Сегодня хочу рассказать Вам, почему Автопром - не просто очередная сфера промышленности, а крайне политизированная среда, большинство событий в которой происходят не по воле "свободного" рынка, а вполне по политическим решениям. Меня удивляет, что некоторые факты лежат на поверхности, но их как-то не принято обсуждать, о них говорить.
Мы немало "копий сломали в интернет-войнах" по поводу отечественной электроники, но в большинстве своём сходимся во мнении, что разрабатывать и производить свою - жизненно важно. С автомобильной промышленностью я КАЖДЫЙ день сталкиваюсь с комментариями вроде вот-этого.
Первый массовый автопром, как известно, родился у нас в С.Ш.А, официально Ford основан в 1903 году, не прошло и несколько лет функционирования его на благо населения, как автопрому пришлось раз и навсегда получить "двойное назначение" - удовлетворять потребности армии, как это началось во время первой мировой войны случившейся в 1910 году.
Армия.
Наверняка, Вы слышали армейскую поговорку "Война - фигня, главное манёвры". А что, как не автомобиль могло повысить манёвренность войск на то время и по сей день?
Конечно же, Американские автозаводы (да и любые промышленники не стали исключением) получили свой заказ от министерства обороны.
Вот краткий список первых "боевых колесниц" участвовавших в 1й мировой войне:
«Холт» — американский сельскохозяйственный фермерский трактор с бензиновым двигателем и широкими гусеницами.
«Кадиллак» — штабной автомобиль.
«Гарфорд Мотор Трак Компани» — фирма, которая выпускала легковые автомобили, 1-тонные пикапы и грузовые автомобили грузоподъёмностью 2, 3 и 5 тонн.
«Джеффри-Квад» — 2-тонный полноприводный автомобиль с 4-цилиндровым двигателем и коробкой передач с четырьмя скоростями вперед и столько же назад.
«Мак» — стандартный 5-тонный грузовик.
Форд-Т» — армейская «скорая помощь».
Рождение марки Jeep тоже непосредственно связанно с войной и армией: По наиболее распространённой версии, оно возникло от сокращения GPW (аббревиатура компании Ford Motor, расшифровывалась: G — государственный заказ, Р — автомобиль с колёсной базой до 80 дюймов, W — тип Willys, так как автомобиль выпускался компанией Ford Motor по технической документации фирмы Willys согласно мобилизационному договору с правительством США от 10 января 1941 года).
Но, если бы деятельность автопромышленников ограничилась только автомобилями. К активной фазе 2й мировой войны, достаточно известный вам концерн Ford производил уже не менее известный танк Sherman, а все поднабившие кошельки автопромышленники имели прямое отношение к Армии. Я думаю, многие из Вас в курсе, что шильдик BMW - это пропеллер военного самолёта, для которых они в свою очередь делали двигатели.
Конечно же, нас это стороной не обошло, грузовики Ford, он же Газ-АА стали в последствии "Полуторкой", неотъемлемой частью событий тех лет и до сих пор где-то стоят памятниками, как важное напоминание.
На сегодняшний день ничего не поменялось, даже на примере нашей страны, всем прекрасно известно, что Камаз, Урал - непосредственные поставщики Армии, более того, Камаз оказался в таком положении, что не может увеличить свою долю на рынке грузовиков, после ухода иностранных марок, потому что перегружен оборонзаказом.
Камазу пришлось работать в тяжелейших условиях в среде санкций: и увеличивать локализацию, и осиливать оборонзаказ, и пытаться удержать долю рынка, под нашу критику типа "нуу чё там, какой он конкурент Скании" пытаться запускать новые продукты.
В легковом же секторе основной поставщик армии - УАЗ, но, вряд-ли кто-то из Вас осмелится сказать "что-то Ниву на фронте ни разу замечено не было", поэтому, столь нелюбимый всеми АвтоВаз - тоже непосредственный участник обороны страны. Более того, сейчас он тянет лямку обеспечения тыла даже больше, чем УАЗ, а представьте себе, его бы мы закрыли, и на Уаз упала необходимость и производить гражданские автомобили и на нужды армии, с учётом, что в армии такой пикап - расходник, "живёт" не более полугода.
Поэтому мне довольно странно и забавно слышать изречения тех или иных наших сограждан, типа "да, наш автопром надо похоронить к чертям и покупать просто нормальные машины где-нибудь в Японии или Германии".
Возникает вопрос, ребят, а почему Вам не захотелось похоронить УралВагонЗавод с его бесполезной и никчёмной продукцией? Почему нет идей закрыть завод, производящий КА-52 и пересесть на "нормальные Американские вертолёты" ? Нет, ну что-ты, это же непосредственные боевые машины! А Камаз - не база для ПВО Панцирь-М? А Урал - не база для Града/Торнадо? Где вы собирались брать грузовики, во время войны закрыв Урал? А думаете "когда начнётся" можно автозавод 1 днём запустить, делов-то машину произвести?
