дня в своей жизни и не собиралась. Она мается от скуки и грустит. А в конце концов продаёт душу дьяволу.
Тем временем свита Воланда наводит шороху в Москве и находит паству для нового евангелия. Паства уже готова — это отвратительные Булгакову мещане — посетители варьете, нечистые на руку чиновники и другие персонажи. Воланд устраивает на пасху сатанинский бал, возрождает сожжённый мастером роман-евангелие, но в мир эта книга всё равно не выходит. Путь банде Воланда смело заступает НКВД (тоже представители советской власти). Мастер и Маргарита за свои услуги Сатане получают вечный покой на даче - то есть вечное забвение и смерть. Более подробно о романе читайте здесь.
Что же мы видим на экране? Кино всегда начинается с первого плана, как утверждает режиссёр Галина Щерба. Рекомендую её режиссёрские разборы. Первый план — это огромная светящиеся надпись "искусство в массы". С одной стороны — это очень тонкий намёк на дом, где живут литераторы. Но с другой, надпись как бы издевается над зрителем и говорит: сейчас мы покажем вам своё искусство — ешьте, не обляпайтесь. Потом мы видим квартиру критика Латунского (которого играет крыска Лариска из фильма новый "Чебурашка" — Дмитрий Лиходеев; он здесь опять в знакомом амплуа — критика-крыски). Квартира отделана в очень интересном дизайне. Громит помещение невидимая Маргарита. Героя нам не представляют. Просто невидимая Маргарита со сладострастными стонами уничтожает обстановку квартиры и если бы в ней был критик, то она бы его убила. Потом Маргарита залетает в другое окно и рассказывает испуганному шумом мальчику сказку про саму себя — тётю, у которой не было детей, поэтому стала злой.
Нужно обязательно отметить, что в фильме мы видим две Москвы. Одна реальная — вся в бесконечной стройке. Видимо, режиссёр хотел сказать, что строят новый мир. Стройка, кстати, раздражает очень. А вторая Москва из видений Мастера. Вторая глючная Москва похожа одновременно на Готэм-сити, город Восторг из игры "Биошок" и на строения в игре "Atomic Heart". Я так полагаю, что сделано это из желания режиссёра добавить голливудчины в нашу скучную жизнь. И в обычной и в глючной Москве мы видим приглушённые тона и мрачняк, как бы намекающий нам, что вокруг безбожный ад. Нет не так - АД!!! И даже дети в этой Москве играют в расстрел!
В фильме Мастер написал не только пьесу о Понтии Пилате, но он же пишет роман "Мастер и Маргарита". Мастер тут не какой-то отщепенец, а респектабельный член Союза писателей. То есть нам жирно намекают, что мастер - это Булгаков. По замыслу режиссёра мы видим и роман, и истинную жизнь Булгакова. Кстати, не зря подобрали актёра Цыганова на эту роль — он в некоторых ракурсах очень похож на Булгакова. Играет Цыганов, как и большинство актёров фильма очень плохо. Он унылый, с почти не меняющимся выражением лица. А уж его дикция. В актёрском ВУЗе актёру Цыганову не объяснили как нужно разжимать зажатую челюсть и говорить внятно? У меня работа связана с телефонными переговорами и какие только звуки от клиентов я не слышала за 12 лет работы! А тут даже я не всё разобрала. И да, я сразу слышу, когда у человека напряжена челюсть. Это называется производственный брак. Если создатели кинокартины выпускают её с таким качеством речи актёров, значит они даже не пытались сделать качественное произведение. А уж как все эти "профессионалы" невнятно бубнят текст Булгакова — это просто позор. Хотелось бы больше уважения, если не к зрителю, хотя бы к создателю романа.
