Автор: Dмитрий Фомин
Жанр: heathen black metal | epic black metal
Страна: Russia (early), Serbia (current)
Лейбл: Heidens Hart
Дата выхода: 2 февраля 2024
За десять лет своего существования heathen-black-metal-проект Drunemeton, единолично ведомый Граннусом (он же Bard of Drunemeton), обзавелся репутацией одного из самых уважаемых андерграундных актов не только в России, но и за рубежом. Drunemeton стал настоящим заповедным хранилищем традиций языческого блэка, заданных Bathory, Graveland, ранними Enslaved, Ancient Rites и пр., с воссозданным оригинальным саундом и настоящим культом мифологии дохристианской Европы. Но время не стоит на месте, и даже для такой константы пришло время перемен.
События мирового масштаба, которые привели Drunemeton к вынужденной смене локации, не могли не отразиться на творческой концепции. То, что еще частично было записано в России, окончательную форму обрело уже в Сербии. Перемены коснулись как текстов, так и общей тематики нового альбома, который в тот момент находился в разработке. Впрочем, об этом подробнее поведал в интервью сам Граннус. Теперь же, когда официальный релиз альбома под названием «Tir Nan Og» состоялся, мы можем всецело сосредоточиться на этом откровении.
Еще на предшествующем ему «Age of Nameless Things and Gods» (2022) фабула повествования охватывала не только эпоху языческого варварства, но и приближалась к более реальным историческим вехам. На «Tir Nan Og» это ощущается еще больше. По всей вероятности, благодаря этому пятый студийный альбом выделяется не только своей архаично-реверберирующей атмосферой, но и целым спектром эмоций, оттенков, настроений и полутонов.
Что касается «фундамента», тот здесь Граннус остался верен себе: материалу свойственны сырость, привитивизм и холодная рефлексия, помноженная на торжественность и гимноподобность подачи. Это отчетливо просматривается уже в титульной композиции, где правят воинственные закольцованные тремоло-риффы и лязгающие ударные, в то время как хриплый отдаленный вокал стал гораздо въедливее, а «тлеющий» клавишный фон — концентрированнее.
Вместе с этим невозможно не отметить, что те же самые риффы и даже вокал (в отдельных моментах) зазвучали в разы мелодичнее, продуманнее и напевнее. Трек «The Elysium» предлагает проследить эти метаморфозы: поразительное сочетание прямо-таки воздушных струнных и клавишных пассажей, партий балканского дудука (!) и среднетемпового сурового риффинга, что вздымается и опадает подобно волнам.
Подобная манера прослеживается и в «Flight of the Swans» — впечатляющем образце монументального и столь же дикого эпик-блэка, где бескомпромиссная агрессия грамотно уравновешена чувственными «варварскими» аранжировками и общей героико-мифологической аурой.
Во второй половине пластинка приобретает еще более размашистые и сложные очертания. Своего рода «экватором» здесь выступает превосходнейший девятиминутный эпос «The White Ship», который пробирает до дрожи своими накатывающими, грозными мотивами и отправляет в головокружительное плавание по морям причудливых лавкрафтианских миров: еще одна традиция Drunemeton — воздать должное наследию Джентльмена из Провиденса.
«Underneath the Waves» придерживается прямолинейных брутальных стандартов, но при этом разнообразит их симфо-блэковыми вставками в духе девяностых, легкими фолковыми мазками, а также полновесными хеви-метал-риффами и соло. «Veil of the Black Mirror» поначалу может восприниматься как ее прямое продолжение, но по ходу развития трек разрастается в масштабную картину войны и опустошения, чей основной мотив постепенно сливается в масштабный и равнодушный dance macabre.
Финальное произведение «Haven in Flames» вселяет тревогу своим декламационным «документальным» вступлением, чтобы в скором времени разрастись до величественных паттернов, сквозь которые проходит лейтмотив всего альбома: умеренный пафос, бескомпромиссность, красота и монументальность. Граннус и здесь не преминул воздать должное своим музыкальным корням и в середине выдал секцию убойных трэш-риффов, на которых в свое время поднялись Venom, Sodom, Celtic Frost и собственно Bathory, что в сочетании с общей экзальтированностью звучит весьма и весьма внушительно.
Несмотря на проскальзывающие тут и там самоцитаты и некоторую шаблонность, видно, что данное откровение стремится к новым горизонтам и представляет собой куда более насыщенную и яркую картину, чем можно было бы ожидать от Drunemeton.
Разноплановость проявляется уже в обложке авторства Марко Адамовича, что в свою очередь передает сюжетные переплетения и проблематику альбома: традиционный архаизм и метафоричность, языческие культы, грезы о легендарном острове — стране вечной юности, а также жесткое порицание организованной религии, жертвой которой выступают целые народы, и вполне насущные геополитические реалии: эпидемии, катастрофы, войны. Не меньшее значение для восприятия носят сэмплы из фильмов «Содом и Гоморра» (1962), «Плетеный человек» (1973) и «Нити» (1984). В совокупности все это и составляет природу «Tir Nan Og».
Безусловно, для Drunemeton и его лидера данный альбом — особая веха. Хотя бы уже потому, что создавался он в крайне непростой период. Время перемен, когда новые веяния и настроения могут оказать существенное влияние на культуру и творческие процессы. Так или иначе, «Tir Nan Og» задал новый вектор движения для проекта и, пусть он придерживается все тех же классических, но менее экстремальных рамок, определенное преображение дает о себе знать. Речь идет ни много ни мало о новом этапе развития, о новых источниках вдохновения и средствах воплощения своих идей в жизнь.