Найти тему

Мастер и Маргарита: пишем объяснительную

Михаил Локшин. Фото из свободных источников
Михаил Локшин. Фото из свободных источников

Дени Дидро - был такой знаменитый французский просветитель XVIII века - как-то сказал: "Не давайте объяснений , если хотите быть понятыми".

Всё правильно, зачем мельтешить, если уже все сказано? В данном случае фильмом Мастер и Маргарита. Но тем не менее объяснения продолжаются. Причина, наверное, в том, что общественная реакция на фильм оказалась совсем не такой, как планировалось изначально.

Вышла масса разгромных статей.
И это нормально, а как иначе может быть в демократическом обществе, "ценности" которого так защищает либеральная часть нашего общества.

Если бы в стране был укоренившийся тоталитаризм, как настаивают в фильме Мастер и Маргарита режиссер и К°, то не случилось бы подобной общественной реакции.

Поэтому сразу после выхода фильма пошли попытки его творцов как-то объясниться. Первыми это сделали продюсеры компании "Марс Медиа", профинансировавшие этот сомнительный проект, том числе, за счёт полученных от государства денег. Об этом вот здесь:

В комментариях после выхода статьи написали, что вроде бы этой продюсерской компании запретили участвовать в конкурсах на получение бюджетных средств. Если информация верна, то один справедливый, с моей точки зрения, ответ прилетел. Ударили по самому чувствительному месту - по карману.

Так что первый пошел!
А кто второй?

Вторым стал сам режиссер Михаил Локшин. Он 15 февраля дал интервью Антону Долину*. Оно опубликовано в Медузе*.

Приведу небольшую справку о биографии режиссера Михаила Локшина.
Она поможет понять его мотивы.

Он родился в США в семье врача-онколога. Поэтому гражданин США. Но рос и в России, и в Соединённых Штатах. Жил в Англии и Германии. Получил хорошее образование - психфак МГУ. Несомненно талантлив. Снимал и снимает много. Рекламу, клипы, фильмы. В том числе с хорошими голливудскими актерами. Имеет престижные награды. Его "Серебряные коньки" стали первым русскоязычным фильмом на Netflix. По политическим взглядам - либерал, западник. И, конечно, он против СВО, о чем сразу же заявил в 2022 году. Но тем не менее ему дали снимать Мастера и Маргариту - наш самый дорогостоящий кинопроект, частично финансируемый за счёт государства.

Интервью, которое Локшин дал Медузе*, объемное, длинное. Я изложу лишь основные идеи. Если интересен полный текст, то в Телеграмме до сих пор есть канал Медузы*. Найти легко.

Итак:

➡️ Режиссер позиционирует себя как мультикультурный творец, поскольку и Америку, и Россию считает своей родиной и ни одной из них не отдает предпочтения. Космополит. И Булгаков, говорит Локшин, тоже космополит, киевлянин или москвич, как определить? Поэтому, говорит, мы с ним понимаем друг друга. Доказательство комосмополитизма Булгакова - значимость фигур Фауста и Мефистофеля - героев западной литературной традиции. Поэтому Воланд у Булгакова не случаен. И именно его Локшин назначил альтер-эго Мастера. То есть приписал Булгакову субъективно назначенный смысл.

➡️ Режиссер настаивает, что выбор его в качестве режиссера Мастера и Маргариты вместо Николая Лебедева стало желание продюсеров получить свежий взгляд на Булгакова и его великий роман. И только он, Локшин, мог такой новый подход обеспечит! А Лебедев, дополняет Долин*, ушел снимать пропагандистский "Нюрнберг" по произведению заслуженного прокурорского работника А. Звягинцева. И это, конечно, фи...

➡️ В интервью есть большая комплиментарная часть. Локшин хвалит себя и сценариста Кантора за большую подготовительную работу. Очень подробно объясняет сколько нашей и не нашей литературы он прочел, где побывал, что увидел. По ходу дела сдает государственный музей Булгакова в Москве и его директора как единомышленника в новом прочтении Мастера и Маргариты. Очень высоко оценивает актерскую работу Евгения Цыганова.

➡️ Важно, говорит Локшин, что цензуры в фильме практически не было. То есть Министерство культуры процессом и конечным результатом не интересовалось. Что снимают, какие смыслы вкладывают? Деньги дали и забыли.

➡️ Ну и последнее. Локшин считает, что русскую культуру нужно включить в мировой контекст! А разве она из него была изъята? Или мы сами санкции в отношении себя ввели? Или, с его точки зрения, мы дикари и варвары, которых нужно показывать "цивилизованному" миру? Что это, если не снобизм?

Как окончательный итог приведу прямую цитату режиссера из этого интервью, где он даёт оценку фильму Мастер и Маргарита:

"Удалось сохранить самое главное, что было для меня в замысле. Удалось рассказать ту историю — с теми смыслами, которую мы задумали".

Думаю, что комментарии излишни. Это я ещё его политические рассуждения отпускаю.

Каков вывод? Михаил Локшин, безусловно, человек талантливый. Снял красивое кино. Но его мировоззренческая позиция абсолютно неприемлема в современной России.

Вот его бы талант да на пользу России!

Но этого не будет. Если человек убежден, что страна, в которой он вырос, получил образование и состоялся - это Мордор, то переубедить его невозможно. Хотя историческая реальность, конечно, сложнее.

Об этом здесь:

И что роман Булгакова - это модернистское произведение с теми "современными" и "актуальными" на Западе смыслами, которые так популярны в либеральной среде.

Приступая к съемкам, Локшин был уверен, что снимает не столько для российского зрителя, сколько для европейского, западного. Вероятно, хотелось повторить успех "Серебряных коньков". Но уже не в жанре рождественской истории, а в стиле политического памфлета, разбавленного love-story. Об этом здесь:

Кто третий предложит нам свои объяснения, как думаете?

Ждём, ответа Министерства культуры?

За лайк спасибо!🥀
✨ Благодарю за комментарии и подписки!

* Признан иноагентом