В следующей сцене мы видим актёра Цыганова   Мастера в психушке, в этакой дизайнерской мраморной тюрьме с огромным балконом. Мастер пишет роман "Мастер и Маргарита", к нему заходит хромая санитарка-медсестра-зав. главного врача Ярмольника Стравинского (кто она по должности непонятно) Прасковья, чтобы сделать укол в мягкое место. Хочется похвалить актрису её сыгравшую — хромает и играет хорошо. Как зовут актрису сначала понять не могла, нормально нигде не написано (на одном сайте под исполнительницей роли вообще написано Пелагея, а не Прасковья, а на другой под актрисой нет подписи с её ролью). Уважение к актрисе и пользователям. Одна комментатор написала: "Как вы не узнали божественную Яну Сексте?" Божество какое-то местечковое, вот и не узнала. Но, Яна в этом фильме всё равно молодец! Снимается только во всякой дряни. Мастер крадёт у неё ключи и выходит на балкон. Огромный балкон, видимо, нужен для того, чтобы психам-арестантам было удобнее с него прыгать. Кстати, в книге клиника Стравинского была не адской больницей-тюрьмой в стиле "Atomic Heart", а вполне приличным врачебным заведением. Кстати, все заметили, что Ярмольник в луших традициях немецких фашистов измеряет Мастеру череп? Вместе с глючной Москвой - это жирный намёк на то, что коммнизм равно фашизм. 
Мастер заходит в мраморную камеру к поэту Ивану Бездомному, отстёгивает его от жёсткой койки (койка с железными креплениями как бы намекает на карательную медицину) начинает рассказывать предысторию.
Потом нам показывают надпись "год назад" на фоне стройки. В театре (он здесь вместо варьете) собирались ставить пьесу Мастера "Пилат".  Главную роль, в которой играет народный артист Игорь Верник Жорж Бенгальский. Но играет Жорж Бенгальский как всегда Игоря Верника. Мастер спешит в театр на премьеру и встречает Геллу, она же то ли Алла, то или Гала (с дикцией у актёров всё ещё проблемы). Гелла-Алла-Гала тут нам представлена как молодая, но амбициозная актриса, которая всеми способами собирается пробиться в театральный мир. Зачем режиссёру нужны были эти сюжетные выверты непонятно. Почему нельзя было оставить просто вампиршу? Гелла-Алла-Гала зачем-то пришита двигателем сюжета, потому что именно она упрашивает Мастера привезти её в закрытый литераторский ресторан, где играют джаз. Кстати, именно в этом ресторане администратор конфискует у Мастера удостоверение Союза писателей. Мастера выгнали заочно и в виде особого унижения удостоверение отдельной организации отбирает сотрудник ресторана! Вот это придумка! Вот это творцы! 
Ещё немного о Гелле-Алле-Гале, актрису тоже хочется похвалить. Несмотря на своеобразную внешность со следами вырождения на лице, за её игрой интересно следить.
Мастер заходит в театр, где в буфете литераторы жрут осетрину разной свежести (отсылочка к Булгакову). И тут нас переносят в Ершалаим-Иерусалим. А там Дракула! Точнее Понтий Пилат, точнее актёр Клас Банг, которого я знаю по сериалу "Дракула". И в этом сериале актёр умел играть. А в кино "Мастер и Маргарита" почему-то не умеет. У этого Понтия Пилата не болит голова, это просто актёр Клас Берг, на которого напялили римские шмотки и он явно их первый раз надел. Ходит Клас Берг и разговаривает с каким-то человечком 1,5 метра ростом. Это оказывается Иешуа Га-ноцри (Иисус из евангелия от Сатаны). Иешуа похож на чмо, но как бы тут это соответствует книжной первооснове. Он и должен быть таким, потому что Сатане выгодно показать противника в плохом свете. Вообще из этого фильма ершалаимские главы можно было смело убрать, они всё равно ничего толком не объясняют и никакой нагрузки не несут. Понтий Пилат бестолково мечется, об него вытирают ноги еврейские жрецы. Если зритель не знаком с романом Булгакова, он вообще не поймёт, что это было. Причём эти ершалаимские главы впихиваются в повествование совершено рандомно. Видимо, монтажёр не знал куда их впихнуть.
