«Да они ж слаанешиты — Императорова кровь!» Стоп. Начнем с самого начала. Сегодня у меня есть немного очень личного мнения о романе Грэма Макнилла «Мстительный дух», в котором действуют разнообразные хаоситы, Имперские Рыцари (увы, с ними не все ладно), несколько примархов, а также мы знакомимся с новой Вечной. Это 29-й номерной роман Ереси Хоруса, книга знаковая по многим параметрам, и с ней непременно стоит ознакомиться.
Именно в этой книге мы встретим таких ключевых персонажей Ереси, как Хорус, по которому в главных ролях мы успеем соскучиться, если читать Ересь по порядку, Мортарион и Фулгрим с одной стороны, и Рогал Дорн и Леман Русс — с другой. Также здесь фигурируют наши старые друзья: Локен, Йактон Круз, Малкадор (если вы друг лоялистов) и Абаддон, Фальк Кибре, Каифа Морарг и Игнаций Грульгор. И сюрприз в лице еще одного важного персонажа первых книг. Здесь же промелькнут агенты Кабала.
Но, наверное, ценность книги не в самих персонажах, в конце концов, они появляются в большинстве романов Ереси, пора и привыкнуть. Ценность — в том, что они делают! А делают они довольно неожиданные вещи. Самое интересное, конечно, я пересказывать не буду, это здорово читать самому.
В книге переплетаются четыре основные сюжетные линии. Первая — Хоруса и его сообщников по Ереси: Мортариона и Фулгрима с легионами. Чтоб вы понимали: здесь проявит свои новообретенные варп-способности Игнаций Грульгор, и они ужасающие. Вторая — рыцарского дома Девайн. Очень крайне колоритная, но скажем так: если вы предпочитаете читать о порядочных людях, будете изрядно плеваться. Третья — Локена и Странствующих Рыцарей Малкадора. Да, в ней будет Русс. Это в «Мстительном духе» Русс обращается с просьбой произвести разведку на флагмане Хоруса с тем, чтобы впоследствии атаковать его (подробнее см. роман Г. Хейли «Волчья погибель»). И четвертая — линия Вечной Аливии Суреки.
Начинается роман с того, что Хорус Луперкаль сотоварищи прибывают на планету Молех. Это рыцарский мир. И нас, читателей, окунают в жизнь Имперских Рыцарей дома Девайн. Если сравнить эту книгу с другими немногочисленными историями об Имперских Рыцарях, то становится понятно, что эти миры — феодальные, со множеством чисто феодальных условностей, расслоением и сословным делением общества, семейственностью и т.п., то есть там почти обязательна мелочная грызня, интриги и прочие неприятные дела среди аристократов. Но Девайн в этом смысле, пожалуй, превосходит всех. Грязь рыцарских семеек, которую приоткроют перед нами, запредельна. Однако Империуму нужны Рыцари, поэтому дому Девайн предоставили широкую автономию, как и другим рыцарским мирам. В этой линии Макнилл оттянулся в жанре темного фэнтези: рыцари, коварные дамы, мистика и магия, чудовища реальные — хищные животные Молеха и явившиеся из имматериума, семейные свары. Впрочем, в санта-барбару он не скатывается, интриги феодалов понадобились более для колорита и для объяснения, почему на Молехе все пошло так, как пошло. Когда люди превыше всего ставят власть в самом архаичном варианте, не имея никаких нравственных сдержек и принципов, они готовы продаться самому черту, думая, что сами на коне.
(Вообще самого Хоруса это тоже касается — и Макнилл последовательно проводит эту мысль начиная с «Ложных богов)
Однако чрезвычайная важность Молеха — не в Рыцарях, во всяком случае, не только в них. Ради них одних Молех бы не укрепляли с таким усердием. Этот мир имеет стратегическое значение с военной точки зрения. Но главное — на Молехе находится очень ценный объект. Стоит понимать, что там бывал Император, и не для того, чтобы попить пивка в шезлонге… Именно этот объект должна была охранять Вечная Аливия Сурека. Однако ей придется противостоять значительно превосходящим силам и в итоге, захватив родных, бежать на Терру.
Суреку Макнилл показывает во многом как обычного человека. Нормального. То есть вот классический вариант нормы: обычная жизнь, работа, семья, две приемные дочери, которым Сурека читает сказки Андерсена (!)… Если не принимать во внимание, что у Суреки за спиной тысячелетия жизни, и в чем заключается ее работа — божья благодать, а не судьба. Но Ересь Хоруса прошлась и по этой судьбе как катком. Впоследствии Сурека еще отыграет важную роль в Осаде (финал ее линии — в повести «Ярость Магнуса» того же Г. Макнилла). Ее линия — самая человечная, и она очень цепляет читателя, которому в Вархаммере не хватает нормальных человеческих судеб.
Очень интересно Макнилл показывает Малкадора и Русса. Их отношения, их общение. Русс появляется ненадолго, но его характер очень ярко проявляется в высказываниях и мыслях. Кстати, именно в «Мстительном духе» Русс замечает, что Император «не так умен, как о нем говорят». Есть небольшой оммаж «Сожжению Просперо» — Русс называет Бьорна Медведем (в этой книге Бьорну доверено восстановление флота Волков после Алаксеса) и объясняет, что это прицепившаяся ошибка в имени. Но еще любопытнее общение Русса и Локена. Локен сперва считает Русса человечным, затем в какой-то момент опасается, что Русс его убьет, но Русс проявляет больше понимания.
Странствующим Рыцарям отведено не очень много времени по отдельности, но Макнилл старательно прописал каждому и характер, и воззрения, и стиль общения, причем видно, где манера, принятая в легионе, а где индивидуальная черта.
Есть очень эмоционально воздействующая сцена встречи Локена с одним старым другом.
Помимо основных линий, мы встретим небольшой контингент Кровавых Ангелов. И их линия также очень драматична.
Если кому интересны боевки… они там есть. Их много. Но это экшн, который двигает сюжет, описан бодро и не затянуто, словом, в болтерпорно не вырождается. Наоборот, Макнилл сделал все, чтобы через боевки описать и характеры тех, кто в них участвует, и затягивающуюся на Галактике петлю Ереси, и кромешный ужас и накал масштабных боевых действий.
И все линии романа сплетаются в одно выразительное, необычное даже для Ереси по эмоциональному накалу полотно с многочисленными сражениями в космосе и на поверхности. Возможно, Макнилл затянул эпизоды с домом Девайн (тогда как раз выпустили миньки рыцарей), однако в целом «Мстительный дух» имеет достаточно гармоничную структуру и описывает ключевые события именно так, как они того заслуживают — с размахом и драйвом.
Худ. TazMar
Бонус