Изначально российский, а с недавних пор сербский one-man-band Drunemeton ведет свою историю с 2014 г. На данный момент на его счету четыре полноформатных альбома, целая россыпь синглов и два сплита. Основа его звучания – эпичный heathen black metal, уходящий корнями в наследие Bathory, Graveland, Satyricon и пр., но с каждым новым релизом формация принимает все более оригинальный облик. В интервью с Граннусом, основателем и бессменным лидером проекта, были затронуты проблемы эмиграции и актуальные мировые события, обсуждался грядущий релиз Drunemeton и его тематика, а также отношение музыканта к классическому и современному искусству и многое другое.
Приветствую! Для начала расскажи, тяжело ли тебе далось решение о переезде? Как сильно события 2022 г. повлияли на тебя как на музыканта, так и простого гражданина?
Я думаю, что не стоит быть простыми людьми или простыми гражданами. Простые граждане любят простые решения, которые часто являются продуктом извне. И тем самым перекладывают ответственность на третьих лиц за свою жизнь, которые могут ими пользоваться по своему разумению.
На меня также повлияли события 2014 года и ранее, были другие попытки эмиграции и просто путешествия за границей. Чтобы к часу Ч прийти более подготовленным. Как на музыканта это повлияло в том смысле, что за все эти годы я особо не заморачивался с концертным составом. Для себя я решил, что уезжать рано или поздно все равно придется. Так что лучше сосредоточиться на студийном материале, записать всего по максимуму.
Что касается 2022 года… Сбылись практически все мои самые негативные предчувствия. Разве что радиоактивного пепла не было.
За все время пребывания в Сербии удалось ли тебе познакомиться с местными хэдбенгерами или же музыкантами со схожими вкусами и мировоззрением?
Да! Кто бы мог подумать, что в Сербии я познакомлюсь с бывшим участником группы Kawir, лидером формаций Terrorhammer и All My Sins, Владимиром Узелацем. Он, в свою очередь, познакомил меня со своей дружеской компанией в Панчево, за что ему большое спасибо!
Кроме того, Владимир также проделал впечатляющую работу над мастерингом моего будущего альбома и записал балканские народные духовые инструменты как сессионный музыкант.
С музыкантами из Белграда я на данный момент почти незнаком. Было много других дел, и я не мог себе позволить часто посещать столицу. Надеюсь, со временем эта ситуация изменится.
Встречались ли тебе сербские поклонники Drunemeton?
Поклонников я не встречал. Drunemeton пока еще не настолько большая и известная группа, чтобы у нее было много почитателей в разных частях мира. Но я буду работать над этим :))
Открыл ли ты для себя что-нибудь новое в музыкальном плане?
Я открыл для себя югославский пост-панк. В принципе, я уже имел представление, что югославская сцена была более прогрессивной, чем в СССР. Но на деле качество югославских групп ничем не уступает The Cure, Sisters Of Mercy, Fields Of Nephilim и т.д. Что уж говорить о Laibach! Они уже два раза были в Сербии, но я был слишком занят своими эмигрантскими куркульными делами и не сходил на них, к сожалению.
В 2019 г., когда мир и не подозревал, с чем ему придется столкнуться в скором будущем, вышел альбом «Return to Old Europe». На мой взгляд, одна из лучших работ Drunemeton. В ней прослеживаются любопытные параллели и обнаруживается сходство между культурой и мировоззрением древних народов описываемого периода: скандинавов, кельтов, западных славян и средиземноморцев. Учитывая цикличность истории, как ты думаешь, миновали ли мы период условного «романтического» язычества и ждет ли нас новое Темное Средневековье?
Скорее, период среднего класса и капитализма сменится на монархию и элитаризм для аристократии и на новый социализм троцкисткого типа для всех остальных. Я не помню названия фильма, но в нем была описана похожая ситуация, когда в главном вагоне поезда элита обжирается самой изысканной кухней. В остальных же вагонах люди едят протеиновые бруски из спрессованных насекомых.