Возвращаемся к хождению Мастера по советским мукам. Мастер идёт на подготовку премьеры своей пьесы "Пилат". В день премьеры пьесу  неожиданно снимают с показа (наверное, намекают на театральные трудности Булгакова) из-за злобных критиков из Союза писателей. Примечательна сцена разбора декораций, как будто включили рубильник и роботы-рабочие начали разбирать декорации. Мастер пытается бороться и найти директора театра-варьете Лиходеева. Тот живёт в отвратительной нехорошей квартире, где внутри скоты и снаружи скоты.  Потом будет отвратительная сцена собрания в Союзе писателей, где мы видим одни и те же рожи лица, набивших оскомину актёров сериалов и кино Алексея Гуськова, Александра Тютина и других, которые из раза в раз и сериала в сериал играют одну и ту же роль. 
На собрании ярко и хамски выступает поэт Бездомный. Литераторы показаны отвратительными тварями, которых заботит только их карман. Нет, в романе Михаил Булгаков позволил себе жёсткую критику коллег по цеху, и, в общем-то соврал и не соврал одновременно. Да, в то время и в более позднее было много приспособленцев в среде интеллигенции — это читая правда. И Булгаков, действительно очень пострадал, нет, не от советской власти, а от этой самой интеллигенции. Но Михаил Афанасьевич сгустил краски. В то время было огромное количество честных и очень талантливых писателей: Шолохов, Фадеев, Серафимович, Островский, Гайдар. Но как получилось у автора, так получилось.
Так вот, на собрании критик Латунский трясёт журналом "Новый мир" — это заслуженный плевок Константину Симонову, одному из главных редакторов "Нового мира", благодаря которому в Советском Союзе и напечатали "Мастера и Маргариту". Ирония состоит в том, что антисоветские режиссёр и сценарист плюнули в коллегу по предательству. Симонов был одним из тех людей, которые продвигали Солженицына, и один из тех, кто настрочил лживых выдумок про Сталина. Награда нашла своего героя.
Происходит отвратительное судилище. Нам никто не объяснит почему же к пьесе о Пилате такое повышенное внимание. Будут намёки, что сам Сталин интересуется Мастером и именно он науськал критиков. Намёки очень-очень тонкие, но понятные. А вот зачем Сталину какой-то Мастер со своим Пилатом намекнёт нам дружок главного героя-сценарист Алоизий Магарыч. Типа в пьесе про "Пилата" и ершалаимских главах всё очень похоже на атмосферу страха в СССР. Якобы.
Мастер окончательно понимает, что советская действительность отвратительна, все люди скоты и лицемеры, особенно писатели. И только встреченный им немецкий профессор Воланд поддерживает Мастера и понимает его. Да, в этом кино Мастер знаком с Воландом, и кот Бегемот живёт в его подвале. А что такого? По мотивам же снимали, а не дословно!
И вот, на первомайской демонстрации Мастер взывает к Сталину (авторы кина намекают на письмо Булгакова Сталину, где писатель говорил, что он антисоветский автор и просит его выслать из СССР). Мастер пытается убиться прыгнув под машину с физкультурниками. Но его спасает Маргарита (артистка Снигирь), которая тоже хотела в этот день самоубиться сама(жаль нам не повезло - кино бы сразу кончилось), но судьба свела её любовью всей её жизни. И вроде здесь должна пробежать искра, ведь начинается великая любовь и страсть. Артистка Снигирь и артист Цыганов вроде пара в реальной жизни (он к ней радостно ушёл от семи детей). Но они оба уныло играют какие-то чувства. Как показывают страсть: актёр Цыганов лежит на полу своего подвала, а артистка Снигирь сбрасывает своё платье и сверкая рёбрами, ключицами и панталонами заскакивает на Цыганова. Ладно фильмы, если вы хотите посмотреть как выглядит чувство мужчины к женщине и наоборот — посмотрите клип "Карусель" французских певцов Амира и Индилы. Сравните как они в клипе на друг друга смотрят и как смотрят на друг друга артисты Цыганов и Снигирь. Ну, так у клипа был нормальный режиссёр, не Ложкин.
