Найти тему
История рода

Как посадкие Самойловы стали мещанами Самолововыми

О том, как Самойловы – Самолововы появились на Уватской земле можно прочитать по ссылке https://dzen.ru/a/ZcXNFzYxG2NVq0YS

Сегодня речь пойдет о том, как трансформировалась фамилия из Самойловых в Самолововых и кто такие посадские и мещане.

В Метрической книге Сибирской епархии Подгородного Бронского погоста церкви Всемилостивого Спаса с 1742 по 1777 годы зафиксированы записи о рождении, браке и иногда смерти детей у «посацких» Андрея и Петра Самойловых из д.Слинкино, а также их взрослых детей.

Например, запись Метрической книги Бронского погоста о рождении:

12.06.1747 года "Деревни Слинкиной у посацкого Петра Самойлова дети Тихонъ и Акилина"

Тобольский архив Ф.156, оп.20, д.4
Тобольский архив Ф.156, оп.20, д.4

или 8.09.1747 года "Слинкиной деревни у посацкого Андрея Самойлова сынъ Иоаннъ".

  Тобольский архив Ф.156, оп.20, д.4
Тобольский архив Ф.156, оп.20, д.4

Кто же такие «посацкие»?

В Большой Российской энциклопедии читаем: Поса́дские лю́ди - в России в 15–18 веков, податное (чёрное), преимущественно торгово-ремесленное, население посада и государевых слобод. В середине 17 в. – 1775 г. одно из сословий.

Термин посадские происходит от слова посад, посада — поселения, состоявшего из лавок и дворов торгово-промышленных людей и обыкновенно группировавшегося вокруг города в тесном смысле (вокруг кремля, вокруг городских стен).

Вероятно, наши посадские, прежде чем поселиться на Уватской земле, жили вблизи города, возможно, владели каким-то семейным ремеслом. К моменту переселения Самойловых в д.Слинкино, «посадский» означало сословие, к которому принадлежала семья. Поэтому, не смотря на то, что Самойловы проживали уже не вблизи города, а в удаленной деревне, сословие за ними было закреплено.

03.07.1756 года в Метрической книге Бронского погоста о рождении детей, видимо по ошибке служителя церкви, впервые фамилия написана с искажением, не Самойлов, а Самоловов:

«Деревни Слинкиной у посадцкова Андрея Самолова сынъ Афонасий»

Тобольский архив Ф.156, оп.20,д.6
Тобольский архив Ф.156, оп.20,д.6

Деревня Слинкина была причислена к Бронскому погосту, но совершить таинство крещения, венчания и отпевания могли в любой другой церкви. Никита Самойлов – старший сын Андрея Иванова Самойлова и пра(7)дед моего мужа - обвенчался 21.01.1758 году в «Подгородном Уватцком селе в Спасской церкви». Это первая найденная Метрическая запись о Самолововых в Уватской церкви:

«Бронского прихода деревни Слинкиной посадцкой Никита Андреевъ Самолововъ первым браком, деревни Киприяновой у ямщика Авдия Киприянова з дочерью ево девицей Анной».

Тобольский архив Ф.156, оп.20, д.14
Тобольский архив Ф.156, оп.20, д.14

В 1758 году, вероятно по ошибке священника, писавшего со слов венчающихся, фамилия была записана так, как будет спустя время писаться у всех потомков этого большого рода.

А может сам Никита по- особенному произносил свою фамилию, так как все его родственники, которые регистрировались в Метрических книгах и в Уватской и в Бронской церкви писались в 18 веке Самойловыми.

Никита отличился не только в Уватской церкви. В Метрике Бронского погоста читаем запись: 23.11.1758 «Деревни Слинкиной посацкова Никиты Самолова (родился) сынъ Стефанъ».

Тобольский архив Ф.156,оп.20,д.17
Тобольский архив Ф.156,оп.20,д.17

Метрические книги сохранились не все, поэтому записей о рождении других детей в семье Никиты я не нашла. Через 10 лет, после брака, жена Никиты – Анна Авдеева умерла. Никита венчался повторно, опять в Уватской церкви:

28.01.1768 «Бронского прихода Слинкиной деревни посадской Никита Андреевъ Самолововъ, вторым браком, Кошелевой деревни ямщика Василия Филипова Медведева з дочерью ево девицей Феодосьей».

Тобольский архив Ф.156, оп.20, д.18
Тобольский архив Ф.156, оп.20, д.18

Феодосья Филипова Медведева является пра(7)бабушкой моего мужа Самоловова Николая Сергеевича.

С 1777 года в Метрических записях Бронской и Уватской церкви все Самойловы стали писаться Самоиловы и стали именоваться мещанами. Еще в марте 1775 года императрица Екатерина II подписала Манифест, по которому посадские люди в зависимости от величины капитала переходили в купеческие гильдии (имели свыше 500 руб.) и мещанство.

Официально сословие мещан было оформлено в Жалованной грамоте городам Екатерины II в 1785 году. Наименование «мещане» в ней было определено как «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей».

Тобольский архив. Ф.156, оп.20, д.27
Тобольский архив. Ф.156, оп.20, д.27

Запись о рождении в Метрической книге Бронской Спасской церкви одного из внуков Андрея Самойлова: 09.05.1777 «Деревни Слинкиной у мещанина Осипа Самоилова (родился) сынъ Николай. Восприемникъ мещанинъ Никита Самоиловъ».

С 1770 года в Метрических записях стали указываться и восприемники, то есть крестные. Обычно крестными становились ближайшие родственники, реже друзья. В записи мы вновь видим Никиту, ставшего крестным у ребенка своего родного брата – Осипа.

До 1790 года в Метриках встречается написание фамилии Самойлов, но все чаще писалось Самолов либо Самоловов. В XIX веке написание фамилии Самойлов практически не встречается.

В Ревизской сказке о Тобольских мещанах за 1782 год все наши Самолововы-Самоловы-Самоиловы-Самойловы живут в деревне Малысацкая. Причем в шапке документа указан хозяин всего семейства Андрей Иванов Самолов, а ниже, где переписан весь состав семьи, Андрей Иванов записан как Самоловов.

Тобольский архив. Ревизская  сказка о мещанах 1782 год Ф.И154,оп.8, д.2А
Тобольский архив. Ревизская сказка о мещанах 1782 год Ф.И154,оп.8, д.2А

Вот такая метаморфоза с фамилией случилась более 200 лет назад, когда священнослужители и переписчики могли легко поменять, либо дописать буквы в документах, ориентируясь на свой слух и восприятие. Таким образом, изначально писавшаяся фамилия Самойлов, в течении лет менялась на Самоилов, Самолов и Самоловов.