Разговоры о сокращении животного белка и использовании топливных двигателей уже начались. Думаю, в будущем череда военных конфликтов отбросит экономику для основных масс назад, в то время как у аристократии и элиты будут и дорогие тачки, и мясо с фруктами на столе, разумеется :))
Вернемся к делам музыкальным. На январь 2024-го у Drunemeton анонсирован выход нового, уже пятого по счету, полноформатного альбома «Tir Nan Og». Насколько я знаю, работа над ним началась еще в России. Ты уже изначально знал, каким он получится, или же творческий процесс, а также переезд внесли свои коррективы?
Я записал всю основу еще до переезда, но и он, конечно, внес свои правки. В основном это касается текстов и общей тематики альбома. Когда я только сочинял материал, я не мог себе представить народные балканские инструменты в композициях. Это был чистый эксперимент. И он удался :))
Кто из сессионных музыкантов был привлечен к записи?
На барабанах, как и в прошлый раз, играл Семен Unholy Father из Златоуста, и, как я уже говорил выше, Владимир Узелац исполнил партии духовых инструментов. Он же сделал и мастеринг. За сведение, как и в прошлый раз, отвечал Morning Star.
Также сменился художник – обложку для нового альбома рисовал Марко Адамович из Панчево, и он отлично справился. Стиль рисовки в этот раз сильно отличался из-за техники и подхода. У Марко есть своя художественная мастерская, в основном он работает с красками, вмешательство компьютера минимальное.
Предваряющий альбом сингл «The White Ship» демонстрирует уклон в сторону более мелодичного звучания. Можно ли утверждать, что сам лонгплей будет выдержан в подобном ключе? Чего нам ждать от сего произведения?
Я бы сказал, что эта песня, скорее, подошла к новому материалу. Основа для нее была взята из демо двадцатилетней давности, которое было сделано задолго до не то что Drunemeton’а, но вообще любых моих старых групп :)) Что в свою очередь означает, что уже тогда у меня были способности для написания музыки. Другой вопрос: в те времена не было достаточно возможностей для реализации. Но то, что эта вещь органично вписалась, это факт. И не просто вписалась, а стала промо-синглом для нового материала.
Кроме того, часть музыки я стянул со второго альбома своей предыдущей группы Heresiarch Seminary. Он достаточно отличался от дебюта, и его уже можно было назвать proto-Drunemeton. Однако релиз этот оказался в тени моих будущих творений и в некотором смысле был предан забвению.
Тем не менее там было предостаточно хорошего материала. Оставалось лишь творчески переработать и переосмыслить его на новом уровне, ведь Drunemeton в свое время стал настоящим шагом вперед. Так я намерен поступать и в дальнейшем, ибо наряду с новыми задумками осталось достаточно старых черновиков, которые только и ждут, чтобы с них смахнули пыль и придали содержанию новую форму.
Текстовая концепция Drunemeton неизменно базируется на культуре и мифологии дохристианской Европы. Продолжает ли «Tir Nan Og» линию своих предшественников или же освещает какие-то новые сюжеты?
Уже на предыдущем альбоме я стал обращаться к более реальным историческим темам. Таким, как борьба с инакомыслием, например. На новом альбоме средневековые костры сменились на костры и жертвоприношения нового времени. Недаром на обложку был вынесен «Плетеный человек».
Если отбросить фольклорный антураж и так называемое противостояние двух религий в одноименном фильме, можно увидеть, как изолированная от внешнего мира и освобожденная от ответственности властная элита занимается человеческими и животными жертвоприношениями для укрепления этой самой власти.
Все это можно смело экстраполировать на современную ситуацию, когда внутри плетеной фигуры оказывается все человечество. Дохристианской религии понадобилась длительная культурная эволюция, чтобы отказаться от человеческих жертвоприношений, но затем молодое христианство с радостью перехватило эстафету. Может, вопрос не в религии, а в самой природе власти? Власти, которая каждый раз находит новую форму для оправдания собственной деградации и безнаказанности.
