Здравствуйте, дорогие читатели! Хочу поделиться с Вами своим открытием. Наконец-то у меня перед внутренним взором сложилась мозаика понимания произведения Булгакова «Мастер и Маргарита».
Большое спасибо за это хочу сказать историку и блогеру Климу Жукову. Я думаю, что в рекламе он не нуждается. У него вышел ролик по «Мастеру и Маргарите». Я, поморщившись, решила посмотреть.
Почему поморщившись? Потому что этот роман оставил после себя странное впечатление. Проходила я его давно, в школе, то ли в десятом, то ли в одиннадцатом классе. И вот добрались мы (ученики) до книги, которую каждый образованный человек должен прочитать (как говорят антисоветские интеллигенты) и чего-то не зашло.
Чем роман цепляет многих читателей? Мистикой, похождениями дьявола и его свиты, и, конечно же, неземной любовью. Любовь из романа мне не очень понравилась, а мистика и похождения дьявола вызывали дискомфорт. Если Вы думаете, что я была просоветски настроена тогда (мол, книга антисоветская), то нет. Я относилась к Советскому Союзу, как части нашей истории и плохо тогда понимала, что же там произошло на самом деле. Роман мне не понравился из-за других причин.
Вопросы и неприятное послевкусие у меня оставили те смыслы, которые вложила нам в головы учительница и общее восприятие романа после внедрения этих смыслов.
Вот какая картина была у меня в голове. Воланд и его свита прибывают в Москву в конце проведения НЭПа. Свита начинает чудить. Иллюзион в варьете, убийство Берлиоза и оживление его головы, вампиры лезут к советским гражданам, бал у Сатаны. Ох уж, эти сакраментальные фразы про квартирный вопрос, который всех испортил и про рукописи, которые не горят (терпеть их не могу; рукописи ведь на самом деле прекрасно горят и квартирный вопрос не всех испортил). Почему-то дьявол начинает проявлять заботу о судьбе двух влюблённых. Непризнанного гения мастера и его возлюбленной Маргариты, тонко чувствующей жены советского высокопоставленного инженера. Гения заклевала жестокая советская цензура и поганые совки упекли его в дурдом, после того как сами с ума свели. А Маргарита раскрыла своё истинное «я», продав душу дьяволу и став ведьмой и отомстила советским критикам. Потом весь этот цирк с конями кончился, правоохранительные органы разогнали остатки балагана, демон Азазелло по приказу Воланда отравил мастера и Маргариту и им достался вечный покой на даче. Москва как стояла, так и осталась стоять. Мелкие, на фоне жизни огромного города, пакости нечисти быстро рассосались. И в общем-то всё.
Остались вопросы, связанные с Ершалаимскими главами и романом мастера. Я никак не могла понять, почему эти трудночитаемые (для подростка) главы имеют большое значение? Почему все носятся с романом этого мастера? Почему-то, что происходит в романе мастера так непохоже на библейский вариант? Почему этот роман так полюбил дьявол и ради него в Москву припёрся? Почему мастера зовут мастер (ещё и с маленькой буквы)? Что вообще происходит?
Учительница, учебник и многочисленные телевизионные передачи рассказывали нам, ученикам, что мастер — это символ любого свободолюбивого писателя, пишущего на запрещённые духовные темы, которого гнобила злая атеистическая советская власть. А ещё говорили, что мастер — это что-то вроде самого Булгакова, а Маргарита - его последняя жена. Вроде, Булгаков не был таким неврастеником как мастер. Пара критических статей настолько сдвинула психику горе-писателя, что пришлось в дурдом ложиться. И мастер, и Маргарита выставлялись положительными героями, страдальцами. Дьявол и его свита показывались как «меч справедливости», карающий безбожных совков. Но они чего-то мелко действовали для «меча справедливости». А в голове осталась каша. Мне не был симпатичен полубезумный мастер, категорически не нравилась его писанина про Понтия Пилата, и Воланд с компанией тоже восторга не вызвал. Чувствовался какой-то гнилой душок. Но козни антисоветчиков не прошли даром, и тень какой-то гадости была брошена на Советский Союз.
С момента прохождения в школе «Мастера и Маргариты» и «Собачьего сердца» я не очень хорошо относилась к Булгакову. Был диссонанс между тем, что объясняли, и что я чувствовала сама.
Но пьесы «Бег» и «Батум» мне очень понравились, и появился ещё один диссонанс. С одной стороны пьесы классные, автор очень талантливый, а с другой непонятное эмоциональное нечто в голове, которое осталось послевкусием ещё со школы. А так как я с годами стала гораздо лучше относиться к Советскому Союзу и разобралась в его истории, то Булгаков в моих глазах ещё больше упал со своими морфием, мистикой и душевными метаниями. А когда я читала книгу мамы Зои Космодемьянской, я думала, что в одно и тоже время один пишет про варьете и дьяволов, а вторая про то, как людям становилось лучше жить. Понятно, кем я считала Булгакова.
