Найти тему
Old school dude

Британский музыкальный чарт февраля 1964 года: мерсибит в топе

Оглавление

Порой случается, что тему публикаций подсказывают читатели. Предлагаю всем перенестись на своеобразной машине времени в Великобританию 60-летней давности. Попробую обрисовать музыкальный ландшафт февраля 1964 года. Получив первоначальный импульс из-за океана, рок-музыка попала на благодатную британскую почву. Впрочем, рок тогда называли пока ещё бит-музыкой или биг битом. Он представлял собой некий сплав рок-н-ролла, ду-вопа, скиффла, ритм-н-блюза, кантри и соула.

Одним из центров бита был портовый Ливерпуль – город космополитов. Возвращаясь домой, моряки привозили свежие виниловые новинки из Америки, а кое-что любопытное можно было ещё поймать по радиоприёмнику на волнах радиостанции «Люксембург». В городе слушали старые записи в стиле фанк-блюз, о которых понятия не имели другие жители Великобритании, а заодно всей Европы, за исключением обитателей нескольких портовых городов. Ещё до появления рок-н-ролла в Ливерпуле были известные клубы фолка, блюза и кантри-энд-вестерна, так что здесь можно было услышать совсем неплохие мелодии.

И вот местная молодежь впитывала все эти веяния, стремясь и самостоятельно выразиться посредством музыки. Как грибы после дождя появлялись доморощенные ансамбли. Начав со скиффла и рок-н-ролла, местные ребята постепенно переходили к более сложным формам. Так появился «мерсибит», который отличался чётким ритмом, за который отвечала ритм-секция, запоминающимися красивыми мелодиями, гармоничным многоголосием и мажорными гитарным аккордами, как нельзя лучше подходящим незатейливым подростковым мечтаниям. Энергичные, забойные вещи перемежались слезливыми балладами, так нравящимися девчонкам.

А поскольку Ливерпуль исторически административно-территориально входил в графство Мерсисайд, включающего в себя город и близлежащие населённые пункты по берегам устья реки Мерси, то по этой топонимике и сконструировалось название нового музыкального жанра – «мерсибит». Как о городе тогда писали, имя в виду его музыкальную компоненту, «Ливерпуль похож на Новый Орлеан на рубеже веков, только с рок-н-роллом вместо джаза».

The Searchers. Фото из открытых источников
The Searchers. Фото из открытых источников

Мерсисайдцы в середине февраля 1964 года доминировали на британской музыкальной сцене. Прежде всего, конечно, The Beatles – национальная группа №1. Помимо них, на виду были и другие ливерпудлианцы: The Swinging Blue Jeans, Gerry & the Pacemakers и The Searchers. Вот последние в середине февраля 1964 года и возглавляли чарт синглов со своей версией песни «Needles and Pins», написанной американскими сонграйтерами Джеком Ницше и Сонни Боно.

1. «Needles and Pins» The Searchers

Первой записала эту песню американка Джеки Де Шеннон в 1963 году, и её сингл с ней даже вошёл в американский список «Billboard Hot 100», но мерсибитовская версия, благодаря чётче акцентированной ритмике и вокальным гармониям слушалась куда как выигрышнее.

Группа The Searchers выросла из ранней скиффл-группы, сформированной певцом и гитаристом Джоном МакНалли со своими друзьями Брайном Доланом (гитара) и Тони Вестом (бас). Когда другие двое участников потеряли к ней интерес, МакНалли объединился со своим соседом гитаристом Майком Прендергастом. С Джо Келли на ударных они вскоре пригласили Тони Джексона с его самодельными бас-гитарой и усилителем и назвали себя «Tony and the Searchers». Келли вскоре ушёл, уступив место Норману МакГарри, и группа сократила имя до The Searchers .

