Найти в Дзене

Баньши Морфин. Реликт Эпохи Больших Хардтейлов

Дисклеймер: в статье будет содержаться масса слов, понятных лишь ценителям. И различных фотографий железяк. Очень много фотографий железяк! Введение: что есть Эпоха Больших Хардтейлов? Как известно, при создании велосипеда взаимодействуют силы Света и силы Тьмы. Свет представляют инженеры. Они разрабатывают велосипед так, чтобы он хорошо ездил и не ломался. Тьму - маркетологи. Их задача, чтобы велосипед хорошо продавался. Для этого он должен ехать хорошо... но недолго. А потом - сломался. В полном соответствии с законом Великого Магистра Генри Форда: " если на свалке обнаружена будет деталь, которая не ломается, её следует немедленно заменить на похожую, но ломающуюся" К сожалению, примерно в 2009 году "Великий Договор о Равновесии Сил" был нарушен и силы Тьмы однозначно победили... Примерно тогда перестали производиться большие и тяжёлые фрирайдные хардтейлы. Якобы, потому что, они никому не нужны - ведь каждый желающий может себе позволить двухподвес для фрирайда ценой в 5-10 тысяч
Оглавление
Версия на быстрой резине. 2017 год
Версия на быстрой резине. 2017 год

Дисклеймер: в статье будет содержаться масса слов, понятных лишь ценителям. И различных фотографий железяк. Очень много фотографий железяк!

Введение: что есть Эпоха Больших Хардтейлов?

Как известно, при создании велосипеда взаимодействуют силы Света и силы Тьмы. Свет представляют инженеры. Они разрабатывают велосипед так, чтобы он хорошо ездил и не ломался. Тьму - маркетологи. Их задача, чтобы велосипед хорошо продавался. Для этого он должен ехать хорошо... но недолго. А потом - сломался. В полном соответствии с законом Великого Магистра Генри Форда: " если на свалке обнаружена будет деталь, которая не ломается, её следует немедленно заменить на похожую, но ломающуюся"
К сожалению, примерно в 2009 году "Великий Договор о Равновесии Сил" был нарушен и силы Тьмы однозначно победили... Примерно тогда перестали производиться большие и тяжёлые фрирайдные хардтейлы. Якобы, потому что, они никому не нужны - ведь каждый желающий может себе позволить двухподвес для фрирайда ценой в 5-10 тысяч долларов... А вне дисциплины фрирайда такие монстры совершенно бесполезны.
На деле же фрирайдные рамы попросту не ломаются, если на них не прыгать с 12-ти метров на склон или с 4-х - на плоскость, не отрабатывать трюки на огромных трамплинах, не пытаться забодать КАМАЗ или... не пытаться чинить оборудование, если руки растут не оттуда (* последнее - наиболее частая причина поломки "неубиваемых" велосипедов).
А если вещь не ломается, то зачем хозяину её менять на новую? Конечно же, производитель постарается донести до клиента, что ездить на старье есть ЗАШКВАР, и все трушные поцики должны срочно сдать свой прошлогодний велик с пробегом аж в 300 км в металлолом и купить новый продукт. Только вот на такой развод далеко не все поведутся

Завершаю лирическое отступление, так как хочу писать о великах, а не о маркетинге!

Итак, в Эпоху Больших Хардтейлов существовали предельно брутальные рамы под длинноходные (иногда даже двухкоронные в стоке) вилки. Они радовали глаза фанатов фрезерованными из целого алюминиевого кирпича деталями, креплениями колеса и тормоза толщиною в палец, огромным количеством "косынок" - дополнительно приваренных кусков металла. Покраска и дизайн соответствовали всему прочему - готические шрифты, драконы и прочие чудовища, черепа и кости. Названия тоже были хороши!

Норко Сасквач
Норко Сасквач

Попробую вспомнить некоторые наиболее удачные примеры этих чудовищ. Итак: Норко Рэмпэйдж ( Читаем в словаре: The band of bikers are rampaging all night - Банда мотоциклистов БЕСЧИНСТВОВАЛА всю ночь). Несколько позже появляются огромный Норко Торрент. Существует и несколько более бюджетный Норко Сасквач, а также Маник с двухкоронкой.

Норко с сайта dirt,ru. Знаменитое фото, иллюстрирующее эпоху
Норко с сайта dirt,ru. Знаменитое фото, иллюстрирующее эпоху

Самый-самый злобный был Ивил Империал, а также похожий на него Николай (модель я забыл). Также по похожей схеме с двумя верхними трубами были ДиСи Кок и Старк Дестроер (названия переводить не буду, и так понятно). У ДиСи ещё была рама с названием Пусси, кошку, наверное, имели в виду (а не песню группы Рамштайн). Из экзотов можно вспомнить рамы 243 Рэйсинг ДХ и 243 Рэйсинг ФР (они мало того, что были из очень толстых труб, так ещё и из хроммолибдена!), ДМР Спутник, также стальной, а после и ИксАльт. Существовал на Британских островах Оранж Сабзеро, даже не знаю, был ли такой в России.

Ивил Империал
Ивил Империал
Монгус Хардлак
Монгус Хардлак

Монгус Хардлак у нас в Питере был малоизвестен (интересная рама и двухкоронка в стоке). Зато были очень популярны Старки: Разор, Шутер, Пушер, а несколько позднее - Голиаф. Также у нас любили отечественную фирму АТОМ - сначала большие вилки ставили на не предназначенный для таких издевательств Атом СССР, а потом появилась специальная модель Атом Мистер Дроп (4 килограмма хроммоля, на первой версии ещё и обода Даблвайд поставили))) ) Ещё для совсем уж Избранных существовала в Питере возможность завести себе эксклюзивную раму ПИНИГИН. С прочностью у данного бренда было всё в порядке - один знакомый прыгал на ней трамплины сотни раз, включая Биг Эйры, и ничего там не отваливалось. (Ещё напишу про это)

Атом Мистер Дроп
Атом Мистер Дроп

А вот Спешиалайзед никогда (насколько мне известно) не заморачивались с созданием ФР-хардтейла, ограничиваясь Олл-маунтин моделями и стрит-дёртовыми хардтейлами. ДжиТи тоже не создавала монстров с жёсткими хвостами, не считать же таковыми Рукуса, Брайана Лопеса и Ля Бомбу. Трек Бруизёр - тоже не считается. В общем, некоторые фирмы исходили из постулата - "Хочешь Фрирайда - купи полноподвес!"

Спеш Р3. Велик заниженный, на длинноходную вилку не рассчитан
Спеш Р3. Велик заниженный, на длинноходную вилку не рассчитан

Если постараться, можно вспомнить ещё много моделей, удачных и не очень. На самых крутых можно было даже катать в горах на свой страх и риск - всё-таки, полноценную заднюю подвеску ничто не заменит. Зато вне гор на таком велике можно было не бояться не только каких-то там поребриков с бордюрами, но и препятствий повыше. А при режиме "на работу и обратно" такая рама могла (и до сих пор может) работать десятилетиями. Несколько лишних килограммов... Для спортсменов это критично, а для простого пользователя не обделённого физической силой? То-то и оно!

В 2014 году у меня появляется возможность выкупить раму Норко Торрента 2005 года. Когда то эта модель была признана в одном из журналов "Велосипедом года". В 2005 я иногда катался на Торренте друга - отличный был велосипед! 18 килограммов веса и 17 сантиметров хода вилки!

В данном же экземпляре запорота резьба в раме и требуется радикальный ремонт. Рассматриваю со всех сторон:

Металла много. Косынки в глаза не бросаются
Металла много. Косынки в глаза не бросаются
Толстые S-образные перья переходят в дропауты 150х12
Толстые S-образные перья переходят в дропауты 150х12
А вот основание нижних перьев из цельных кусков металла в палец толщиной - это нечто! Любители весодурства получают расстройство желудка!
А вот основание нижних перьев из цельных кусков металла в палец толщиной - это нечто! Любители весодурства получают расстройство желудка!
Рн и косынка, приваренная со всех 4 сторон (не по Фень-Шую)
Рн и косынка, приваренная со всех 4 сторон (не по Фень-Шую)
Толщина стенок стакана, косынка и сварной шов на нижней трубе - она сварена из двух половинок (монокок)
Толщина стенок стакана, косынка и сварной шов на нижней трубе - она сварена из двух половинок (монокок)

Подумав, отказываюсь. По причинам: 1)Байк мечты не может рождаться из запоротого железа. Помимо этого: 2)у рамы не было ушей под успокоитель цепи, 3) у меня не было втулки под стандарт 150х12. Последние две проблемы решались, первая перевесила

Потом была идея заказать и сварить себе полностью кастомное чудовище... но лень победила.

Ладно, переходим к главному герою статьи:

Баньши Морфин

Модель появилась в самом начале 2000-х, просуществовала несколько лет, выпускаясь небольшими партиями, к концу нулевых исчезла. Вроде бы в 2006 были последние, но врать не буду. Не суть важно.

Когда я пришёл в велотусовку в 2004 году, название Морфин было на слуху. Его или превозносили и хотели когда-нибудь заиметь, или сильно хейтили (скорее всего - эти тоже его хотели). Кстати были ещё Кэннондэйлы с названиями всяких веществ: Таурин, Кофеин и Морфин)))

В живую я его на Дворике, Озерковских дёртах или в Шувалике так и не увидел))) Только удивлялся обилию и форме многочисленных косынок.

Как выяснилось, один такой экземпляр всё-таки имелся. И пощупать его удалось аж в 2015 году.

2015 год
2015 год

К сожалению, оценить велик как следует сильно мешала вилка. Это была собранная из нескольких амортизаторов Марзоччи вилка ДропОфф с внутренностями от более дорогой Зе1.

Настроена она была под вес владельца. Под моим весом (килограммов 20 сверху) вилка страшно проседала. Настроить её быстро был не вариант, только лезть внутрь. Так я тогда ничего и не понял.

Зато смог рассмотреть и отфотографировать раму:

Целиковая косынка на левую и правую стороны - отличительная черта модели
Целиковая косынка на левую и правую стороны - отличительная черта модели
Косынка под кареткой. Нигде больше такой не видел. На раме имеются "уши" под установку цепегасителя
Косынка под кареткой. Нигде больше такой не видел. На раме имеются "уши" под установку цепегасителя
Дропауты толщиной в сантиметр. Чтобы вдруг не было мало, тоже усилены косынками
Дропауты толщиной в сантиметр. Чтобы вдруг не было мало, тоже усилены косынками
Дропауты горизонтальные и довольно длинные. Это устраивает помороку с регулировкой тормоза, зато позволяет изменять длину задних перьев
Дропауты горизонтальные и довольно длинные. Это устраивает помороку с регулировкой тормоза, зато позволяет изменять длину задних перьев
Для сравнения - каким хлипким может быть этот узел. Всё держалось на паре мм, вот и треснуло. Мастер приварил косынку, теперь будет держать
Для сравнения - каким хлипким может быть этот узел. Всё держалось на паре мм, вот и треснуло. Мастер приварил косынку, теперь будет держать

Для чего изменять длину перьев, если хорошо известно, что хорошие перья - короткие? (Исключение - если везёте на багажнике мешок картошки в 50 кг, то лучше перья подлиннее). К примеру если нужно впихнуть резину пожирнее. А ещё горизонтальные дропауты - самый простой способ поставить на велик одну скорость. В данной металлоконструкции даже есть ограничительные винты, чтобы регулировать длину пера... Но Миша поставил самый короткий вариант, примерно 410 мм. На стандартном 26-м обычно стоит 420-425 мм.

В этом месте все непосвящённые уже заснули. А ведь эти самые миллиметры очень сильно влияют на поведение байка.

Предлагаю Михаилу велик продать. Получаю ответ - дан обет эту раму никому и никогда не продавать. Уважаю и отстаю)

2017 год

Асфальтовый вариант
Асфальтовый вариант

Михаил поставил на велик почти невесомые Сэмми Слики. Во внешности велик брутальности поутратил, зато ездит быстро. Сидушка со Стэмпджампера этому способствует.

Настройка
Настройка

В качестве защиты на перо мы прикрутили кусок покрышки Спешиалайзед ГраундКонтрол 2013 года. Эта резина самым подлым образом сдохла у меня в походе, так что 100 км пришлось ехать, примотав её верёвочкой (буду описывать походный велик - напишу подробнее). Так что пусть на пере Морфина будет с позором красоваться эта не оправдавшая надежд резина, словно носы поверженных кораблей на Ростральных колоннах!

Как колбасу!
Как колбасу!

Мой Banshee Morphin

И вот в конце 2017 года я принимаю решение поменяться рамами с Мишей. Баньши Морфин показался мне несколько более востребованным, чем огромный фрирайдный двухподвес...

Что же, не буду скрывать, это было ошибкой! Дефицитную раму я, правда, получил - такой обмен Мишиным принципам не противоречил.

Уже мой велик
Уже мой велик

Для начала проблемки мелкие. Выбивать рулевую и менять каретку я поленился, тем более, что они были почти одинаковы. И выменял шило на мыло: моя рулевая FSA Pig DH Pro и каретка Труватив Howitzer находились в куда лучшем состоянии! Ну, тут я сам себя обманул, некого больше винить. Нет, если бы такие вещи можно было пойти в магазин и купить... Так ведь нет таких товаров в продаже! Покончались уже давно... Помните, введение про маркетинг? Кстати, потом всё-таки нашёл)

Подседельный штырь с некоторым скрипом тоже обменял на довольно таки исцарапанный Труватив XR редкой толщины в 30 мм. Вещь надёжная и тяжеловесная.

Шатуны и тяжеленные педали Лег Итерс, которые не только подходят по стилю, но и отлично держат
Шатуны и тяжеленные педали Лег Итерс, которые не только подходят по стилю, но и отлично держат

Привод с тормозами а также колёса перекочёвывают с моего Скрима.

И тут возникает большая проблема:

Вилка. Её нужно перебрать и доработать под мой вес. За это берётся Вова... Кто знает Купчинского специалиста Вову, тот поймёт - дело застряло надолго! Торопиться он не умеет. Ищем масло, всякие запчасти.

У меня уже есть подобная вилка, которая после Вовиной доработки отрабатывает рельеф просто идеально! Поэтому готов подождать.

Вот такая зелёная
Вот такая зелёная

Кроме того, вилку нужно согнать. Я вдруг выяснил неприятную вещь - вилка с ходом 150 мм плюс рама Морфин 16-й ростовки обеспечивают мне нулевой стендовер - о таком я даже и не подумал. Проще говоря, если что-то пойдёт не так, могу познакомиться с Яйцами Абрама.

Итак, я проехался на велике... И у меня возникает страшнейшее ощущение Дежа вю!!! Я уже наступал на эти грабли с геометрией и это называлось Монгус Файрболл!

Велик короткий и при этом высокий. Каретка задрана в плюс. Это банально неудобно. На двухподвесе такого ощущения не было. Птица Обломинго!

В конце концов я получаю-таки собранную и доработанную вилку... Только вот птица меня не покинула. То, чего Вова уже достигал, второй раз не прокатило. Согнанная вилка работает как полное... неадекватно она работает.

Время и деньги потрачены, удовольствия нет. Ладно, не плачем, двигаемся дальше.

Морфин на шиповке.
Морфин на шиповке.

Данный велик у меня позиционируется как аппарат для фана, причём в основном в холодное время года. Поэтому на лето его откладываю.