Хотел напомнить бы Вам и о таком аспекте, время от времени, мелькающем в новостях. Военно-транспортная обязанность.
Помимо воинского учета это военно-транспортная обязанность (ВТО), установленная ст. 13 Федерального закона от 26.02.97 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации», ст. 8 Федерального закона от 31.05.96 № 61-ФЗ «Об обороне».
Она означает, что военкомат при необходимости может забрать для нужд армии транспортные средства у граждан и организаций. Владелец получит компенсацию, условия выплаты которой должно определить правительство.
Порядок исполнения военно-транспортной обязанности установлен Указом Президента от 02.10.98 № 1175. А в Приказе Минобороны от 14.03.2014 № 151 определено, какой именно транспорт могут забрать военкоматы:
- колесные средства категорий M1G, М2 и М3, N, О, кроме троллейбусов;
- спецтранспорт — бетоносмесители, цементовозы, автоэвакуаторы, инкассаторские машины, автофургоны для перевозки пищевых продуктов и другие автомобили этой группы;
- тракторы;
- дорожно-строительные машины и механизмы;
- подъемники;
- другие автомашины, в том числе квадроциклы, снегоходы, амфибии, вездеходы, тягачи, бронеавтомобили.
Как можно заметить, не только грузовики и пикапы - непосредственная необходимость армии, а много чего ещё.
Экономика.
Кроме армейских поставок, автопром является одной из ключевых отраслей экономики, поэтому он сильно зависит от политических решений и регулирования. Так было практически с момента его становления, как отрасли, так остаётся по сей день, поэтому события в автомобильной промышленности нельзя рассматривать, как просто "достижение народного хозяйства". Вспомните, как открытие американского рынка для Японии/Южной Кореи/Послевоенной Германии (да-да, эпоха Хиппи, Volkswagen Beetle, Transporter T1) повлияло на уровень их экономической состоятельности за довольно короткий исторический период.
Что же, например у нас? Начнём с простого, тот же АвтоВаз в своё время принадлежал Ростеху и Renault. По поводу Ростеха сразу понятно это - госструктура, но и Renault частично принадлежит Французскому правительству, в своё время я шутил, что "у двух богов за пазухой, в случае чего, правительства аж двух стран будут его тянуть и поддерживать финансово".
Всем Вам известно, что практически во всех странах, у которых есть свой автопром - существуют и пошлины на ввоз автомобилей, налоги, утилизационные сборы и прочее. Вот сейчас Германия хочет вводить запрет на ввоз Китайских электромобилей. Политика может и влияет на автопром путем установления торговых барьеров, установления стандартов безопасности и экологических норм, а также налогового и льготного регулирования.
Всё верно, условные экологические нормы, принятые в ЕС тут же бьют по условному КАМАЗу - либо соответствуй нашим законам, либо на въедешь в наши города, а значит будешь несостоятелен на рынке грузовиков.
Я уже писал, что автопром, в целом - индикатор экономического состояния страны, есть спрос на грузовики - значит работает промышленность, есть спрос на легковушки - значит, на "хлеб с маслом населению" пока-что хватает. Кроме того, сам по себе автопром - это не только Автозаводы, это - отрасль, имеющая мультипликационный эффект, на один 1 автомобиль приходится 600-1000 поставщиков компонентов, а на них свои поставщики станков и ресурсов, а на поставщиков, например металла - свои поставщики литейного и шахтного оборудования и так очень много чего связано.
Так же, не стоит забывать, что автокомпоненты используются в смежных сферах, например двигатели от грузовиков устанавливают на эскаваторы, или малые речные суда, то есть, автопром тащит за собой смежные сферы, так как они имеют унификацию по многим деталям.
Я надеюсь теперь Вам понятнее, почему иметь свой автопром - жизненно необходимо и экономике и обороноспособности страны?
В целом, очень условно, но я бы сказал так: Автомобиль - индикатор технологической независимости страны. О независимости можно говорить тогда, когда ты способен произвести автомобиль без участия какой-либо другой страны. Как мы понимаем, сейчас, наверное, кроме Китая ни одной такой страны в мире нет, есть лишь уровень этой зависимости, от некоторой зависимости до полной. По уровню развития Автопрома можете предсказывать и серьёзность игрока на политическом рынке, возьмите Топ экономик, там окажется, что все из топа производят свои автомобили, более того, например Китай выкупает исконно Европейские марки, а Индия не так давно купила Британскую Jaguar Land Rover. Весь западный же блок сбивается в альянсы, будь то VAG-Ford, или Stellantis, потому, что в одиночку ни одна марка под давлением политики выдержать не сможет.