«Искатели» впервые услышали «Needles and Pins» в исполнении британца Клиффа Беннетта в гамбургском «Star-Club», где все они, как и «Битлз» в своё время, периодически подрабатывали. Узрев её потенциал, они сразу же захотели, чтобы эта песня стала их следующим синглом, и записали её ещё до того, как это смог сделать Беннетт. Их сингл был выпущен в январе 1964 года, став номером один в Великобритании, Ирландии и Южной Африке, и достиг 13-го места в чарте синглов «Billboard Hot 100» в США. Вскоре после этого, в апреле 1964 года, песня «Needles and Pins» появилась на лонгплее «It’s the Searchers».

В Британии на первом месте сингл продержится три недели, а в «Топ-20» – 10 недель. Интересно, что для германского рынка The Searchers выпустили версию песни на немецком языке с названием «Tausend Nadelstiche». В 1977 году «Needles and Pins» получит новую реинкарнацию в исполнении Smokie.

2. «I’m The One» Gerry & The Pacemakers

Джерри Марсден первоначально сформировал группу в 1959 году вместе со своим братом Фредом, Лесом Чедвиком и Артуром МакМахоном. Первоначально квартет назывался «Gerry Marsden & The Mars Bars», но им пришлось сменить имя, когда этого потребовала кондитерская компания «Mars». Интересно, что Gerry & The Pacemakers делили одну и ту же сцену, продюсера Джорджа Мартина и менеджера Брайана Эпстайна вместе с The Beatles.

В 1963 году Gerry and The Pacemakers стали первой группой, которая возглавила британские чарты со своими первыми тремя синглами. В качестве четвёртого подопечные Брайана Эпстайна решили выпустить песню «I’m The One», написанную вокалистом Джерри Марсденом. Однако, им не удалось продолжить свою лидерскую серию, поскольку во всех основных чартах Великобритании его заняла другая ливерпульская группа The Searchers с «Needles and Pins». Тем ни менее, две недели удерживать в Британии 2-е место – это тоже очень статусно.

Главная особенность записей Gerry & The Pacemakers – тот поразительный энтузиазм, с каким они это делали. Ещё обратите внимание, как ребята высоко держат гитары, подражая Джону Леннону. Да, и сама песня «I’m The One» гармонически и мелодически вполне укладывается в мерсибитовский стандарт, заданный «Битлз».

Gerry & the Pacemakers, попав в десятку лучших хитов Великобритании, добились и определенного успеха в Северной Америке, как часть «британского вторжения». В Канаде «I'm the One» дошёл до 1-го места, а вот в США показал себя не особенно хорошо, не сумев пробиться в «топ-100» чарта «Cash Box» и достигнув лишь 82-го места в «Billboard Hot 100».

«I'm the One» не была выпущена на лонгплее в Великобритании, но была включена в альбом «Don't Let the Sun Catch You Crying» в США. В марте 1964 года в Великобритании выходил EP под названием «I’m the One», в который как раз и вошёл заглавный трек.

3. «Diane» The Bachelors

«Diane» – песня Эрно Рапе и Лью Поллака, первоначально написанная просто как музыкальная тема для немого фильма 1927 года «Седьмое число. Небеса». В 1928 году она стала большим хитом у оркестра Ната Шилкрета, другие успешные версии того же года были записаны Натаном Гланцем и Франклином Бауром.

Песня стала популярным синглом ирландской группы The Bachelors, выпущенным 3 января 1964 года на лейбле «Decca» и спродюсированным Майклом Барклаем. Хотя сама группа была родом из Дублина, но в основном базировалась в Великобритании. Членами-основателями The Bachelors были Конлет (Кон) Класки, его младший брат Деклан (Дек) Класки и их друг Джон Стоукс. В 60-е годы у них было несколько международных хитов, в том числе восемь синглов, входивших в десятку лучших в Великобритании периода с 1963-го по 1966 год.

В феврале «Diane» с элементами ду-вопа была третьей, но вскоре достигнет 1-го места в британском чарте синглов, 2-го места в Ирландии и 3-го – в Австралии. Таким образом The Bachelors стали первым коллективом из Ирландской Республики, чей сингл возглавил британские чарты. В США «Diane» стала самым успешным синглом группы, достигнув 10-го места в чарте «Billboard Hot 100» в 1964 году.

