Найти тему

Три эпохи Алексея Щусева. Глава III

"Начало славных дел"

В 1899 году архитектор вернулся в Россию. Первым его значимым заказом был иконостас Успенского собора Киево-Печерской лавры. Молодой архитектор отреставрировал иконостас церкви и заменил алтарь алтарной преградой. Вскоре после этого, он получил заказ от графа Алексея Олсуфьева – он хотел перестроить свой дом на Фонтанке. Щусев переработал невзрачный фасад, надстроил над ним мансарду и украсил ее фронтоном с изваяниями львов. В последующие годы он перестроил и соседний дом. Однако, несмотря на архитектурный успех домов на Фонтанке, еще долгое время Алексею Викторовичу не удавалось получить заказы на гражданские застройки.

Иконостас Успенского собора Киево-Печерской лавры.
Иконостас Успенского собора Киево-Печерской лавры.
Иконостас Успенского собора Киево-Печерской лавры. Эскиз
Иконостас Успенского собора Киево-Печерской лавры. Эскиз

В 1904 году Щусев получил заказ на проектирование памятника в честь шестисотлетия Куликовской битвы. Он решил создать нетрадиционный храм, который символизировал бы мужество русских воинов, спасших Европу от монголо-татарского ига. С западной стороны храма он расположил две мощные наклонные башни, которые символизировали двух богатырей – Пересвета и Ослябю, героев Куликовской битвы. Их соединяла стена со звонницей, за которой находилась сама церковь.

Продольный разрез и план памятника в честь шестисотлетия Куликовской битвы.
Продольный разрез и план памятника в честь шестисотлетия Куликовской битвы.

Вскоре после этого Щусев получил заказ на реставрацию церкви Святого Василия XII века, разрушенной почти до основания. В этом проекте зодчий впервые применил методы научной реставрации: он собрал все археологические находки и внедрил их в собственный проект, причем не только остатки стен, но и фрагменты перекрытий, которые находили во время раскопок. Эта работа положила начало отечественной реставрационной школы.

Храм Св. Василия. 1908. Овруч. проект реставрации. Перспектива.
Храм Св. Василия. 1908. Овруч. проект реставрации. Перспектива.

В 1908 году Алексей Викторович Щусев был избран действительным членом совета Академии художеств.

Фотопортрет А.В. Щусева. 1909 год.
Фотопортрет А.В. Щусева. 1909 год.

В 1909 году Щусев был рекомендован как выдающийся архитектор для строительства Марфо-Мариинской обители в Москве. Все детали имели прототипы в древнерусском зодчестве, но были выполнены в духе современного искусства. Художником на этом проекте выступил М.В. Нестеров.

А.В. Щусев и М.В. Нестеров у Покровского собора Марфо-Мариинской обители в Москве. Фотография 1911-1912 гг.
А.В. Щусев и М.В. Нестеров у Покровского собора Марфо-Мариинской обители в Москве. Фотография 1911-1912 гг.
Рисунок А.В. Щусева. Марфо-Мариинская обитель. Интерьер храма.
Рисунок А.В. Щусева. Марфо-Мариинская обитель. Интерьер храма.
Марфо-Мариинская обитель.
Марфо-Мариинская обитель.
Портрет Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, подаренный Алексею Щусеву.
Портрет Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, подаренный Алексею Щусеву.

В 1910 году Алексею Щусеву присвоили звание академика за разработанную им методику реставрации зданий. Также император наградил его орденами Анны II степени и Станислава III степени за вклад в церковное строительство.

...Продолжение следует...

Рекомендуем к прочтению: "Три эпохи Алексея Щусева"

Понравилась публикация? Тогда поставьте отметку «Нравится» и мы расскажем больше полезной и интересной информации о прославленных зодчих, строительстве и архитектуре.