Куда бы мы не зашли в качестве клиента, почти наверняка мы услышим фоном музыку из колонок. Музыка нужна для создания приятной атмосферы внутри помещения, чтобы гостям и работникам было комфортно. То есть гробовая тишина создаёт напряжённую обстановку, высокая громкость музыки наоборот мешает общению между людьми.
Сейчас время стриминговых сервисов – Яндекс.Музыка, Spotify, Apple Music, VK Music и другие. Но они созданы и работают только для личного некоммерческого использования. Это написано в условиях предоставления сервиса, их опубликованных правилах. Конечно, их мало кто читает. В большинстве своём принимают не глядя. Но там чёрным по белому написано о том, они только для личного использования. Это значит, что включать их на общие колонки в кафе, автосервисе или барбершопе для клиентов нельзя. То есть в любом коммерческом заведении. Как это определить – если в помещении оказываются услуги и/или продаются товары населению или бизнесу за деньги, то это коммерция. И значит включать там радио, скачанный на флэшку трек или поток стримингового сервиса незаконно, и можно получить штраф за нарушених авторских прав.
Есть две организации – РАО и ВОИС – которые занимаются защитой авторских и смежных прав. Они могут подавать иски в суд за незаконное использование треков авторов и требовать компенсаций. Размер штрафа определяется сложно, точно высчитать заранее не всегда можно. Всё зависит от площади помещения, количества посадочных мест и от трека исполнителя, который проигрывался в момент фиксации нарушения. Представители РАО и ВОИС могут зайти без предупреждения в любое заведение, сделать видеозапись со звуком и потом по вашим реквизитам прислать уведомление о штрафе.
Но есть возможность всё-таки включать музыку в заведениях легально, и спокойно встречать гостей-агентов из РАО.
Один из способов – заключить напрямую договор с РАО и/или ВОИС, платить отчисления и быть спокойным. Размеры отчислений (авторское вознаграждение) зависят от типа заведения и количества посадочных мест. Минус этого варианта – необходимость предоставления ежемесячных отчётов о проигранных в коммерческом помещении треках.
Другой способ – и он мне нравится больше – заключить договор с компанией-посредником, которая сильно облегчит вашу работу с музыкой. Мы у себя используем сервис Музлаб (не так давно они перешли под крыло экосистемы СБЕР, и стали «Звук Бизнес»), но есть похожие FONMIX, Бубука, РадиоСпаркс и другие.
Нужно только предоставить им документы по помещению, где планируется включать музыку в коммерческих целях, ответить на необходимые вопросы (количество клиентов и прочее), подписать договор и использовать онлайн-стриминги на любом устройстве. Очень удобно, мы запустили их сайт. Можно выбрать готовые потоки музыки или собрать свой поток из понравившихся треков или направлений музыки. Настройка потока может быть очень тонкой и всегда всё можно поменять самостоятельно или обратившись в поддержку сервиса.
Одним из преимуществ – возможность добавить свои рекламные джинглы и аудиоролики, а также настроить частоту и ранжирование их в потоке музыке. Если вы у себя в заведении включите простое радио, то естественно вы и ваши клиенты будете слушать чужую рекламу, и возможно даже ваших конкурентов. А если вы самостоятельно настраиваете поток музыки и регулируете рекламные ролики или их отсутствие, то конечно вы влияете на комфорт и лояльность гостей и сотрудников. Более того, заключить договор с частной компанией-посредником, то не придется ежемесячно отчитываться об используемых треках.
Пришедшим агентам РАО/ВОИС нужно показать заключенный договор, в котором будут реквизиты вашей компании, а также адрес для проигрывания легальной музыки. Важно на это обратить внимание – если коммерческих точек у вас несколько, то и в договоре должны быть перечислены все, иначе – тот же штраф на нелегальное использование композиций в коммерческих целях.