4. «Hippy Hippy Shake» The Swinging Blue Jeans

Песня «Hippy Hippy Shake» была написана и впервые исполненная американским исполнителем Ченом Ромеро в 1959 году. Её автору на момент создания песни было лишь 17 лет. В этом же году она достигла третьей позиции в чартах Австралии, хотя в США была лишь незначительным хитом. Её исполняли многие, в том числе песня долгое время находилась в репертуаре «Битлз». В частности, они исполняли её во время своего пребывания в Гамбурге в декабре 1962 года и несколько раз записывали свою версию для «BBC».

Группа The Swinging Blue Jeans возникла в 1957 году, когда Брюс Маккаскилл сформировал скиффл-секстет с джазовым влиянием под названием Bluegenes. К 1962 году ребята играли скиффл на площадках Ливерпуля и в «Star-Club» в Гамбурге. Однако, немецкая публика их не приняла, после чего группа быстро сменила направление и фокус, перейдя на рок-н-ролл и мерсибит, а также поменяла название на The Swinging Blue Jeans. Это принесло квинтету в составе Рэя Энниса (вокал, лидер-гитара), Леса Брэйда (бас, клавишные), Ральф Эллиса (гитара, вокал), Нормана Кульке (барабаны) и Пола Мосса (банджо) контракт на запись с лейблом «HMV».

После ухода Мосса группа стала квартетом, и в декабре 1963 года выпустила свой разнузданный кавер «Hippy Hippy Shake». В январе этот сингл достиг 2-го места в британском чарте синглов, а позже и 24-го места в американском чарте «Billboard Hot 100». Песня стала их визитной карточкой и самым большим хитом как в Великобритании, так и в США. У группы был трёхлетний период успеха, взлёта и падения вместе с самим жанром – мерсибитом.

5. «5-4-3-2-1» Manfred Mann

Майкл Любовиц, он же Манфред Манн, получил в Йоханнесбурге классическое музыкальное образование, но попутно увлёкся джазом. В начале 60-х после переезда в Англию транзитом через Нью-Йорк он создает блюз-джазовый квинтет Mann Hugg Blues Brothers. Позже группа после прихода певца Пола Джонса и подписания контракта с «HMV Records», по предложению лейбла, изменит название на Manfred Mann и станет исполнять песенный формат, включающий в основном смесь ритм-энд-блюза и поп-музыки. Первоначальный состав состоял из барабанщика Майкла Хагга, клавишника Манфреда Манна, гитариста, флейтиста и саксофониста Майкла Викерса, басист Дэйва Ричмонд и вокалиста Пола Джонса.

Игривый ритм-энд-блюз «5-4-3-2-1» написали Манн, Хагг и Пол Джонс. Это была последняя запись басиста Дэйва Ричмонда перед его уходом из группы. Песня достигла 5-й строчки в «UK Singles Chart» во многом благодаря еженедельному показу на телевидении после того, как она стала заставкой телевизионной программы о поп-музыке «Ready Steady Go!». Клавишник Манфред Манн говорил, что он считает передачу «Ready Steady Go!» чем-то вроде ракеты, поэтому они и написали песню как обратный отсчет для её запуска. Там ещё присутствует самореферентный текст: «Угу, это были Ман-Фре-ды!» .

6. «Glad All Over» Dave Clark Five

Квинтет The Dave Clark Five, также известный как DC5, образовался в 1958 году в Тоттенхэме, Лондон, как аккомпанирующая группа вокалиста Стэна Саксона. Дэйв Кларк играл на барабанах и подпевал на бэках, а также часто менял состав. После расставания с Саксоном он стал продюсером и соавтором песен группы. В конце 1963 года его коллегами по квинтету были клавишник Майк Смит, басист и вокалист Рик Хаксли, гитарист Ленни Дэвидсон и саксофонист Дэнис Пэйтон. Все члены группы участвовали в вокальных гармониях.

Международный хит «Glad All Over», написанный Кларком и Смитом, выпустили синглом перед самым Новым годом. И уже в январе песня возглавила британский чарт, сместив с первой позиции чрезвычайно успешную «битловскую» «I Want To Hold Your Hand» и дав тем самым старт соперничеству этих двух групп в Великобритании. Востребованность обеспечили твёрдый бит и потрясающая шумная групповая вокальная работа, очень похожая на ливерпульское звучание самих «Битлз». Как её характеризовали в прессе, «Звучание Мерси и бит Ливерпуля».

«Glad All Over» был синглом №2 по продажам в 1964 году в Великобритании (после «Can't Buy Me Love» The Beatles). В апреле 1964 года песня достигла 6-го места в американском чарте «Billboard Hot 100», став первым хитом представителей «British Invasion», созданным не The Beatles, а другой британской группой. Сингл также был №1 в Ирландии, №3 в Австралии и №2 в Канаде. Он достигал 4-го места в Нидерландах и 16-го – в Германии. Песня стала гимном болельщиков Лондонского футбольного клуба «Кристал Пэлас», и на протяжении более полувека её поют на трибунах стадиона команды.

7. «As Usual» Бренда Ли

Попала в топ чартов и заокеанская попса – куда же без неё. Бренда Ли, певица родом из Атланты, к 1964 году больше всего была известна, благодаря классическому рождественскому рокабилли «Rockin’ About The Christmas Tree». Бренде было всего 13 лет, когда она записала этот хит 1958 года. В дальнейшем она развила свою успешную карьеру: стоит отметить, что у этой исполнительницы в 60-х было больше всего синглов в чартах, после Элвиса Пресли, The Beatles и Рэя Чарльза. Что касается её музыкальных достижений, Бренда была первой женщиной, которая была введена одновременно в «Зал славы рок-н-ролла» и «Зал музыки кантри».

Поп-баллада «As Usual», написанная Алексом Занетисом, вошла в в альбом Бренды Ли 1964 года «By Request». Стилистически это укладывалось в поп-стандарты 50-х и начала 60-х годов, поэтому востребованность песни обеспечила преимущественно зрелая аудитория «35+». Выпущенная синглом в ноябре 1963 года, «As Usual», достигнет 5-й строчки в начале февраля 1964-го, а к середине месяца упадёт на 7-ю позицию. В Штатах она достигнет №12 в «Billboard Hot 100».

8. «Don't Blame Me» Фрэнк Ифилд

Фрэнк Ифилд, англо-австралийский певец и гитарист в стиле кантри, прославился тем, что часто использовал йодль в своих песнях – особую манеру пения без слов, с характерным быстрым переключением голосовых регистров. Когда ему было 12 лет, бабушка подарила ему гитару, и он самостоятельно освоил игру на ней, а также сам научился исполнять йодль, подражая звёздам кантри, таким, как Хэнк Сноу. Фрэнк вырос в Австралии, а затем в 1959 году вернулся в Великобританию и начал певческую карьеру, в результате которой он стал первым британским исполнителем, достигшим с тремя последовательными выпусками синглов высшей строчки чартов.

Вот и в этой поп-кантри балладе, сочинённой Джимми Макхью и Дороти Филдс ещё в 1932 году, Фрэнк знатно йодлит, переходя на фальцет. Популярные версии того года были записаны: Этель Уотерс (№ 6 в США), Гаем Ломбардо и Чарльзом Агнью. В более позднее время это был хит № 21 для Ната Кинга Коула в 1948 году. Песня получила два значительных римейка уже в «рок-эру»: балладный группы Everly Brothers в 1961 году и быструю кантри-версию Фрэнка Ифилда. которая достигла 8-го места в британском чарте синглов, а также в Новой Зеландии.

