Найти тему

МАЗ-105 – первая белорусская «гармошка»

Всем привет!

Минский автозавод известен в первую очередь своими тяжелыми грузовиками. Но после развала СССР он сумел перестроиться и стал параллельно выпускать автобусы, в том числе сочлененные. Первым же сочлененным автобусом независимой Беларуси был МАЗ-105.

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Первые опытные образцы нашего героя появились в 1997 г., но серийный выпуск начался лишь три года спустя. В его основе лежал автобус большой вместимости МАЗ-103, который к тому времени уже закрепился на конвейере и стал реализовываться в белорусских городах. От него «гармошка» получила кузов и светотехнику, при этом в моторном отсеке в базе устанавливался минский мотор объемом 7,1 л и мощностью 230 л. с, с которым была состыкована 5-ступенчатая механическая КПП.

МАЗ-105 сзади. Источник фото: fotobus.msk.ru
МАЗ-105 сзади. Источник фото: fotobus.msk.ru

Салон автобуса немного изменился, поскольку моторный отсек был перемещен в середину. Сидячих мест стало 33, а всего внутрь помещалось 190 человек. При этом сохранился специфический стиль с коричневой обивкой и оранжевыми поручнями:

Салон МАЗ-105. Источник фото: fotobus.msk.ru
Салон МАЗ-105. Источник фото: fotobus.msk.ru

МАЗ-105 не стал таким же популярным, как его одиночный собрат, но при этом получил обширную географию эксплуатации. Она не ограничивалась одной Беларусью – многие автобусы стали отправляться в российские города, прежде всего в Москву:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Работали они и в Киеве:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

В 2009 г. автобус модернизировался вместе с базовым МАЗ-103, в результате чего изменилась светотехника, а мощность двигателя повысилась до 279 л. с.:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

В таком виде он выпускался до 2014 г., но при этом до окончания выпуска завод успел создать 6 каркасов кузова этой модели, и в 2017 г. была собрана последняя партия автобусов. Остальные же машины закрепились на улицах белорусских и российских городов, и многие эксплуатируются до сих пор:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Сегодня все большую популярность набирают минские автобусы серии 200, но МАЗ-105, как и его собратья, еще много лет не станет сдавать позиции и исправно перевозить пассажиров. Белорусские машиностроители сделали важный шаг в период кризиса, обеспечив не одну страну собственным транспортом, способным заменить устаревший.

Бывали ли такие автобусы в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встречи!