Телефонное мошенничество вошло в жизнь современного человека практически одновременно с появлением доступной телефонной связи.
С развитием цифровизации развиваются и способы интеллектуального обмана добропорядочных граждан. Цель телефонных аферистов одна — завладеть нашими денежными средствами и всем, что «нажито непосильным трудом».
Разумеется, честный добропорядочный человек меньше всего задумывается о том, что его в любой момент могут попытаться развести на деньги. Даже зная о способах телефонных вымогательств, можно растеряться и пойти у аферистов на поводу.
Но мы ведь как-то привыкли запирать входную дверь, не откровенничать с незнакомцами, держать деньги и документы подальше от посторонних глаз. Точно так же нужно привыкнуть к мысли о возможных попытках телефонных «краж со взломом» и быть к этому готовым, соблюдая базовые правила.
Ничего личного
Кем бы ни представился человек, звонящий с незнакомого номера, — сотрудником банка, силовой структуры, портала «Госуслуги» или представителем вашего сотового оператора, не сообщайте ему никаких личных данных. Код из СМС, номер карты или три цифры на ее обороте, даже ваше имя и отчество могут попросить или даже потребовать озвучить только мошенники.
Прекращайте разговор, не вступая в дискуссию.
«Я перезвоню»
Если вы вдруг заинтересовались и хотите продолжить разговор, перезвоните сами. Телефон той или иной организации в интернете найти очень просто. В крайнем случае попросите собеседника представиться, уточните имя его вышестоящего начальника, завершайте разговор и перезванивайте сами. Только не на тот номер, с которого вам звонили. Он может быть платным и с вашего счета спишутся деньги.
Даром не надо
Звонки от социальных служб, сообщения о льготах и бесплатных путевках в санаторий, выигрышах в лотереи (особенно, в которых вы не участвовали), курсах реабилитации и бесплатных медицинских услугах следует игнорировать, даже если эта информация озвучивается голосовым сообщением. Заинтересовались — перезвоните в свою поликлинику или социальную службу.
Карты, деньги и проблемы
На предложение оформить льготный или выгодный кредит, вклад или дебетовую карту — отвечайте отказом и прекращайте разговор.
Точно так же поступайте, если сотрудник банка предлагает «просто предварительно рассчитать кредит». Существует вероятность, что это предложение добросовестное, но в этом случае возможна и мошенническая схема и предварительный расчет превратится в реальный кредитный долг.
Если хотите оставаться вежливым, скажите, что по поводу оформления или расчета кредита вы обратитесь сами в ближайшее отделение банка, когда такая необходимость возникнет.
Срочная помощь
Если вам сообщают о том, что близкий человек попал в беду, стал виновником аварии, находится в следственном изоляторе и т. п., не поддавайтесь панике и уж тем более — не спешите переводить кому бы то ни было деньги. Уточните, где он находится. Имя и должность звонящего и опять же — перезванивайте, проверяя полученную информацию.
Если же вам говорят, что дозвониться попавшему в беду невозможно, а деньги нужно срочно — сразу сообщите о вымогателях в полицию.
Берегите деньги
В случае зачисления на вашу карту денег из незнакомого источника не переводите их обратно. «Случайный» банковский перевод может быть частью аферы. Обратитесь в банк с заявлением об ошибочном зачислении, чтобы избежать возможных неприятных последствий.
Берегите нервы
Даже если вы поняли, что вам поступил звонок от мошенников, не нужно расслабляться и тем более развлекаться разговорами с ними. Вы же не знаете их целей. Возможно, ваш голос записывают для последующего использования в своих корыстных целях. Технологии на месте не стоят. Искусственному интеллекту все равно на кого работать.
Сберегите свои нервы и время, используйте и то, и другое на что-нибудь более продуктивное, чем разговоры с аферистами.