В Маргарите артистки Снигирь нет ничего от булгкаковской Маргариты. Ни чертовщинки, ни страсти, ни отчаяния — ничего. Просто уныло-красивая худая женщина. Режиссёр Ложкин, вы же могли её заставить хотя бы как-то двигаться по-особенному.
Кстати, а почему режиссёр и сценарист как-то забыл добавить Мастеру его книжное прошлое — брошенную жену, "проклятое дно", музей, а также очень серьёзное отношение к себе? Ох, уж это смешение акцентов. Надо было сделать Мастера-правдолюба и главного честного человека кина чистеньким.
Встретились Мастер и Маргарита гуляют по Москве и тут врывается сцена из глючной Москвы! Наконец-то на 39 минуте фильма мы видим первую сцену из романа Булгакова. Сцена на Патриарших. Правда, место само на себя не похоже (Москва-то глючная). Сцена по сравнению с романом скомкана. И в ней во второй раз появляется Воланд. Он услышал разговор Берлиоза и Бездомного о Христе (метров с трёх-пяти, там где обычный человек не услышит; ну, он же князь мира сего — сверхспособности, надо понимать). Воланд Аугуста Диля похож на маньяка, психопата и немножко рептилоида. А ещё он страдает комплексом неполноценности и его явно в детстве недолюбили — это всё у него на лице написано. Он так обижается на атеиста Берлиоза, что аж больно смотреть. Потом будет отрезание головы, беготня Бездомного по Москве (Бездомный примчится в ресторан для литераторов с джазом и даст в морду председателю Союза писателей). Отношения Мастера и Маргариты будут развиваться, она придёт к нему в подвальчик в современных чёрных очках, начнёт готовить, будет читать роман, а также говорить, что в нём вся её жизнь. Подумаем о том, отчего страдает Маргарита. Она замужем за замечательным человеком, но она его не любит. Этот замечательный человек её великолепно обеспечивает и она не стесняется брать денежки и носить дорогие платьюшки, очочки, бельишко, сумочки. Но любви-то нет!!! Детей нет, но про то, что она от этого страдает зритель давно забыл. Что-то менять, пойти работать или учиться она не собирается. Она хочет сбежать со своим любовником Мастером. Вот и всё.
А стремительно события скачут вперёд! Воланд с бандой отжимает нехорошую квартиру Лиходеева, Мастера лечат электричеством (3 раза показали как лечат, чтобы его жальче было) в лечебнице Стравинского, Мастеру отсыпает денег руководство театра (нет никакого лотерейного билета). Мастер с Воландом идут на советский мюзикл "Вперёд в будущее", который идёт вместо пьесы "Пилат" и именно там, а не в варьете начинается сеанс чёрной магии. Оцените тонкую задумку режиссёра Ложкина! Если в книге в варьете попёрлись в пасху отвратительные Булгакову мещане, которые готовы на любые унижения ради халявных денег и дорогих шмоток, то в фильме банда Воланда грубо прерывает мюзикл и начинает свой сеанс. Воланд будет там сидеть на высоком сооружении, в странной шапке и чёрных очках. Мне хотелось сказать: — "Верните мюзикл! Интересно же было!". И вот задумка режиссёра: обычные люди, пришедшие на нормальную постановку, показываются как скоты, которые побежали за халявой (ну, лицемерные совки же). А представляет этот сеанс у себя в голове Мастер, который тем самым вскрывает лицемерие совков. Ах, режиссёр Ложкин, ах, творец с большой буквы "Г" или "М" или "П"! Как кому больше нравится.
