Найти тему

Слаломная пушка ХАРО Эскейп 2004 года. Почему этот велосипед опередил своё время.

Оглавление
Фото 2023 года
Фото 2023 года

Для меня лично данная модель велосипеда стала эдификатором, круто изменившим мою жизнь на следующие 20 лет. Если бы друг купил себе что-то попроще, я, при всём свойственном мне скепсисе, вряд ли стал бы предпринимать какие-то особо активные действия ради какого-то там горного велика... Но ЭТО произвело впечатление с первого взгляда!

Немного истории

Действительно, напишу НЕМНОГО. В мои планы не входит описание всей истории ВМХ и МТВ в Америке, подробное описание фирмы Haro bikes, биография Боба Харо и т.д. Это всё есть в Сети - ищите и найдёте.
Если захотите, конечно. Кого история не интересует - переходите сразу к следующей главе

Поэтому пунктиром: в 80-х годах стали чрезвычайно популярны велосипеды ВМХ (Байк мото-кросс), маленькие, односкоростные, очень прочные, на 20" колёсах (двадцать дюймов - диаметр обода колеса). Изначально (по легенде) их придумал Гари Тёрнер для своих детей, которые хотели заниматься мотокроссом, но были для этого слишком малы. В результате дети получили велики, которые не рассыпались от трамплинов, а Гари Тёрнер организовал фирму GT.

Где-то рядом находились и другие желающие производить стремительно входящие в моду детские велосипеды. В том числе и Боб Харо. Зародился новый спорт, потом - несколько видов спорта, требующих совершенно разных велосипедов (ВМХ-рэйсинг, флэт, дёрт, стрит, вёрт, памп...)

Дети массово покупали дешёвые ВМХ (что от них и требовалось) и ездили на них в школу, что легко увидеть во всех голливудских фильмах 40-летней давности.

Теперь перейду ближе к объекту исследования: к рубежу веков у фирмы ХАРО имелось два направления: МТБ и более старое - ВМХ.

Гоночная рама горного велосипеда тогда выглядела так:

Харо Веркс. Фото из Сети
Харо Веркс. Фото из Сети

В глаза бросается рулевой стакан под шток вилки в 1.5", а также раздвоенная верхняя труба и способ крепления верхних перьев.

При этом их ВМХ для гоночной дисциплины "ВМХ- рейсинг" выглядел примерно так:

Харо ЭсИкс 2005 модельного года. Фото из Сети
Харо ЭсИкс 2005 модельного года. Фото из Сети

Видим полуинтегрированную рулевую колонку, крайне специфическую геометрию по углам (велосипед не рассчитан на спокойную езду в седле), а также бросается в глаза толщина верхней трубы.

Гидроформинг в начале 21 века для велосипедов применялся редко, мало кто вообще такое видел. Нагнетаемая в металлическую трубу под большим давлением жидкость позволяла добиться самых причудливых форм (обусловленных инженерной необходимостью или эстетикой) при этом толщина стенки трубы, а значит и вес изделия могли быть небольшими

Вот такое "надувательство" в хорошем смысле слова.

И вот свершилось! В 2003 году на рынке появляется модель горного велосипеда Харо Эскейп ("Побег") не со стандартными круглого сечения трубами, а с уже известными гидроформированными!

Спортивная команда Харо также получает гоночные аппараты, невооружённым глазом отличимые от серийных для "простых смертных" (обычная практика).

А в одном из первых фильмов "New World Disorder" (3-й или 4-й по счёту, насколько помню) мелькает юный, но уже знаменитый Кайл Стрейт на болотного цвета Харо Эскейп 2003 года.

Не буду оскорблять читателя объяснением, что это был за фильм и что это был за пацан.

Итак можно просто пойти в магазин, заплатить там некоторую сумму денег и купить себе велосипед, как у Кайла Стрейта! ВАУ!

(Я в то время, не имел об этом вообще ни малейшего понятия, ездил на батином Туристе и к экстриму тяги не имел, разве только к горному туризму)😄
Харо Эскейп 8.1 2003 года. Фото из Сети
Харо Эскейп 8.1 2003 года. Фото из Сети

Сразу уточню - у Харо круче та модель, индекс которой после запятой выше. 8.1 - базовый уровень

Вот эти велосипеды появились в в продаже, в том числе и в России. За пределами Москвы тогда мало кто вообще слышал про велики Харо, на слуху были другие бренды...

Которые мне не заплатили, поэтому перечислять их не буду. Шутка.

Однако вскоре у данной рамы обнаружилось слабое место: если на велике Эскейп 2003 года совершить триальный прыжок "Кенгуру" с зажатым тормозом спиной вперёд, то у рамы... отваливаются перья!

С одной стороны рама рассчитана отнюдь не на дисциплину Триал, а на гоночные заезды в стиле Дуал-слалом (потом этот спорт изменился и превратился в дисциплину 4-кросс, когда по трассе несутся не 2, а 4 гонщика одновременно). На трассе по кроссу этот прыжок нужен совершенно НИКАК.

С другой же стороны косяк конструкции стал известен в народе. Никому ведь не охота слышать "а, так ты ездишь на этом Харьке, у которых ещё перья отваливаются? Ну езди-езди!"

Кто-то даже брался доказать, что никакие такие перья у него не отвалятся! Прыгал "Кенгуру" и... хрусть!

Городская легенда: У одного человека так и вышло. Рама размера XS (экстра-короткая) лишилась перьев и уныло лежала без дела... Потом она досталась очень широко известному в узких кругах ("Озерковские дёрты") парню и тот отнёс её уже тогда знаменитому сварщику Евгению Борисовичу Пинигину. И тот исправил недостатки буржуйской рамы, да ещё как! Результаты этого дела можно было иногда увидеть на севере Петербурга))) Шедевр стиля Стритец!
Разумеется, всё это было давно и неправда.
Фото архивное с сайта Dirt.ru
Фото архивное с сайта Dirt.ru

Фирма Харо схватилась за голову... И в новом 2004 году Эскейп получил тот же передний треугольник с трубой толщиной в мускулистое предплечье. А перья были приварены куда более традиционным способом. И больше от "Кенгуру" не отваливались)

Харо Эскейп 8.1 2004 года. Та же раскраска, что и у гоночного ВМХ.
Харо Эскейп 8.1 2004 года. Та же раскраска, что и у гоночного ВМХ.

На этом обзор истории модели заканчиваю. Харёк появляется у меня перед глазами...

Я знакомлюсь с Харо

Весной 2004 года мой старый друг Антон решает приобрести себе на днюху горный велосипед. Купить какой-нибудь К-2, Джи Ти, Кону или Старк задача была довольно тривиальная. Что Антону всегда претило)))

Изучив в совершенстве то, краткий пересказ чего я поместил выше, друг определяется с моделью. Купить Харо в Питере тогда было не особенно просто.

Но Тоха всегда был ОЧЕНЬ настойчивым человеком!

Фото Антона
Фото Антона

На тот момент цена велосипеда в базовой навеске составляла 18300 рублей (Или чуть более 600 долларов). За эти деньги к своеобразной раме прилагалось очень достойное оборудование (заплатив в два раза больше, можно было получить роскошный Эскейп 8.3 в болотно-зелёном цвете).

Сильно сомневаюсь, что за эти деньги можно было взять ещё что-то приличное с гидроформингом. Вспоминается разве что знаменитый Атом СССР за куда большие деньги.

Тот Эскейп. Архивное фото от Антона
Тот Эскейп. Архивное фото от Антона

Первое впечатление (оно всегда только одно) вызвало у меня некоторый культурный шок - рама наводила мысли о спрятанном внутри бензобаке))), сидушка напоминала по удобству и жёсткости лошадиное копыто. Зато передний амортизатор, 24 скорости, манетки на руле, зубастые педали и ещё более зубастая резина - это было круто! И ещё дисковые тормоза Хайс МХ-2 - это было и ОСТАЁТСЯ круто, потому что тормозной механики лучше за 20 лет так и не изобрели (а про ТРП Спайр отзывы достаточно противоречивы).

Принимаемся ездить. Понимаю, что совершенно не успеваю за стремительным великом. Антон легко меня "делает" на асфальте, про пересечённую местность и говорить нечего. Получаю два сотряса, гоняясь на непредназначенной для этого технике за этим МТБ... после чего меня это задолбало и я купил себе Харо! Не Эскейп, правда, но вполне приличный. Дело пошло!

Далее вдруг выясняется, что раз купил МТВ, то вроде как обязался заниматься экстримом. Чего? Это, видимо, мелким шрифтом было!

Из архива Антона
Из архива Антона

На этом фото хорошо видна верхняя труба, квадратного сечения почти прямые перья, мощные вертикальные дропауты данной рамы.

Харо Эскейп в деле повидал и Дёрты и Дропы, и падения в Шуваловском парке. Запас прочности у него был колоссальный!

Через год Антон сменил велосипед на длинноходного монстра Норко Торрент. Эскейп 8.1 уехал из этой повести куда-то с концами.

А фирма Харо пересмотрела своё отношение к модели. Они стали внешне такими же, но уже поменялся алюминий с 7005 серии на "ширпотребовский" 6000-й сплав... Вилки фирма устанавливала с ходом 120-150 мм, что для когда-то слаломного аппарата довольно много.

Харо Эскейп 2005 года
Харо Эскейп 2005 года

В 2006 году модели Эскейп уже не было. Потом что-то под этим названием Харо продавали, но это уже не имело никакого отношения к той легендарной раме

Сбыча мечт

Прошло без малого 10 лет. Я многое узнал о МТВ, перестал биться головой об экстремальное катание, зато стал ездить в многодневные походы и даже стал веломехаником (к своему большому удивлению).

Иногда встречал в Питере довольно-таки по олдскульному выглядящие Харьки и вспоминал зарю нулевых. Большей частью об этом не думал

И тут звонит мне Антон и огорашивает новостью: в гараже обнаружена сто лет не ездившая рама Эскейпа 8.3 2004 года в состоянии, близком к отличному. Интересует ли меня этот старый хлам?

Надо сказать, года с 2010 велосипеды в магазинах крайне редко могли расшевелить мою "хотелку".

Но ЭТО предложение стоит денег!

Цап-Царап!

-11

И рама моя! Эх, где мои 17 лет...

К раме в нагрузку идут такие же олдовые покрышки IRC El Gato - кто-то такие ещё помнит? Ещё был 6-ти мм рокринг из алюминия (эта штука сделана в Питере). Ещё несколько железок. И рулевая колонка с некими рандомными не очень-то подходящими одна к другой частями. Ну, последнее решаемо.

Такая рама достойна не только хорошего, но и подходящего по эпохе оборудования...

"Мы будем забыты эпохой!
И по ... !"
@Анна Герасимова

Это, чтобы в "высокий штиль" слишком не уходить!

Демо-версия
Демо-версия

Для начала, давно не виденная со времён неофитства рама меня сильно удивляет: очень короткая (размер S - 16"), при этом высокая с задранной в плюс кареткой и длиннющими перьями в ашанистые 420 мм... Ё-моё - зачем я это взял?!! Неужели мне это в вправду нравилось? 🤣😂🤣

С тех пор у меня определённо сформировались некоторые критерии идеальной рамы. так вот - этот экземпляр от них чрезвычайно далёк! Думаю, если современным поклонникам дисциплин дёрт или стрит сказать, что мы когда-то прыгали на ЭТОМ - у них шары на лоб полезут. После чего скажут что-то в духе: "а чего ещё от олдфагов ждать".

Ладно, собираю, что купил, и выкатываю!

Что же, велик не утратил главного - он чрезвычайно быстро рвёт с места и отлично набирает скорость. Рама сверхжёсткая, до жестокости к владельцу! Всё современное балабольство многих блогеров, о том что нет никаких "мягких" и "жёстких"рам, с потрясанием томиками сопромата впридачу... Идёт в пень, если только прокатиться на этом чудовище! Карандаш переехать - и то почувствуешь! Зато как он прёт!