Рулевой стакан сверху
Рулевой стакан сверху
Зпотраченную жизнью чашку на чашку от рулевой FSA PIG - Хрюшка была лучшей рулевой на шарах! Да здравствует Хрюшка!
Зпотраченную жизнью чашку на чашку от рулевой FSA PIG - Хрюшка была лучшей рулевой на шарах! Да здравствует Хрюшка!
С укороченной вилкой на Трейловой резине
С укороченной вилкой на Трейловой резине
Выглядит отлично. Но конь попался из норовистых
Выглядит отлично. Но конь попался из норовистых

Возникает вариант решения проблемы: поставить сзади колесо в 24 дюйма. Тем более, что агрессивное навязывание 29-го размера так достало, что возникло желание выпендриться. Приобретаю обод ДМР ДВ - такие когда-то ставили на стальной DMR Ex(alt) - самый длинноходный хардтейл от этой фирмы

Первый тест-вариант
Первый тест-вариант
Раздобыл покрышку Максис 24х2.7
Раздобыл покрышку Максис 24х2.7
Заднее колесо. Обод ДМР ДВ
Заднее колесо. Обод ДМР ДВ

Решение зашло! Маллет исправил геометрию!. Но не проблемы с вилкой.

Устройство цепегаса и алюминиевая звезда
Устройство цепегаса и алюминиевая звезда
Коновский дизайн в виде г...на закрашиваем чёрной краской. А не то как вы яхту назовёте...
Коновский дизайн в виде г...на закрашиваем чёрной краской. А не то как вы яхту назовёте...

2019

А что, если поставить дёртовую навеску?
А что, если поставить дёртовую навеску?

Продолжаю эксперименты. Рама Морфин когда-то позиционировалась не только как фрирайдная, но и как дёртовая. Сейчас это звучит странно, но ведь тогда стили были молодые и активно развивались!

Велик начинает вести себя совсем иначе! Его вальяжность и норовистость пропала, теперь он отлично рулится и резко управляется! Правда для всего этого очень тяжёлый.

Новое переднее колесо
Новое переднее колесо

Нахожу на вторичном рынке обод МТХ с наклейками 2006 года. Вот это да! Последующие версии этого отличного обода не такие эффектные)

Дополняю втулкой Пивит (Бренд Харо), ДэТэшными спицами и покрышкой Ханс Дампф. Вышло идеально!

Замена вилки
Замена вилки

Вилку меняю на РоксШокс Аргайл. Я её видел в продаже ещё когда работал в веломагазине в 2009. 10 лет никто не брал! И вот, она дождалась!

На мой взгляд, для езды зимой вилка должна быть или жёсткая, или пружинно-масляная. Насмотрелся я на шуточки воздуха...

2020-2024

Велик используется редко. Обычно зимой в хорошую погоду. Иногда летом.

Камера Нокиан 2004 года
Камера Нокиан 2004 года

Однажды решил на нём проехать летом соточку. На 26-й резине. Какой-то умник в шлепанцах на превращённой в крокодил "Украине" меня обогнал и еще добавил: "Как стоячего!"

Вот ведь гад! Я попробовал его догнать, но куда там. Велик не для этого))) Вот был бы я на своём Хардроке!

Ну и последняя фотосессия Морфина: ради максимального стиля поставил на него древний Дёрт Джампер и стальной руль Атомлаб с BMX выносом.

Отражалки нарушают готичность образа, зато повышают заметность в темное время ГОДА.

Шатуны Хассефельт. Рокринг уникальный, максимальная толщина 7 мм... Ну, просто была такая возможность
Шатуны Хассефельт. Рокринг уникальный, максимальная толщина 7 мм... Ну, просто была такая возможность
-40

-41
-42
-43
-44
-45

Ну всё, заканчиваю писать. А то прокатиться захотелось!

П.С. Если кому то кажется, что условные 3 200 граммов (я точно не мерял, но около этого) это очень много для велосипедной рамы, то:

1) Рама очень некогда популярного Нордвей Каскад весит столько же. Про их прочность могу сказать, что иногда встречаю курьеров на этих великах. А быть великом курьера и сниматься в фильме "New world Disorder" для велика одинаково убийственно

Р Каскада
Р Каскада

2) Некоторые рамы бюджетных ДЕТСКИХ великов весят ещё больше

Стальной Автор Матрикс
Стальной Автор Матрикс

3) Вес советской рамы ТАИР с вилкой достигает 6 кг. То есть, у Морфина показатель примерно тот же!

Велосипед ТАИР
Велосипед ТАИР

Поэтому почему бы и да?!