Вот я замечал, когда начинаю писать: сначала только я, холст не имеет значения. Что там на холсте, как - неважно. Я, так сказать, безраздельно хозяин положения. А потом вдруг холст начинает сопротивляться и требовать чего-то, у него появляются свои какие-то требования, свой характер. И я должен с ним взаимодействовать.
И вот, взаимодействуя с тем, что я создаю, я чувствую характер картины, и тогда начинается самый интересный процесс.
Поэтому каждая картина имеет свой характер, своё воздействие.
Я говорил о том, что очень важно создать вокруг себя пространство. Вот мы все увлекаемся феншуем: как и что должно вокруг быть расположено.
Это, действительно, очень важно: что находится вокруг нас, - потому что экология бытия - это экология не только тела, но и души.
Вокруг меня предметы, картины должны находиться в таком соотношении, быть такими, чтобы у меня появлялось чувство радости и счастья. Это очень важно.
Вот, не случайно замечено, что если фотографии, на которых люди улыбаются, радуются, вешать на стены, то у человека всё улучшается, вплоть до судьбы и здоровья.
Почему? Потому что, когда я вижу человека счастливого на фотографии или на картине, то у меня идёт резонанс, ответное чувство. И если каждый день я, как инструмент, настраиваю свою душу на Любовь, счастье, радость, добродушие, понимание, то мне легче существовать.
Поэтому создание вокруг себя микросреды, которая помогает нашим чувствам быть добрее, развиваться, наполняться, - это очень важно. И в этом плане картины имеют большое значение.
Поэтому после того, как напишу картину, я должен писать её в определённом состоянии; после того, как я написал картину, я вешаю её на стену, и подхожу к ней, и наблюдаю, какое чувство у меня возникает. Должно возникать равномерное тёплое чувство счастья: как будто встретил хорошего человека.
Если картина даёт такую реакцию, то это значит, картина нормальная. Если чего-то не хватает: я вижу только форму - значит, надо работать дальше.
Поэтому вот, как фотография связана с человеком, так и любая картина связана с художником. И она связана с тем, кто её купил. И она взаимодействует. Но это отдельный разговор.
Когда рано утром пишу, сознание еще не включилось. Работаешь на чувствах и гораздо лучше образ создавать, чувствовать цвет. А потом уже в течение дня можно, что называется, уже с логикой, с анализом смотреть, с рассуждением.
Но здесь главное – не переусердствовать: можно потушить картину. Чувство должно быть всегда ярким, сочным и свежим.