Все претензии к геометрии рамы отпадают! Этот велик не для работы. Он для хорошего настроения! И просто провоцирует на мелкие хулиганства.

Шатуны и передний перекл
Шатуны и передний перекл

Передний переключатель - от Шимы, родной, в своё время стоил аж 250 рубликов. Был заблокирован, использовался в качестве ловушки для цепи. Ладно - пусть побудет. Ушей под цепегас на данной раме нет.

Шатуны Блэйз под устаревший стандарт Изис. Надёжные, но не самые навороченные. Ставлю с рокрингом и древними педалями Веллго-52 2005 года

Общий вид
Общий вид

Приклеиваю на раму черепушку. В остальном и так смотрится неплохо. Болотный цвет на любителя - я как раз любитель! Тот ещё Степплтон.

По американской классификации такой цвет звучит как Olive green и напоминает о...

ХАМВИ
ХАМВИ

Да, вот об этом и напоминает!

Автор никоим образом не поддерживает американскую военщину! Велики - хорошо! Пентагон - нет!

Продолжаю:

Вилки Марзоччи
Вилки Марзоччи

Вилка Марзоччи 55 - не совсем то. она появилась позже, да и данный экземпляр явно страдает энурезом. А вот стройняшка Z1 FR с короной на винтах - то, что доктор прописал! Сгоняем до 130 мм хода. Вова настраивает её очень долго и муторно... Зато идеально. Даже у Вовки не всегда так выходит - у старых "Мурзиков" очень тонкие настройки, кто не умеет - никогда не узнает, как великолепно может работать такая старушка!

В сборе
В сборе

Обода стоят самые подходящие - СинглТрэки. Передняя втулка СанРингл Демон, сзади - классический Новатек. Выделяются тяжеловесные зубастые педали с весёленьким названием "ногоедки" (Leg eaters).

Спрятался
Спрятался

На природе велик выглядит органично. И едет по прямой просто замечательно, в отличие от большинства представителей "Эпохи Больших Хардтейлов" вроде Норко Торрента или Баньши Морфина:

Тормоза ставлю СТАРЫЕ Авид бб7. Разница с новыми довольно большая (и не в пользу новых). Спереди ротор от Авид Джюси -7 - из Авидовских дисков, самый удачный, на мой взгляд. Ручки Авид Фр-5 - не самые мощные, но хватает.

Сидушка от ВТБ с классическими швами в самом неудачном месте (вот этот косяк потом был исправлен!). Подседельник - традиционный Truvativ XR мощный, тяжёлый и очень надёжный.

2015 год

Можно было бы сделать из велика выставочный экспонат... Полностью похоронив его, как в музее. Нет, это неверный подход!

Велик должен ездить!
Велик должен ездить!
И велосипедист тоже!
И велосипедист тоже!
Хольцфеллеры
Хольцфеллеры

На велик приходят более подобающие шатуны Хольцфеллер под тот же стандарт Изис.

2016

Раз уж кататься зимой, то на шиповке!

-23
Новые грипсы взамен старых
Новые грипсы взамен старых

Каретки Изис меня вполне устраивали в нулевых. Теперь же как взбесились - всё время ропщут, переставая крутиться!

Однажды, когда ездил к друзьям зимой из Купчино в Кузьмолово и обратно, на обратном пути каретка встала. И левая чашка начала по этому поводу выкручиваться из рамы, что привело к заклиниванию шатуна! В результате пришлось прогуляться с Академки до Володарского моста километров на 20, пока переставные клещи мне не подвезли.

Смазку я поменял на зимостойкую, кольцо с ашан-каретки поставил, чтобы чашка не сбегала. Но к Изису доверие пошатнулось.

2017

Никакого гуманизма! На велике езжу большей частью зимой, иногда даже в солёную слякоть!

-26
Кусок грязной соли. 17 марта
Кусок грязной соли. 17 марта
СРАМ
СРАМ

Для таких условий нужен самый лучший переключатель скоростей. И он у меня есть - старый СРАМ Х9 на 9 скоростей

-29

Очередная возня с кареткой

2018

В жизни велика большие перемены. За терпение в особо мерзких условиях Питерской зимы велик премируется переездом в деревню от соли подальше. И чувствует он там себя как рыба в воде!

