Мария Мыслина - художница, дарящая свет

Мария Владимировна Мыслина родилась в 1901 году в Москве. В её рукописной автобиографии сказано, что она крестьянского происхождения. Но её портрет и дальнейшая биография позволяет в этом усомниться. Так было безопаснее в то время – оставаться под рабоче-крестьянской маской. В любом случае нам мало что известно об её ранних годах. Она упоминает о том, что начала рисовать в конце 1910-х – начале 1920-х занималась изобразительным искусством в частных студиях Константина Коровина, Ильи Машкова, Михаила Леблана, в Государственном институте театрального искусства, в студии АХРР. Представили себе такую крестьянку?

А вот её портрет кисти К. Коровина.

К. Коровин. Портрет Марии Мыслиной
К. Коровин. Портрет Марии Мыслиной

Произведения 1920 – 1930-х годов, к сожалению, не сохранились ни в репродукциях, ни на фотографиях. Мыслина Мария Владимировна была замужем за Владимиром Михайловичем Каабаком (1888-1938), закончившим Императорскую Санкт-Петербургскую академию, участником Гражданской войны 1918-1920 годов, а также прекрасным художником, графиком, плакатистом. Он разделял убеждения левых эсеров, успешно работал в промграфике в первые годы советской власти.

Если уж из крестьян, то Мария Владимировна должна была бы окончить гимназию. Рядом с мужем, выпускником академии, это смотрится органичнее.

Семья художников в 1926 году превратила в мастерскую негодное для жилья помещение, проведя отопление и построив стены. Наступают годы плодотворной работы.

Но вот подкрался 1937 год. Владимир Каабак арестован и вскоре расстрелян. А жена – художница Мария Мыслина – попадает в лагерь для жён изменников родины. 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Отбывала срок в АЛЖИРе (Акмолинском лагере жён изменников родины), в Карлаге (Долинка). Там, при клубе, вместе с художником Лидией Покровской оформляла самодеятельные спектакли. Многие репрессированные и старожилы Караганды вспоминали высокий уровень спектаклей (контингент труппы и работников театра был талантливый, люди сидели выдающиеся).

Фотография М.В. Мыслиной
Фотография М.В. Мыслиной

В 1944 – 1946 годах Мыслина Мария находилась на поселении в г. Чебоксары в Чувашской АССР, вступила в местное отделение Союза советских художников.

В 1946 после освобождения Мария Владимировна Мыслина как осужденная с поражением в правах уехала во Владимир, работала оформителем и плакатистом, сценографом в местном театре. Живёт она на съёмной квартире, снимает полкомнаты – 6 метров.

По заказу Владимирского краеведческого музея Мыслина выполнила целую серию произведений на темы древней истории и событий начала XX века, связанных с Владимирской землёй.

«Занимаясь работами для музея, – рассказывала Мария Владимировна, – я постоянно искала интересную натуру, типажи. Без моделей трудно было решать сложные многофигурные сцены далёкой истории. Я много рисовала в студии, на улице, дома».

Исторические жанровые произведения, выполненные Мыслиной для музея, отличаются композиционной завершённостью, выразительностью, цветовой гармонией. С 1947 года Мыслина участвовала в областных, всероссийских художественных выставках, где её произведения выделялись высокой культурой рисунка и композиции.

В Москву Марии Мыслиной удалось вернуться только в 1955 году. Ей 54 года. Ни мастерской, ни друзей, ни работы. Живёт в крохотной комнате (9 кв. м) на ул. Чайковского у своей престарелой матери. Художнику без мастерской живописью невозможно заниматься. Она перешла на акварели, монотипии. Зарабатывала на жизнь рисованием почтовых открыток и иллюстрированием детских книг.

Мария Владимировна страдала от тесноты и невозможности работать, поэтому с радостью откликалась на предложения друзей, приглашения поехать в дом творчества в Краснодаре. Дача у пруда в подмосковном Быково – одно из таких мест, где можно было работать не только летом, но и часть осени.

В 1960-е она была знакома с Василием Алексеевичем Ватагиным – знаменитым анималистом. Сохранился цикл акварелей, изображающих этого художника за работой. Мыслина и сама любила рисовать в Московском зоопарке – не только зверей и птиц, но и старые деревья. Вековые стволы – одна из узнаваемых тем её творчества – где бы Мария Владимировна ни была, любила их изображать.

Мария Владимировна Мыслина родилась в 1901 году в Москве. В её рукописной автобиографии сказано, что она крестьянского происхождения. Но её портрет и дальнейшая биография позволяет в этом усомниться.-6

Анималистика – не самый распространенный, но требующий особого мастерства жанр, и Мария Владимировна владела им в полной мере. По заказу Центрального института санитарного просвещения она работала над серией изданий. Это её работы: «Утро в зоопарке», «Мишки – спортсмены», «По грибы».

Новогодние открытки – тоже одно из направлений деятельности талантливой художницы.

Мария Владимировна Мыслина родилась в 1901 году в Москве. В её рукописной автобиографии сказано, что она крестьянского происхождения. Но её портрет и дальнейшая биография позволяет в этом усомниться.-8

Лёгкости и непосредственности она добивалась через тщательную проработку и анализ натуры. А после этого, возможно уже на следующем листе - была акварельная живопись.

В последние годы Мария Владимировна была прикована к постели тяжелой болезнью. В 1974 году Мыслина Мария Владимировна умерла в Москве, погребена на 27 участке Введенского кладбища.

Простые пейзажи и натюрморты, букеты цветов, зарисовки своих знакомых, городские и морские виды. Каждая работа Марии Мыслиной – про радость, про любовь, про свет. А ведь она пронесла эту любовь через трудные годы, лишения тепла, будучи без угла, на грани жизни и смерти.

Ещё читать о женщинах-художницах на этом канале:

Софья Крамская

Елена Поленова

Ариадна Эфрон

Ольга Александровна Романова

Мария Владимировна Мыслина родилась в 1901 году в Москве. В её рукописной автобиографии сказано, что она крестьянского происхождения. Но её портрет и дальнейшая биография позволяет в этом усомниться.-10