Тир Нан Ог – это страна мертвых, благословенный остров, где царит весна и вечная юность. После принятия христианства загробный мир стал ассоциироваться с мрачным и неуютным местом, страной могил.
В концепцию альбома вписана история о том, как элита оккупирует остров вечной молодости, будь то Тир Нан Ог, Элизиум или Авалон. Всех остальных сбрасывают с дирижабля, оставив доживать в том хаосе, который они оставили после себя на Земле, для обычных смертных. Но они забывают о том, что их оккупированный рай в дальнейшем ждет судьба Атлантиды или Содома и Гоморры.
Второй план альбома также имеет лишь косвенное отношение к европейской мифологии: за основу берется предание о детях Ллира, которое было в свое время вполне достойно положено на музыку ирландской группой Primordial. Здесь речь идет об эмиграции. Но не о той, когда ты садишься в самолет и просто отчаливаешь в страну нового пребывания, а когда твой дом сожжен дотла, тебя насильно согнали с родных мест, и ты уходишь в неизвестность. И, вернувшись спустя длительное время, не узнаешь родных мест. Думаю, аллюзия ясна.
И, раз уж вновь была поднята тема эмиграции и путешествий, которых хватало и на моих предыдущих альбомах, я никак не мог обойти стороной лавкрафтовские мотивы путешествий в сказочные страны. Эту тему я поднял еще на первом альбоме Drunemeton в композиции «Far Tower Beacon», которая была основана на рассказах «Загадочный дом на туманном утесе» и «Белый корабль». Как вы можете видеть, теперь название второго рассказа вынесено целиком в название песни.
Это история о том, как смотритель маяка поддается океанским миражам и зову путешествий, отправляясь на загадочном белом корабле в далекие сказочные страны за границей нашей реальности. Затем он теряет голову от водоворота событий и в конце концов терпит крушение. Лишь затем, чтобы вновь проснуться в уже известном ему обыденном мире. Но корабль за ним больше уже не придет. Я думаю, эта красивая, фантастическая и достаточно грустная история достойна того, чтобы стать не только одной из центральной тем альбома, но и найти свое отражение на обложке.
Более того, подобная тематика была одной из центральных для Drunemeton на протяжении всего существования группы/проекта. Я сам – человек, склонный к путешествиям и эмиграции, поэтому все было вполне естественно.
Можно сказать, что ворота в Царство Вечной Молодости закрыты, но после всех путешествий я вернулся в ту самую Старую Европу, о которой рассказывал на своем альбоме несколькими годами ранее.
Как у тебя происходит сам процесс создания материала? Музыка приходит к тебе изнутри или посредством длительных импровизационных сессий? Есть ли особые источники вдохновения?
Музыка приходит изнутри, в процессе длительных импровизационных сессий :)) Я полностью записываю в табах всю гитарную основу, затем полностью сочиняю партии баса, ударных и клавишных, которые практически не претерпевают изменений к финальной версии.
Morning Star, помимо сведения, также выступал на последних двух альбомах и как саунд-продюсер: он привнес некоторые изменения в звуковом обрамлении композиций. Иногда я прикидываю, как примерно должны звучать партии вокала, но в этот раз в студии я дал волю импровизации, и мой вокал зазвучал более динамично и живо, чем на предыдущих работах.
Заботит ли тебя как единоличного сонграйтера возможная проблема самоцитирования и однообразия материала? Тебе намного комфортнее сочинять музыку в одиночку или же ты не против командной игры?
Да, заботит. Но, на мой взгляд, мое творчество, как и моя жизнь, не являются каким-то статичным и застывшим явлением. У меня постоянно что-то меняется и происходит нечто новое, что тут же находит свое отражение в музыке. Я не занимаюсь постоянным ремесленничеством. Поэтому, несмотря на то, что все альбомы Drunemeton написаны примерно в одном стиле и музыкальной канве, они вполне себе отличаются друг от друга.