А потом будет ещё один показательный эпизод. Воланд затаскивает Мастера на оргию советских писателей, нквдшников и разных тёмных личностей. На оргии развешаны плакаты "Да здравствует рабоче-крестьянская власть" и пляшет Верник в роли белокурой Жози (тут отлично сыграл). Намёк на истинную ориентацию всей этой "элиты". Мастер с иронией смотрит на всё это. На оргии он встречает своих врагов, которые лицемерно говорят лозунги на собраниях, а тут открывают свой истинный облик. Чтобы подчеркнуть лицемерие этого сборища, Мастер провозглашает тост "За коммунизм!" Воланд кричит "браво" и радостно ржёт, а богема с хмурыми рожами пьёт за любовь за коммунизм.  Мастер, как я уже говорила, в этом фильме объявляется почти единственным честным и совестливым человеком на фоне совкого быдла. И всё бы хорошо, но хороших советских людей кроме Мастера, Маргариты, санитарки и исправившегося Ивана Бездомного в кино нет. Хочу похвалить режиссёра: сцена хорошо показывает сущность антисоветской интеллигенции, которая действительно примерно такой была и есть. Режиссёр о себе же снимал и о коллегах, которые зашли не в ту дверь. Правда, кое о чём режиссёр  забыл упомянуть. Это была лишь малая часть советских людей, а не все.
Потом НКВД по наводке дружка-сценариста Мастера, ловит нашего страдальца. Всех таскает по допросам. Почему такое внимание к автору "Пилата"? Очевидно, узнал себя в Пилате проклятый Сталин! Напомню, что в романе Булгакова нквдешники — это герои без страха и упрёка, которые ни бога, ни чёрта не боялись. Они смело вступают в бой с бандой сатаны. А тех, кто среди НКВД устроил заговор (Ягода) показаны на своём месте — на балу у Сатаны. Булгаков высмеял не только мещан, но и предателей. "Прекрасна" сцена, когда Мастер смотрит в окно тюрьмы, а там стоят кресты с распятыми людьми. Он, наконец-то сходит с ума и отправляется лечиться электричеством (в книге подобных мытарств не было и близко). Маргарита получает роман от санитарки-медсестры-зав. главного врача Ярмольника и реальность опять раздваивается. В нашей реальности Маргарита запивает горсти таблеток вином, а в другой реальности она натирается мазью Воланда и летит на бал. Во время натирания артистка Снигирь хорошеет, у неё появляется грудь, перестают выпирать рёбра (хорошая мазь - надо брать!). В сцене первого раздевания перед Мастером груди особо не было и она была очень худой. Потом бал у Сатаны. Маргарита в нашей реальности помирает, Мастер тоже. Москва горит, рушатся коммунистические символы. Воланд одаривает Мастера и Маргариту дачей на берегу моря и покоем и всё. Вот это кино! Вот это любовь! Занавес.
Почему всё это было? Наверное, потому что Воланд, страдавший комплексом неполноценности, детскими травмами и психопатией, ненавидел СССР за атеизм, сочувствовал Мастеру, как единственному честному и верующему человеку, ну и просто гадил, конечно. Нет ни Пилата, ни евангелия. А зачем? Цель-то у кина (я знаю как правильно пишется это слово, если что) другая. Цель — это, чтобы вы, дорогие читатели, продолжали думать, что СССР и социализм— это ад на Земле и, что частная собственность на средства производства должна быть вечной и неприкосновенной. Именно на это выделяются 1,2 млрд. рублей. И смена министра культуры тут не поможет. Поможет здесь только советская власть, но до неё нам ещё работать и работать.
Читайте хорошие книги и смотрите хорошие фильмы!
Екатерина Богатырёва, активист группы «Свободное время»
Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить или скачать бесплатно на нашем сайте. Чтобы скачать книги бесплатно: заходите на наш сайт, и кликайте на слово "книги" в тексте "О магазине" на главной странице.
В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.
Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».
Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут
Брошюра "В помощь товарищу. Справься со стрессом, овладей эмоциями, научись эффективному общению"
Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"
Учебное пособие "Научный социализм"
Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"
Книга "Краткая история будущего"
Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"
Пройти опрос группы "Свободное время"
Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут: