Прошло десять дней. Бумаги из милиции все еще не было. И инспектор Ковалев на свой страх и риск выписал мне направление на судно. Правда, предупредил, что, если в бумаге мои слова не будут соответствовать заявленному, он примет самые суровые меры. И мне года каботажа уже не избежать. Бумага пришла в кадры только через месяц. Устали менты ждать выкупа. И в ответ получили тоже официальную отписку. Что, мол, нарушитель направлен на судно, которое выполняет рейсы на Чукотку. И это соответствовало истине. В июле мы пошли с пиломатериалами на Певек. В нашей группе судов был сухогруз «Старый большевик», который работал на лини Приморье – Курильские острова. Он возил туда стратегические военные грузы, начиная от бетона и заканчивая чем-то более серьезным. Заработки были у экипажа на самовыгрузке громадные. Шестьсот – восемьсот рублей в месяц выходило при средней зарплате в двести пятьдесят рублей. Многие хотели там работать. Но Геннадий Иванович туда направлял только не визированных моряков. Мол, визированные и за границей заработают. Вскоре Геннадий Иванович уволился. Ушел работать в ГАИ, где дослужился до полковника. Хороший человек везде в цене.
В ДВМП были суда, которые работали только за границей. Это серия типа «О» японской постройки: «Отрадное», «Ола», «Острогожск», «Орехов», «Оренбург», «Омск». Суда типа «В» строились в ГДР. Моряки их называли местью немцев за Сталинград. Вроде как на них много было проблем и сложностей в работе. Особенно у механиков. Это «Вольск», «Витим», «Высокогорск», «Воткинск» и другие. Так же была большая серия поэтов и писателей, построенная в Югославии. Более свежие типа «Варнемюнде» «Путивль», «Павлодар», «Правдинск», «Пестово». Самые крутые суда типа «Ленинская гвардия», были мечтой любого моряка. Ведь они работали на линии «Феско Индия». Это «Людмила Сталь», «Елена Стасова», «Лепешинский», «Зиновий Соловьев» и другие. За рейс в четыре месяца они заходили два раза в Сингапур, Гонконг, пять портов Японии. Были так же контейнеровозы, которые постоянно работали на Австралию и Новую Зеландию. Основная часть судов, а это большие и малые «леса», «повенцы», «пионеры», «комсомольцы» работали пятьдесят на пятьдесят. То есть летом полярка, а зимой заграница. Они составляли основу ДВМП. Были еще, так называемые броненосцы. Это суда усиленного ледового класса. Они зимой работали на Магадан, а летом в полярке. Это «Ванкарем», «Капитан Готский», «Василий Федосеев», «Капитан Мышевский», «Амгуема». Был и «Оленек». Молодые моряки по незнанию радовались, получив направление на крутое судно типа «О». На этих судах работали только что поступившие в пароходство или штрафники. Немногим удавалось благополучно выжить. Пьянка на них шла крутая. Для многих они стали последними в морской карьере. Списание с этого суда грозило только гоном из пароходства.
Вроде как, существовала ротация. Поработал на севере, сходи на Юг. Что не всегда соответствовало истине. Кто-то из – за границы не вылазил, кого-то гоняли по завозам и поляркам. Каждый крутился, как мог. Я знал людей, которые по двадцать лет работали только на заграничных судах. Были хитрованы, которые вступали в Партию, чтобы закрепиться на судне «Ленинская гвардия». Подал заявление, и покатил кандидатский стаж. А это считай целый год. Пока вступит, еще время пройдет. Ну, и как не дать заработать новоиспеченному коммунисту. Как не дать ему поработать еще год – другой на козырном судне. Как не простимулировать Сингапурами и Гонконгами. Вот и получалось, что человек на заграничной линии отсиживал года три, как минимум. Пока я осваивал науку выживания в пароходстве, прошел школу жизни на «лесах». На так называемых больших «поляках». Они были польской постройки. Которые, кстати сказать, были отличными мореходами во всех отношениях. Они «бегали» по всему Миру. Единственный их минус, долгая «полярка» и Магадан. Ведь были усиленного ледового класса. Начал с «Вилюйлеса». Потом «Амурсклес». За ним «Анадырьлес». И снова на полтора года попал на «Вилюйлес». Я знал, что за хорошее судно надо платить. Вот только по молодости не представлял эту процедуру. Мне было стыдно предлагать инспектору деньги. Да и не знал, как это сделать. А инспектор Логинов, к группе судов которого я был приписан, был гнусным кадром. Вологодский мужичок туго знал свое дело. Умел гнобить и вымогать. На «Анадырьлесе» случилась со мной конкретная неприятность, если это так можно назвать. С июня по сентябрь отстояли в Советской Гавани в ремонте, а после обосновались на магаданской линии. По осени – зиме рейсы на Магадан далеко не подарок. За спиной год работы и почти шестьдесят накопленных выходных. До 1977 года, до новой брежневской конституции, на торговом флоте был один выходной и двенадцатидневный отпуск у матроса. Капитан отправил мое заявление на отпуск, а кадры молчат, как партизан на допросе. Оно и понятно, кому охота зимой ходит в Магадан. Долбить лед на палубе. И вот на переходе из Магадана в Находку стал спускаться в третий трюм на подкрепежку контейнеров. При погрузке углом контейнера задели стальную балясину вертикального трапа. Она осталась на месте, но держалась на честном слове, а скорее всего, на соплях. И когда я за нее ухватился, она просто оторвалась. И я спикировал на деку трюма с высоты в четыре метра. Вот и сходил в отпуск. В результате перелом правой руки и правого бедра. И два месяца на больничной койке города Находки.
Продолжением следует ----> Жми сюда
С уважением к читателям и подписчикам,
Виктор Бондарчук