Вчера — 15 февраля — православные всего мира праздновали Сретение. В то же время в календарях многих народов можно встретить праздник, который называется Громница. Связаны ли друг с другом эти праздники?
Встреча
Слово «Сретение» сейчас многим непонятно, особенно тем, кто в церковную культуру не погружён. Однако это слово переводится как «встреча» — вернее, «сретение» и «встреча» это попросту однокоренные слова — и обозначает тот день, когда Богоматерь пришла в храм принести очистительную жертву за младенца и встретила старца Симеона и пророчицу Анну, которые стали первыми людьми, которые признали в Христе Бога.
О старце Симеоне известно следующее. По преданию, ему к моменту великой встречи было уже около двух столетий. Как же так получилось? Дело в том, что Симеон был одним из 72 переводчиков, которым поставили задачу перевести Священное Писание с иврита на греческий язык. Этот перевод сохранился в истории под названием Септуагинта, или Книга семидесяти толковников.
Симеон переводил часть, называемую Книгой Исайи, где ветхозаветный пророк возвещает, что «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Симеону это показалось явной опечаткой: «дева» никак сына родить не могла, и он решил исправил её на «жену». Однако ангел остановил его руку и сказал, что Симеон не умрёт, пока не увидит, как это пророчество Исайи действительно сбудется и Дева родит Сына.
Так Симеон прожил много лет, прежде чем Дева Мария и Иосиф Обручник пришли в Иерусалимский храм, чтобы по закону принести очистительную жертву за младенца. Симеон тогда явился в храм по вдохновению и увидел пришедших; он взял младенца на руки, благословил его и произнёс знаменитую фразу: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». После чего обратился к Марии со словами, которые потом легли в основу одного из традиционных христианских образов — иконы «Умягчение злых сердец».
На иконе изображается Дева Мария с семью воткнутыми в сердце мечами, по три справа и слева и один внизу. Они обозначают всю полноту печали и горя, испытанных Богородицей в земной жизни. Слова, которые произнёс Деве Симеон, были следующие: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец».
Старославянский текст сейчас нам порой плохо понятен, поэтому приведём образ поэтический — поэт Иосиф Бродский в посвящённом Анне Ахматовой стихотворении «Сретенье» написал так:
В лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть его будет, твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око.
Такая вот христианская история. Но где же здесь гром? Откуда он появился в славянских календарях вместе со Сретением?
Гром встречи
Народный календарь переосмыслил христианское предание на свой лад: в этот день большинство славянских народов празднует встречу зимы и весны, где старец и пророчица стали представлять зиму, а Христос — весну. Первые оттепели даже называли «сретенскими».
День этот называется Громница, и происхождение этого названия тоже довольно любопытно. Дело в том, что 15 февраля принято было освящать свечи, которые становились оберегом от грома и молний. Почему возникла эта традиция? Дело в том, что в далёком 543 году при правлении императора Юстиниана в Антиохии произошло землетрясение. И в этот момент одному человеку было откровение, что для прекращения бедствий нужно пройти крестным ходом со свечами. Этот крестный ход прошёл как раз на Сретение, и после этого бедствия действительно прекратились. Отсюда и пошла традиция освящать свечи в этот день. А заодно и сам церковный праздник Сретения стал более значимым и вошёл в двунадесятый цикл христианских праздников — то есть двенадцати самых важных событий календаря.
Сохранились самые различные приметы, связанные с днём Сретения, и самыми отличительные из них — те, которые связаны именно с громом и свечами. Например, в чешских деревнях в этот день было не принято шить: иголка могла навлечь на дом молнию. Но прежде всего было принято святить в храме свечи. Например, сохранилась церковная запись 1768 года, говорящая следующее: «Эти свечи громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми, по допущению Божию, чародеями или волшебницами; и потому верующие во время грозы зажигают сии свечи, дабы испытать плода молитвы; дают также умирающим в руки громницу — для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы».
Свечи, освящённые на Сретение, использовались по-разному. Так, в Польше было принято слегка подпаливать такой зажжённой свечой волосы с четырёх сторон головы, чтобы ребёнок не боялся грома. Более того, есть отдельная легенда, связанная с этим днём. Повествует она следующее: В холодную февральскую ночь за Девой Марией крался волк. Этого волка искали крестьяне, чтобы убить. Встретив на дороге Богородицу, крестьяне спросили её — не видела ли она волка. Она ответила, что не видела, и не выдала волка. Затем Божья матерь предложила им поискать волка в своих сердцах и отправила по домам. Поэтому поляки вдобавок считают, что «громничная» свеча защищает от волков.
На Руси в этот день был распространён другой интересный обычай — «привязывания» ребёнка к жизни. Кому-нибудь из посторонних, преимущественно старухе, передавали через окно недавно родившегося младенца, за которого она уплачивала небольшие деньги. После этого она возвращала ребёнка родителям и говорила: «Живи на моё счастье». На деньги, заплаченные за ребёнка, родители покупали в церкви свечи и освящали их. Считалось, что пламя этих свечей зажигает огонь жизни.
Многие традиции сохранились с древних времён до наших дней. Есть и более новые, но более близкие традиции — семейные. Эти традиции вы всегда можете сохранить в цифровой капсуле времени, послав нам простую заявку по адресу https://nasledie-digital.ru/request