А вот еще на подумать.
Теперь зададимся вопросом. А есть ли у нас страны-"партнёры", которые, допустим, просили распилить свои подводные лодки на металлолом? Ну или например, прекратить разработку ракет?
А, как Вы думаете, они свои автомобили производят? В интересах ли ИХ министерства обороны и какой-нибудь торгово-промышленной палаты, чтобы у ИХ автозаводов было больше заказов, а в случае чего, армия их недруга не имела достаточной мобильности и возможности производить собственное вооружение? ...Выдерживаем задорновскую паузу... :)
А слово "пропаганда" вы когда-нибудь слышали? Были ли наши партнёры уличены в ней, ну хоть на капелюшечку? О технологической отсталости России и тотальном техническом превосходстве их блока? Думаете эта пропаганда только про "Леопарды" или авианосцы? Или...Автопром - такая крайне политизированная среда, ну какое она может иметь отношение к пропаганде? Брось...Тут всё за чистую монету :)
Напоследок, а как Вы думаете, почему санкции, ещё с 2014 года ударили сначала по грузовому автопрому (Собственно ГАЗ), а в последствии по легковому, причем несколько раз, в более новых пакетах? Один из последних пакетов пришелся целенаправленно на автопром. Наверное от того, что эта сфера ну никак не влияет на исход событий, и вообще просто прикладная, как производство йогуртов или там, например освежителей воздуха в туалет, верно?
Меня очень впечатляет, когда очередной "народный нытик" поднимая руки к небу, закатывая глаза всхлипывает "да как вообще можно покупать Ладу? Они же годами ничего сделать нормально не могут! Ну что, вот санкции ввели - они даже самостоятельно не способны шушлайку выпустить, всё покупают". Этих же людей не смущают новости, что из-за событий с хуситами встали и Европейские и Американские автоконвейеры, потому что, unbelievable, у них китайские компоненты сплошь и рядом/ Ну ничего - у них "свободный рынок и норма 21 века" у нас - это другое.
Да и вообще, кто "они" не могут сделать? Где там? Это делаем мы и тут. И я ОЧЕНЬ сомневаюсь, что люди которые такие вещи говорят способны хотя бы свечи в своей иномарке поменять, не говоря уж о разработках новых двигателей. Об этом как-нибудь напишу отдельную статью...
Кто-то из мирового автопрома может получал подобные санкции? Может, кто-то из автомобильного сектора пост-СССР устоял под экономической помощью запада? РАФ какой-нибудь? КАЗ (Колхида)? КРАЗ? А ведь - друзья товарищи, горячо любимые партнёрами, как из совка вышли, так их продажи должны были бы "взорвать рынок" Америки, ну или там какой-нибудь Испании или Португалии (а Вы много Испанских грузовиков знаете? Почему КРАЗ не стал для них родным и близким?), при поддержке-то такого доброго и сильного друга? И что-то пошло не так?
Ну или вот, выстояли ли "титаны мира сего", как-то отцы-основатели Американская Тройка, в одиночку против автомобильного рынка, или все мировые топы продаж сейчас - это "Альянсы" ? (спойлер - ждите "альянсирования" китайских марок до 4-5 гигантов рынка, уже многие из них начали лопаться и банкротиться или покупаться более крупным игроками).
Напоследок хочу сказать, что говоря о поддержке своей автопромышленности я не имею ввиду, что нужно бежать быстрее сдавать в металлолом свой, условный Фольксваген Поло.
Я бы предпочёл обходиться разумной достаточностью, начать с простого - не покупать иностранные масла, если есть хорошие свои, о них тут куча статей написано только у меня, не говоря уже об Рунете. Нужно покупать отечественные фильтра, тормозные колодки, шины и прочие расходники, так как всё это - автопром.
А с западным капиталом нужно говорить на понятном им языке - "ведешь себя плохо, доллар не получишь, я его своим отдам", вот Вам и народные контрсанкции в ответ на их спонсирование ударов по нашей территории, нашим гражданам, и они имеют реальное числовое выражение и воздействие, в отличии от картинки на аватарке вконтакте, или комментарий под постом в телеграмме.
Во всяком случае, каждый раз когда Вы видите новость об Автомобильной промышленности в мире, помните, что новая модель или технология - лишь верхушка айсберга. Глубинная же часть всех событий в этой сфере - это всегда политика.
P.S. Мыслей, тезисов в одной статье слишком много, не стал распыляться подробно по каждому пункту, важнее было сохранить общую идею. Хотите - обсудим в комментариях более подробно, если требуется.