9. «I Think Of You» The Merseybeats

Ещё одни мерсисайдцы в топе. The Merseybeats появились на ливерпульской мерсибит-сцене в начале 60-х годов, они выступали в клубе «Cavern» вместе с The Beatles, Gerry & the Pacemakers и другими видными ливерпудлианами. Первоначально называвшаяся The Mavericks, группа была образована певцом и гитаристом Тони Крейном и поющим басистом Билли Кинсли в конце 1960 года. В сентябре следующего года они стали зваться The Pacifics, а в феврале 1962-го с подачи ведущего клуба «Cavern» Боба Вулера переименовались в The Mersey Beats. В апреле название упростилось до The Merseybeats, к этому времени к Крейну и Кинсли присоединились гитарист Аарон Уильямс и барабанщик Джон Бэнкс.

В 1963 году The Merseybeats подписали контракт со звукозаписывающей компанией «Fontana Records» и выпустили свой первый хитовый сингл «It's Love That Really Counts», за которым в 1964 году как раз и последовала сорокопятка «I Think of You», разошедшаяся миллионным тиражом, принеся им первый «золотой диск». Песня была написана Питером Ли Стирлингом в 1963 году, и The Merseybeats были её первыми исполнителями. Максимальный успех сингла в британских чартах – 5-е место. Позже, в октябре 1964 года, песня стала хитом группы Freddie & The Dreamers. Этот год стал вершиной востребованности мерсибита, как жанра.

10. «Anyone Who Had a Heart» Силла Блэк

Силла Блэк, урождённая Присцилла Мария Вероника Уайт, была очень амбициозной девушкой. Она была полна решимости добиться успеха в качестве певицы и даже устроилась для этого в 1963 году на неполный рабочий день помощником гардеробщика в легендарный ливерпульский клуб «Cavern», где её случайные, импровизированные выступления привлекли внимание The Beatles, с которыми она подружилась. Карьера Силлы Блэк началась стремительно, когда Джон Леннон познакомил её с менеджером The Beatles Брайаном Эпстайном, а тому удалось обеспечить ей контракт на запись с их лейблом.

Песню «Any Who Had A Heart» написали Берт Бакарак и Хэл Дэвид для Дайонн Уорвик в 1963 год. В январе 1964 года, когда оригинальная запись Уорвик только подбиралась к десятке лучших в США и Канаде, помощник продюсера Джорджа Мартина предложил песню Мартину, рассчитывая, что она станет сильным британским синглом Ширли Бэсси. Однако, продюсер рассматривал её как средство продвижения Силлы Блэк, чей звёздный потенциал ещё не был реализован. Аранжировку сделал Джонни Пирсон, а в состав сессионного персонала входили гитаристы Вик Флик и «Большой Джим» Салливан, а также бэк-вокалисты из The Breakaways.

Версию Силлы Блэк в Великобритании выпустили на неделю раньше, чем Дайонн Уорвик, и это сыграло решающую роль. В середине февраля 1964-го она ещё пока только ворвалась в десятку лучших, но уже к концу месяца станет здесь хитом номер один, пребывая на первом месте в течение трёх недель подряд! По итогам года в Великобритании запись Силлы Блэк с тиражом около 950 000 копий будет четвёртым самым продаваемым синглом.

Позже, благодаря сотрудничеству Силлы с The Beatles, она записала несколько композиций Леннона и Маккартни, а также две специально написанные для неё песни Джорджа Харрисона. В 60-х Силла Блэк сделает карьеру на телевидении с собственным телешоу, тему которого «Шаг внутрь любви» специально для нее написал Маккартни.

Обратите внимание: в горячей десятке синглов в это время не оказалось ни одной песни The Beatles, так-то.

Теперь о ситуации с альбомными чартами на середину февраля 1964-го. Первые две строчки занимали The Beatles с «Please Please Me» и «With the Beatles», соответственно. Третьими были их земляки и друзья Gerry & The Pacemakers со своей первой пластинкой «How Do You Like It?», вышедшей в октябре 1963-го. Хотя они никогда не занимали первое место в Соединенных Штатах, ребята были второй по успеху группой из Ливерпуля после «Битлз», попавшей в поп-чарты «Billboard» США.

