Найти тему

ДИСКОГРАФИИ: Drunemeton. Tir Nan Og (2024). Рецензия

Автор: Dмитрий Фомин

Жанр: heathen black metal | epic black metal

Страна: Russia (early), Serbia (current)

Лейбл: Heidens Hart

Дата выхода: 2 февраля 2024

За десять лет своего существования heathen-black-metal-проект Drunemeton, единолично ведомый Граннусом (он же Bard of Drunemeton), обзавелся репутацией одного из самых уважаемых андерграундных актов не только в России, но и за рубежом. Drunemeton стал настоящим заповедным хранилищем традиций языческого блэка, заданных Bathory, Graveland, ранними Enslaved, Ancient Rites и пр., с воссозданным оригинальным саундом и настоящим культом мифологии дохристианской Европы. Но время не стоит на месте, и даже для такой константы пришло время перемен.

События мирового масштаба, которые привели Drunemeton к вынужденной смене локации, не могли не отразиться на творческой концепции. То, что еще частично было записано в России, окончательную форму обрело уже в Сербии. Перемены коснулись как текстов, так и общей тематики нового альбома, который в тот момент находился в разработке. Впрочем, об этом подробнее поведал в интервью сам Граннус. Теперь же, когда официальный релиз альбома под названием «Tir Nan Og» состоялся, мы можем всецело сосредоточиться на этом откровении.

-2

Еще на предшествующем ему «Age of Nameless Things and Gods» (2022) фабула повествования охватывала не только эпоху языческого варварства, но и приближалась к более реальным историческим вехам. На «Tir Nan Og» это ощущается еще больше. По всей вероятности, благодаря этому пятый студийный альбом выделяется не только своей архаично-реверберирующей атмосферой, но и целым спектром эмоций, оттенков, настроений и полутонов.

Что касается «фундамента», тот здесь Граннус остался верен себе: материалу свойственны сырость, привитивизм и холодная рефлексия, помноженная на торжественность и гимноподобность подачи. Это отчетливо просматривается уже в титульной композиции, где правят воинственные закольцованные тремоло-риффы и лязгающие ударные, в то время как хриплый отдаленный вокал стал гораздо въедливее, а «тлеющий» клавишный фон — концентрированнее.

Вместе с этим невозможно не отметить, что те же самые риффы и даже вокал (в отдельных моментах) зазвучали в разы мелодичнее, продуманнее и напевнее. Трек «The Elysium» предлагает проследить эти метаморфозы: поразительное сочетание прямо-таки воздушных струнных и клавишных пассажей, партий балканского дудука (!) и среднетемпового сурового риффинга, что вздымается и опадает подобно волнам.

Подобная манера прослеживается и в «Flight of the Swans» — впечатляющем образце монументального и столь же дикого эпик-блэка, где бескомпромиссная агрессия грамотно уравновешена чувственными «варварскими» аранжировками и общей героико-мифологической аурой.

Во второй половине пластинка приобретает еще более размашистые и сложные очертания. Своего рода «экватором» здесь выступает превосходнейший девятиминутный эпос «The White Ship», который пробирает до дрожи своими накатывающими, грозными мотивами и отправляет в головокружительное плавание по морям причудливых лавкрафтианских миров: еще одна традиция Drunemeton — воздать должное наследию Джентльмена из Провиденса.

«Underneath the Waves» придерживается прямолинейных брутальных стандартов, но при этом разнообразит их симфо-блэковыми вставками в духе девяностых, легкими фолковыми мазками, а также полновесными хеви-метал-риффами и соло. «Veil of the Black Mirror» поначалу может восприниматься как ее прямое продолжение, но по ходу развития трек разрастается в масштабную картину войны и опустошения, чей основной мотив постепенно сливается в масштабный и равнодушный dance macabre.

Финальное произведение «Haven in Flames» вселяет тревогу своим декламационным «документальным» вступлением, чтобы в скором времени разрастись до величественных паттернов, сквозь которые проходит лейтмотив всего альбома: умеренный пафос, бескомпромиссность, красота и монументальность. Граннус и здесь не преминул воздать должное своим музыкальным корням и в середине выдал секцию убойных трэш-риффов, на которых в свое время поднялись Venom, Sodom, Celtic Frost и собственно Bathory, что в сочетании с общей экзальтированностью звучит весьма и весьма внушительно.

Несмотря на проскальзывающие тут и там самоцитаты и некоторую шаблонность, видно, что данное откровение стремится к новым горизонтам и представляет собой куда более насыщенную и яркую картину, чем можно было бы ожидать от Drunemeton.

Tir Nan Og, by Drunemeton

Разноплановость проявляется уже в обложке авторства Марко Адамовича, что в свою очередь передает сюжетные переплетения и проблематику альбома: традиционный архаизм и метафоричность, языческие культы, грезы о легендарном острове — стране вечной юности, а также жесткое порицание организованной религии, жертвой которой выступают целые народы, и вполне насущные геополитические реалии: эпидемии, катастрофы, войны. Не меньшее значение для восприятия носят сэмплы из фильмов «Содом и Гоморра» (1962), «Плетеный человек» (1973) и «Нити» (1984). В совокупности все это и составляет природу «Tir Nan Og».

Безусловно, для Drunemeton и его лидера данный альбом — особая веха. Хотя бы уже потому, что создавался он в крайне непростой период. Время перемен, когда новые веяния и настроения могут оказать существенное влияние на культуру и творческие процессы. Так или иначе, «Tir Nan Og» задал новый вектор движения для проекта и, пусть он придерживается все тех же классических, но менее экстремальных рамок, определенное преображение дает о себе знать. Речь идет ни много ни мало о новом этапе развития, о новых источниках вдохновения и средствах воплощения своих идей в жизнь.

Drunemeton VK