-30

Ставлю на него новенькую овальную звезду Кинкринг. Теперь велик отлично идёт в горку, чего от него особенно не ожидалось. Заодно появилась нужда разблокировать передний переключатель. К удивлению, за 14 лет бездействия и соли он не вышел из строя и отлично работает!

В деревне
В деревне

Изис всё-таки меня достал! Поэтому поставил систему Shimano SLX - может и не по фен-шую, зато она работает и не выпендривается!

-32

А вот идее установки велобагажника норовистый рысак категорически противится!

2019

Зимой тоже катаюсь:

На Новый Год
На Новый Год

Здесь это куда приятнее! И велик не артачится.

Ещё вариант с подсумками
Ещё вариант с подсумками

Ну вот тяжеловато в деревне без багажника! В Питере - не самый необходимый аксессуар

-35

Руль и вынос Труватив Хольцфеллер - самое оно на этом велике! Длина руля 680 мм, вынос 60 мм.

2020

Вид спереди
Вид спереди

Появляются левая манетка от СРАМ х4 (почти самая простая и пластмассовая). Тормозные ручки ХТ помощнее чем ФР-5

-37

Возить на 50-100 км термос и пакет с инструментом я велик убедил.

Но когда еду на лесное озеро напролом через лесную дорогу с крутыми подъёмами и скоростным спуском - там налегке!

2021

-38

Веточка попыталась оторвать переключатель. Но это не современный пластилин - техника выдержала!

-39

Полая ось и положение переключателя. Кто там бредит про то, что передний переключатель "костыль" - просто не умеет его настраивать и правильно использовать! Дикси!

-40

Уж если этот дешманский перекл от Шимы отлично работает даже с ОВАЛЬНЫМ НАРРОУВАЙТОМ - чего совершенно не обязан делать!

История: раз поехали с приятелем на великах. МОИХ великах. Передним переключателем сей гордый персонаж пользоваться наотрез отказался. Зато я слышал, как он на подъёме орудует задним... Сердце моё кровью обливалось! И это, блин, кандидат наук! Даже возникла идея ему за это рожу начистить... Реализовывать не стал

А вот насколько сточились за много лет уникальные ролики на раритетном переклюке

Да и вообще ничто не вечно под луной:

-42

Вот настолько могут пропилить рубашки раму и вилку.

2022

-43

2023

Мотсав и Кинкринг
Мотсав и Кинкринг

Удивительно: звезда в 4 раза дороже обычного китайского Мотсав и бегает в 4 раза дольше! Всегда бы так! Кстати - Питерская звезда.

-45
13 октября 2023
13 октября 2023

А теперь отвечаю на вопрос, почему же этот велосипед опередил своё время:

Попросту не вижу никаких его аналогов за адекватные или даже вдвое большие деньги. (Когда-то он стоил 600-1300 долларов в зависимости от навески). Чтобы что-то было круче его сейчас, оно будет дороже в разы!

Велик до сих пор отлично бегает, из всех моих он лучше всего забирается на крутые горки, обладает взрывным стартом и просто отлично подходит для спуска по песку в сноубордической манере! Даже высокая каретка идёт только в плюс.

Для длительных закрутов этот велик слишком жёсток, однако сотню в день позволяет проезжать легко.

Устройство полуинтегрированной рулевой позволяет (при желании) воткнуть на него вилку с коническим штоком, чего я не делаю.

Велик заметно превосходит на короткой и средней дистанции мой Спеш Хардрок 2012 года, специально заточенный под долгие поездки с грузом.

Ничего подобного на рынке нет и, похоже, уже не появится. Нынешние пушки для пампа или слоупстайла очень хороши, однако являются остроспециализированными - кросс-кантри на них не покатаешь

В общем - велик в деревне показал себя самым лучшим образом. Менять его ни на что иное совершенно не желаю. Уж точно не на унылый неуклюжий найнер)))