На четвёртом месте был саундтрек к американскому мюзиклу «West Side Story» 1957 года на музыку Леонарда Бернстайна. На пятом месте расположился мастер кантри-йодля Фрэнк Ифилд с лонгплеем «Born Free».

Шестыми оказались ливерпудлианцы The Searchers с дебютником «Meet The Searchers» 1963 года. Это был самый успешный альбом группы. Сюда вошёл их первый сингл, выпущенный в июне 1963 года, версия песни The Drifters «Sweets for My Sweet», которая стала для группы номером один в Великобритании, а также их кавер песни The Clovers «Love Potion No.9», которая выйдет синглом в США, где достигнет 3-го места в чартах. Альбом также выпускался в Канаде, Германии и Южной Африке, и часто с изменениями трек-листа.

На седьмой позиции в феврале были манчестерцы Freddie and the Dreamers с одноимённым дебютным диском. Группу организовал в 1959 году вокалист Фредди Гаррити. В состав вошли гитаристы Дерек Куинн и Рой Крюдсон, бас-гитарист Пит Бёррелл и барабанщик Бёрни Дуайер. Ребята, как и многие британцы в то время, начинали со скиффла, но уже в 1962 году они играли мерсибит, переехав в Ливерпуль. На сцене группа исполняла отрепетированные синхронные дурацкие танцевальные движения, размахивая руками и ногами, поэтому в популярности «Фредди и Мечтателей» большую роль сыграло телевидение.

Дебютный одноимённый альбом был выпущен в Великобритании в 1963 году, достигнув 5-й позиции в местном чарте и 19-й – в американском «Billboard 200». Это был единственный альбом группы, попавший в чарты США, правда, на нём не было ни одной песни, созданной внутри коллектива.

Восьмыми расположились The Shadows со своим сборником «The Shadows Greatest Hits» 1963 года. Он собрал их самые популярные инструменталы, включая «Apache» , «Man of Mystery», «F.B.I.», «Kon-Tiki», «36 24 36», «The Savage», «Peace Pipe». Поэтому, ничего удивительного, что альбом продержался в «UK Albums Chart» 56 недель, достигнув пика под номером 2.

Девятое место со своим четвёртым альбомом «In Dreams» 1963 года занимал Рой Орбисон, которого из-за его страстного тона и драматических, мрачных баллад окрестили «Большим О». Лонгплей, проименованный по одноимённому синглу, который спустя сорок лет журнал «Rolling Stone» назовёт в своём списке «500 величайших песен всех времён» под № 319, одиннадцать недель был в британских чартах, добираясь до 6-го места.

Замыкал «Топ-10» альбомного британского чарта «король рок-н-ролла» Элвис Пресли с саундтреком из американского мюзикла «Fun in Acapulco» 1963 года. Правда, здесь уже не было самих рок-н-роллов. Группа авторов написала для Пресли набор песен в мексиканской поп-стилистике с добавлением аранжировок духовыми инструментами, что наиболее всего соответствовало месту действия мюзикла. Выпущенная в качестве ведущего сингла, песня «Bossa Nova Baby», возымевшая успех в мировых чартах, отметилась аранжировкой буги-вуги. И тот факт, что увлечение босса-новой в 60-е годов было явлением бразильским, а не мексиканским, не имело для американцев большого значения: Бразилия, Мексика – да, какая разница. Саундтрек продержится в первой десятке пять недель.

Примерно так в начале 1964 года выглядел музыкальный ландшафт Великобритании, чьи музыкальные потуги вскоре станут доминировать по всему миру. Если будет интерес, я готов продолжить подобный музыкальный обзор, пройдясь ещё по ряду лет.

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии! Репост приветствуется!

❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.

➤Другие материалы подобного рода:

Самые важные песни в истории рок-музыки, свежий взгляд
Old school dude27 августа 2022
Важнейшие песни в истории рок-музыки, 60-е годы
Old school dude3 сентября 2022