И вот с таким странным эмоциональным представлением об авторе и о «Мастере и Маргарите» я начала слушать Жукова. Сразу надо сказать, что за собственный разбор этого романа я не возьмусь. У меня нет такого огромного багажа прочитанного и таких больших знаний, как у Жукова. Этот багаж нужен, чтобы понять все смыслы и отсылки, которые Булгаков, так сказать христианский интеллектуал, вложил в своё произведение.
Вот что объясняет Клим Александрович: «Мастер и Маргарита» вдохновлён историей Фауста и библией как минимум. И Мастер по сути своей — это новый, последний Фауст. И пишет Мастер Евангелие, где главный герой Понтий Пилат. Оно нужно антихристу, чтобы утвердить себя в человеческом мире. Мастер и его книга напрямую связаны с Воландом-дьяволом, который заинтересован в том, чтобы наконец-то разрушить мир людей. Булгаков, как верующий человек, для которого прошлое было дороже настоящего, не мог принять и не принимал очень грубую низовую антирелигиозную пропаганду. Хотя и Ленин, и Сталин не раз высказывались о том, что бороться с религией нужно не яркими, так сказать хамскими акциями, а улучшением жизни людей и повышением уровня светского образования. Хотя тех, кто этой низовой пропагандой занимался, тоже можно понять. Так достали, что проявлять тактичность не было никаких сил, и достаточной образованности активистов тоже не было для того, чтобы правильно понять обстановку.
Так вот, для Булгакова всё, что касалось уничтожения религии, было огромной травмой и казалось, что приходят последние дни человечества. Воланд как раз поэтому прибывает в Москву накануне Пасхи, чтобы обрести дьявольское Евангелие и найти паству для антихриста (посетители варьете, которые в Пасху попёрлись смотреть на сеанс чёрной магии) и уничтожить мир. Свита дьявола специально готовит и подбирает эту паству, и празднует Чёрную Пасху в Москве. Ершалаимские главы именно поэтому такие странные, потому что нужно было сделать Иисуса (Иешуа Га-Ноцри) не мессией, а всего лишь человеком, причём не очень хорошим. Воланд — это очень опасное злое существо, а не положительный герой, которым его многие представляют. Он специально подбрасывает мастеру лотерейный билет на огромную сумму, чтобы мастер смог свободно творить. Именно Воланд надиктовывает ему историю о Понтии Пилате и посылает ему Маргариту, которая имеет большие связи и начинает проталкивать роман. Маргарита и мастер не положительные герои. А два прелюбодея (для христиан это большой грех). Мастер — сломленный человек, сошедший с ума от контакта с дьяволом. Маргарита — это вообще новое воплощение кровавой Маргариты де Валуа (королевы Марго). В книге вообще нет положительных персонажей кроме одного.
Итак, Воланд возрождает роман (рукописи не горят), но... книгу всё равно не принимают. Вот так: пыжились-пыжились, бал устроили, Евангелие от Сатаны воссоздали, в Москве шороха навели, а ничего не получилось. Кто же встал на пути Зла? Кто же не дал появиться в мире дьявольскому Евангелию?
Советская власть! В лице своих критиков, которые не пропустили роман про Пилата, и советских нквдешников, которые рискуя собственной жизнью, ловили банду Воланда. Именно советская власть — это единственный положительный герой романа. Именно она встала на борьбу со злом и победила. А ещё она защитила мир от настоящего зла, от фашизма.
Жуков говорит, что Булгаков (у которого были неоднозначные отношения с властями) вряд ли осознавал этот факт, но как талантливый писатель он не мог не отразить это в своём произведении. Не секрет, что талантливые люди всегда отражают в своих произведениях действительность. Взять того же идеалиста Достоевского.
Самое мерзкое, что показывает Булгаков в своём романе - это мещанство. Видно, что это явление писатель беспощадно бичевал в своей книге (все эти зрители в варьете, буфетчики, писатели, заинтересованные только в получении дачи). Надо сказать, что очень много произведений в советской литературе было написано для борьбы с мешанством. Это абсолютно нормальный "тренд" литературы того времени. И не зря с ним боролись, именно мещанство один из страшных врагов социализма и коммунизма. Так что Булгаков тут не отствавал.
Я не совсем согласна с выводом Клима Александровича о том, что Булгаков вряд ли до конца понимал, что он пишет про советскую власть. Булгаков написал «Батум», в котором прекрасно отразил и борьбу рабочих, и суть работы революционеров, и показал лицо врагов — царских сатрапов. Сдаётся мне, что всё-таки кое-что автор понимал.
Вот так, наконец-то, сошёлся пазл, и теперь я до конца понимаю, о чём «Мастер и Маргарита».
Читать, кстати, рекомендую. Слог у Булгакова отличный.
Екатерина Богатырёва, активист группы «Свободное время»
Благодарим за помощь с корректурой и редактурой нашего подписчика Артемия Т.
Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить на нашем сайте. Скачать бесплатные версии наших книг можно по ссылке. В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.
Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».
Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут
Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"
Учебное пособие "Научный социализм"
Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"
Книга "Краткая история будущего"
Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"
Пройти опрос группы "Свободное время"
Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут: