Дисклеймер: в статье будет содержаться масса слов, понятных лишь ценителям. И различных фотографий железяк. Очень много фотографий железяк!
Введение: что есть Эпоха Больших Хардтейлов?
Как известно, при создании велосипеда взаимодействуют силы Света и силы Тьмы. Свет представляют инженеры. Они разрабатывают велосипед так, чтобы он хорошо ездил и не ломался. Тьму - маркетологи. Их задача, чтобы велосипед хорошо продавался. Для этого он должен ехать хорошо... но недолго. А потом - сломался. В полном соответствии с законом Великого Магистра Генри Форда: " если на свалке обнаружена будет деталь, которая не ломается, её следует немедленно заменить на похожую, но ломающуюся"
К сожалению, примерно в 2009 году "Великий Договор о Равновесии Сил" был нарушен и силы Тьмы однозначно победили... Примерно тогда перестали производиться большие и тяжёлые фрирайдные хардтейлы. Якобы, потому что, они никому не нужны - ведь каждый желающий может себе позволить двухподвес для фрирайда ценой в 5-10 тысяч долларов... А вне дисциплины фрирайда такие монстры совершенно бесполезны.
На деле же фрирайдные рамы попросту не ломаются, если на них не прыгать с 12-ти метров на склон или с 4-х - на плоскость, не отрабатывать трюки на огромных трамплинах, не пытаться забодать КАМАЗ или... не пытаться чинить оборудование, если руки растут не оттуда (* последнее - наиболее частая причина поломки "неубиваемых" велосипедов).
А если вещь не ломается, то зачем хозяину её менять на новую? Конечно же, производитель постарается донести до клиента, что ездить на старье есть ЗАШКВАР, и все трушные поцики должны срочно сдать свой прошлогодний велик с пробегом аж в 300 км в металлолом и купить новый продукт. Только вот на такой развод далеко не все поведутся
Завершаю лирическое отступление, так как хочу писать о великах, а не о маркетинге!
Итак, в Эпоху Больших Хардтейлов существовали предельно брутальные рамы под длинноходные (иногда даже двухкоронные в стоке) вилки. Они радовали глаза фанатов фрезерованными из целого алюминиевого кирпича деталями, креплениями колеса и тормоза толщиною в палец, огромным количеством "косынок" - дополнительно приваренных кусков металла. Покраска и дизайн соответствовали всему прочему - готические шрифты, драконы и прочие чудовища, черепа и кости. Названия тоже были хороши!
Попробую вспомнить некоторые наиболее удачные примеры этих чудовищ. Итак: Норко Рэмпэйдж ( Читаем в словаре: The band of bikers are rampaging all night - Банда мотоциклистов БЕСЧИНСТВОВАЛА всю ночь). Несколько позже появляются огромный Норко Торрент. Существует и несколько более бюджетный Норко Сасквач, а также Маник с двухкоронкой.
Самый-самый злобный был Ивил Империал, а также похожий на него Николай (модель я забыл). Также по похожей схеме с двумя верхними трубами были ДиСи Кок и Старк Дестроер (названия переводить не буду, и так понятно). У ДиСи ещё была рама с названием Пусси, кошку, наверное, имели в виду (а не песню группы Рамштайн). Из экзотов можно вспомнить рамы 243 Рэйсинг ДХ и 243 Рэйсинг ФР (они мало того, что были из очень толстых труб, так ещё и из хроммолибдена!), ДМР Спутник, также стальной, а после и ИксАльт. Существовал на Британских островах Оранж Сабзеро, даже не знаю, был ли такой в России.
Монгус Хардлак у нас в Питере был малоизвестен (интересная рама и двухкоронка в стоке). Зато были очень популярны Старки: Разор, Шутер, Пушер, а несколько позднее - Голиаф. Также у нас любили отечественную фирму АТОМ - сначала большие вилки ставили на не предназначенный для таких издевательств Атом СССР, а потом появилась специальная модель Атом Мистер Дроп (4 килограмма хроммоля, на первой версии ещё и обода Даблвайд поставили))) ) Ещё для совсем уж Избранных существовала в Питере возможность завести себе эксклюзивную раму ПИНИГИН. С прочностью у данного бренда было всё в порядке - один знакомый прыгал на ней трамплины сотни раз, включая Биг Эйры, и ничего там не отваливалось. (Ещё напишу про это)
А вот Спешиалайзед никогда (насколько мне известно) не заморачивались с созданием ФР-хардтейла, ограничиваясь Олл-маунтин моделями и стрит-дёртовыми хардтейлами. ДжиТи тоже не создавала монстров с жёсткими хвостами, не считать же таковыми Рукуса, Брайана Лопеса и Ля Бомбу. Трек Бруизёр - тоже не считается. В общем, некоторые фирмы исходили из постулата - "Хочешь Фрирайда - купи полноподвес!"
Если постараться, можно вспомнить ещё много моделей, удачных и не очень. На самых крутых можно было даже катать в горах на свой страх и риск - всё-таки, полноценную заднюю подвеску ничто не заменит. Зато вне гор на таком велике можно было не бояться не только каких-то там поребриков с бордюрами, но и препятствий повыше. А при режиме "на работу и обратно" такая рама могла (и до сих пор может) работать десятилетиями. Несколько лишних килограммов... Для спортсменов это критично, а для простого пользователя не обделённого физической силой? То-то и оно!
В 2014 году у меня появляется возможность выкупить раму Норко Торрента 2005 года. Когда то эта модель была признана в одном из журналов "Велосипедом года". В 2005 я иногда катался на Торренте друга - отличный был велосипед! 18 килограммов веса и 17 сантиметров хода вилки!
В данном же экземпляре запорота резьба в раме и требуется радикальный ремонт. Рассматриваю со всех сторон:
Подумав, отказываюсь. По причинам: 1)Байк мечты не может рождаться из запоротого железа. Помимо этого: 2)у рамы не было ушей под успокоитель цепи, 3) у меня не было втулки под стандарт 150х12. Последние две проблемы решались, первая перевесила
Потом была идея заказать и сварить себе полностью кастомное чудовище... но лень победила.
Ладно, переходим к главному герою статьи:
Баньши Морфин
Модель появилась в самом начале 2000-х, просуществовала несколько лет, выпускаясь небольшими партиями, к концу нулевых исчезла. Вроде бы в 2006 были последние, но врать не буду. Не суть важно.
Когда я пришёл в велотусовку в 2004 году, название Морфин было на слуху. Его или превозносили и хотели когда-нибудь заиметь, или сильно хейтили (скорее всего - эти тоже его хотели). Кстати были ещё Кэннондэйлы с названиями всяких веществ: Таурин, Кофеин и Морфин)))
В живую я его на Дворике, Озерковских дёртах или в Шувалике так и не увидел))) Только удивлялся обилию и форме многочисленных косынок.
Как выяснилось, один такой экземпляр всё-таки имелся. И пощупать его удалось аж в 2015 году.
К сожалению, оценить велик как следует сильно мешала вилка. Это была собранная из нескольких амортизаторов Марзоччи вилка ДропОфф с внутренностями от более дорогой Зе1.
Настроена она была под вес владельца. Под моим весом (килограммов 20 сверху) вилка страшно проседала. Настроить её быстро был не вариант, только лезть внутрь. Так я тогда ничего и не понял.
Зато смог рассмотреть и отфотографировать раму:
Для чего изменять длину перьев, если хорошо известно, что хорошие перья - короткие? (Исключение - если везёте на багажнике мешок картошки в 50 кг, то лучше перья подлиннее). К примеру если нужно впихнуть резину пожирнее. А ещё горизонтальные дропауты - самый простой способ поставить на велик одну скорость. В данной металлоконструкции даже есть ограничительные винты, чтобы регулировать длину пера... Но Миша поставил самый короткий вариант, примерно 410 мм. На стандартном 26-м обычно стоит 420-425 мм.
В этом месте все непосвящённые уже заснули. А ведь эти самые миллиметры очень сильно влияют на поведение байка.
Предлагаю Михаилу велик продать. Получаю ответ - дан обет эту раму никому и никогда не продавать. Уважаю и отстаю)
2017 год
Михаил поставил на велик почти невесомые Сэмми Слики. Во внешности велик брутальности поутратил, зато ездит быстро. Сидушка со Стэмпджампера этому способствует.
В качестве защиты на перо мы прикрутили кусок покрышки Спешиалайзед ГраундКонтрол 2013 года. Эта резина самым подлым образом сдохла у меня в походе, так что 100 км пришлось ехать, примотав её верёвочкой (буду описывать походный велик - напишу подробнее). Так что пусть на пере Морфина будет с позором красоваться эта не оправдавшая надежд резина, словно носы поверженных кораблей на Ростральных колоннах!
Мой Banshee Morphin
И вот в конце 2017 года я принимаю решение поменяться рамами с Мишей. Баньши Морфин показался мне несколько более востребованным, чем огромный фрирайдный двухподвес...
Что же, не буду скрывать, это было ошибкой! Дефицитную раму я, правда, получил - такой обмен Мишиным принципам не противоречил.
Для начала проблемки мелкие. Выбивать рулевую и менять каретку я поленился, тем более, что они были почти одинаковы. И выменял шило на мыло: моя рулевая FSA Pig DH Pro и каретка Труватив Howitzer находились в куда лучшем состоянии! Ну, тут я сам себя обманул, некого больше винить. Нет, если бы такие вещи можно было пойти в магазин и купить... Так ведь нет таких товаров в продаже! Покончались уже давно... Помните, введение про маркетинг? Кстати, потом всё-таки нашёл)
Подседельный штырь с некоторым скрипом тоже обменял на довольно таки исцарапанный Труватив XR редкой толщины в 30 мм. Вещь надёжная и тяжеловесная.
Привод с тормозами а также колёса перекочёвывают с моего Скрима.
И тут возникает большая проблема:
Вилка. Её нужно перебрать и доработать под мой вес. За это берётся Вова... Кто знает Купчинского специалиста Вову, тот поймёт - дело застряло надолго! Торопиться он не умеет. Ищем масло, всякие запчасти.
У меня уже есть подобная вилка, которая после Вовиной доработки отрабатывает рельеф просто идеально! Поэтому готов подождать.
Кроме того, вилку нужно согнать. Я вдруг выяснил неприятную вещь - вилка с ходом 150 мм плюс рама Морфин 16-й ростовки обеспечивают мне нулевой стендовер - о таком я даже и не подумал. Проще говоря, если что-то пойдёт не так, могу познакомиться с Яйцами Абрама.
Итак, я проехался на велике... И у меня возникает страшнейшее ощущение Дежа вю!!! Я уже наступал на эти грабли с геометрией и это называлось Монгус Файрболл!
Велик короткий и при этом высокий. Каретка задрана в плюс. Это банально неудобно. На двухподвесе такого ощущения не было. Птица Обломинго!
В конце концов я получаю-таки собранную и доработанную вилку... Только вот птица меня не покинула. То, чего Вова уже достигал, второй раз не прокатило. Согнанная вилка работает как полное... неадекватно она работает.
Время и деньги потрачены, удовольствия нет. Ладно, не плачем, двигаемся дальше.
Данный велик у меня позиционируется как аппарат для фана, причём в основном в холодное время года. Поэтому на лето его откладываю.
Возникает вариант решения проблемы: поставить сзади колесо в 24 дюйма. Тем более, что агрессивное навязывание 29-го размера так достало, что возникло желание выпендриться. Приобретаю обод ДМР ДВ - такие когда-то ставили на стальной DMR Ex(alt) - самый длинноходный хардтейл от этой фирмы
Решение зашло! Маллет исправил геометрию!. Но не проблемы с вилкой.
2019
Продолжаю эксперименты. Рама Морфин когда-то позиционировалась не только как фрирайдная, но и как дёртовая. Сейчас это звучит странно, но ведь тогда стили были молодые и активно развивались!
Велик начинает вести себя совсем иначе! Его вальяжность и норовистость пропала, теперь он отлично рулится и резко управляется! Правда для всего этого очень тяжёлый.
Нахожу на вторичном рынке обод МТХ с наклейками 2006 года. Вот это да! Последующие версии этого отличного обода не такие эффектные)
Дополняю втулкой Пивит (Бренд Харо), ДэТэшными спицами и покрышкой Ханс Дампф. Вышло идеально!
Вилку меняю на РоксШокс Аргайл. Я её видел в продаже ещё когда работал в веломагазине в 2009. 10 лет никто не брал! И вот, она дождалась!
На мой взгляд, для езды зимой вилка должна быть или жёсткая, или пружинно-масляная. Насмотрелся я на шуточки воздуха...
2020-2024
Велик используется редко. Обычно зимой в хорошую погоду. Иногда летом.
Однажды решил на нём проехать летом соточку. На 26-й резине. Какой-то умник в шлепанцах на превращённой в крокодил "Украине" меня обогнал и еще добавил: "Как стоячего!"
Вот ведь гад! Я попробовал его догнать, но куда там. Велик не для этого))) Вот был бы я на своём Хардроке!
Ну и последняя фотосессия Морфина: ради максимального стиля поставил на него древний Дёрт Джампер и стальной руль Атомлаб с BMX выносом.
Отражалки нарушают готичность образа, зато повышают заметность в темное время ГОДА.
Ну всё, заканчиваю писать. А то прокатиться захотелось!
П.С. Если кому то кажется, что условные 3 200 граммов (я точно не мерял, но около этого) это очень много для велосипедной рамы, то:
1) Рама очень некогда популярного Нордвей Каскад весит столько же. Про их прочность могу сказать, что иногда встречаю курьеров на этих великах. А быть великом курьера и сниматься в фильме "New world Disorder" для велика одинаково убийственно
2) Некоторые рамы бюджетных ДЕТСКИХ великов весят ещё больше
3) Вес советской рамы ТАИР с вилкой достигает 6 кг. То есть, у Морфина показатель примерно тот же!
Поэтому почему бы и да?!