У меня только недавно подошла к концу достаточно длительная пауза, когда я отдыхал от игры и сочинительства. Я купил гитару только спустя год после эмиграции.
Что касается комфорта, могу сказать, что я плохой лидер и вдохновитель. Или, может быть, для меня музыка – это настолько личное, что почти все я сочиняю в одиночку, вплоть до клавишных и ударных партий. Все, что остается – это показать сессионным музыкантам, что им надо делать.
Исключение составляют Владимир и A.R. Mezhova, которые добавили собственное видение в мои произведения. Также я брал некоторые куски и идеи из нашего с Morning Star’ом общего творчества. Иногда он воспринимал это негативно, т.к. некоторые его задумки я здорово перерабатывал под себя :))
У меня не возникало необходимости или творческого ступора для обращения к кому-либо за соавторством. Это касается даже первого альбома Heresiarch Seminary, когда в группе была еще куча людей, и все они привносили что-то свое. Несмотря на то, что тогда музыку тоже почти полностью сочинял я, это достаточно сильно отличалось от сегодняшнего Drunemeton. Что и говорить, времена были другие.
С самого начала звучание Drunemeton отличалось особой фундаментальностью, заставляющей вспомнить пластинки Bathory, Enslaved или Graveland. На твой взгляд, занял ли Drunemeton ту самую, по сути пустующую (ну, или примерно ту) нишу в российском блэк-метал-андерграунде, что и вышеперечисленные исполнители?
Я хотел играть подобную музыку не потому, что пустовала какая-то ниша, а потому что так мне хотелось. Это верно, в России не особенно жалуют подобный стиль и звук, но меня это не особо волновало. Учитывая еще мою тягу к путешествиям, можно сказать, что я стремился к тому, чтобы Drunemeton стал частью мирового андерграунда, а не только российского, т.к. в РФ всегда была своя движуха.
С переходом на Heidens Hart эта мечта стала еще ближе. Я был вполне доволен сотрудничеством с Der Schwarze Tod, но настало время двигаться дальше и начинать сотрудничество с европейскими лейблами.
На некоторых релизах Drunemeton можно встретить композиции, вдохновленные творчеством Г. Ф. Лавкрафта. Также тебе не чужды «варварские» мотивы Роберта И. Говарда. Возможно ли, что в дискографии проекта появится концептуальный релиз, от начала и до конца основанный на произведении этих, безусловно, культовых авторов?
Думаю, что уже достаточно раскрыл эту тему в ответе на один из предыдущих вопросов. Если быть точным, композиции на тексты или стихи Лавкрафта присутствуют на трех альбомах из пяти, включая тот, который еще только будет издан. Главное, чтобы контекст произведения, по мотивам которого создается композиция, гармонировал с общим направлением альбома и органично в него вписывался.
Была у меня мысль как-то сделать хоррор-метал-проект в духе King Diamond, в рамках которого можно было бы рассказать целую историю из Лавкрафта или Роберта Говарда. В частности, я подумывал о «Голубях преисподней». Но потом решил, что все это баловство, и мне не нужно распылять себя на сторонние проекты, как это было в молодости, когда у меня было больше свободного времени и сил.
В каком состоянии находится твой трэш-металлический проект?
Могу сказать ровно то же самое. Тем более, что многое, из того что я хотел выразить в рамках данного проекта, было отражено на новом альбоме Drunemeton. Возможно, я к нему и вернусь, если я отложу на время в сторону основной проект. Но трэш я не сочиняю по вдохновению.
Скорее, это является напряженной работой по компиляции нот и риффов. Просто музыкальный эксперимент, смогу ли я сыграть так или так, ведь все-таки в свое время я учился играть на thrash-metal композициях. Я не технарь, чтобы сочинять что-то не по зову сердца, а просто из умозрительных соображений, или же чтобы кого-то впечатлить.
Помимо музыки, какие еще грани темного искусства тебя привлекают? Книги, фильмы? Быть может, живопись?
Не только темного, а искусства вообще. Книги и фильмы, конечно, привлекают. На предыдущем альбоме я уже использовал сэмплы «Седьмой печати» и «Робина из Шервуда». В новом альбоме я щедро использовал куски из «Плетеного человека», «Нитей» и кое-чего еще.
«Нити» повлияли на меня настолько, что они удостоились чести не только быть вписанными в новый альбом в виде сэмплов, но также и в качестве элементов для оформления буклета. Это впечатляющий британский фильм, снятый в 1983 г. абсолютно вне голливудских канонов в разгар Холодной войны, которая имела все шансы перерасти в горячую. Собственно, в альтернативной вселенной картины это и происходит.
Фильм иллюстрирует жизнь небольшого английского промышленного городка до, во время и после падения на него ядерной бомбы, и то, как люди вынуждены существовать и выживать в новых условиях. На мой взгляд, это так или иначе перекликается с современной ситуацией. Настоятельно рекомендую его посмотреть.
На новом «Tir Nan Og» нашлось место и для отражения современности. У меня давно уже вертелась в голове идея приладить эту тематику к Drunemeton, как это сделали Moonsorrow на одном из своих полноформатов. И, надо сказать, это будет не последнее упоминание современных трагедий и катаклизмов в рамках Drunemeton, разве что в более аллегорической и художественной манере.
Последний серьезный роман, который я прочел – это «Человек, который смеется». Последние два года я прослушал столько программ и подкастов на тему политики и истории, что скорее предпочту почитать что-нибудь художественное для развлечения.
Что касается живописи, тут я могу разве что машинально выдать стандартный ряд – Босх, Брейгель, Киттельсен, Рерих и т.д. Не могу сказать, относится ли современная иллюстрация к живописи, но мне давно запали в сердце работы Некролорда (Кристиан Валин, шведский художник-оформитель, графический дизайнер и музыкант – прим. ред.) – они всегда выглядят как высококлассные иллюстрации к фэнтези-роману.
В первую очередь, это, конечно же, арт «Blood on Ice» (1996) Bathory, который, понятное дело, нашел свое четкое отражение в моем «Return to Old Europe». Да и на остальных релизах эти мотивы тоже просматриваются, но не так откровенно. Не знаю, кто автор обложки для альбома «Following the Voice of Blood» (1997) Graveland, но она также является одним из эталонов для Drunemeton.
Как-то я прочел в интернете, что в обложке «Return to Old Europe» есть что-то от Ньярда. Могу вас уверить – это не так. Основные влияния я перечислил выше.
В одном из последних интервью ты упоминал, что коллекционируешь метал-музыку на виниле? Расскажи о судьбе своей коллекции. Быть может, потихоньку собирается новая? Какими наиболее ценными артефактами ты можешь похвастаться?
Я брал с собой только одежду, ноутбук и предметы первой необходимости. Музыкальная коллекция осталась в РФ, да и мне попросту негде ее здесь хранить. Всю музыку я слушаю с ноута. Стараюсь особенно не привязываться к вещам, так как для эмигранта и кочевника это блажь и непозволительная роскошь.
Да и на фоне произошедших трагических событий, когда люди по обе стороны конфликта уезжали ровно с тем, что у них было при себе, думаю, нет смысла беспокоиться о каких-то музыкальных коллекциях.
Благодарю за столь развернутую и содержательную беседу. Напоследок – твои пожелания читателям.
Мне непросто писать какие-то пожелания, хотя я не страдаю отсутствием эмпатии. Но ведь я не волшебник, чтобы мои пожелания для людей сбывались. Могу только повторить, что думать надо только своей головой и не перекладывать ни на кого ответственность за свою жизнь.
Крепитесь, набирайтесь мужества и терпения. Как там говорилось в конце первого «Терминатора»: «Надвигается буря...»