Найти в Дзене
The Economist Ru

The Economist: "Что представляет собой загадочное новое космическое оружие России?"

Теории включают в себя космическое ядерное оружие или глушитель с ядерной установкой.

14 февраля Вашингтон был полон новостей о загадочном российском космическом оружии . Майк Тернер, председатель комитета по разведке Палаты представителей, призвал Белый дом рассекретить разведданные о «серьезной угрозе национальной безопасности». Американские радиовещатели и газеты заявили, что речь идет о российской космической ядерной системе, еще не развернутой, которая может поставить под угрозу американские и союзные спутники. Что бы это могло быть?

Большая часть первоначальных сообщений противоречива: некоторые источники описывают космический корабль с ядерной установкой, а другие — с ядерным вооружением. По сути, есть три варианта: «всплывающее» ядерное оружие, предназначенное для уничтожения спутников, которое будет размещено на земле и запущено только тогда, когда оно будет готово к использованию; ядерное оружие, которое будет размещено на орбите; или спутник с ядерной установкой, который сам по себе не был бы бомбой, а вместо этого использовал бы ядерную энергию для питания какого-то другого типа устройства.

Если Россия планирует разместить ядерное оружие на полной орбите, а не на « дробной », при которой оно не облетает полностью Землю, это будет нарушением Договора о космосе 1967 года. Ядерные взрывы в космосе также запрещены Договором 1963 года. Договор о частичном запрещении ядерных испытаний, подписанный Россией. Если оставить в стороне законность, это будет разрушительное и неизбирательное оружие.

На Земле интенсивное излучение ядерного взрыва не только наносит ущерб самому себе, но и создает огромную взрывную волну, вызывает пожары и приводит к выпадению осадков. В космическом вакууме радиация — это вся игра. Электромагнитный импульс, созданный орбитальным взрывом, может повредить электронику спутников на большей части неба. Когда в 1962 году Америка провела высотное ядерное испытание, известное как «Морская звезда Прайм», оно повредило не только спутники, находящиеся на прямой видимости, но и те, что находились на другой стороне Земли, поскольку излучение направлялось магнитным полем планеты. Повышенная радиация в конечном итоге повредила или уничтожила около трети всех спутников, находившихся тогда на низкой околоземной орбите ( ноо ).

Если бы Россия сегодня провела аналогичный взрыв, имея около 8300 активных спутников на околоземной орбите , это затронуло бы не только американские спутники, но также спутники России, Китая и других стран. Это также может повлиять на Международную космическую станцию, на борту которой в настоящее время находятся трое россиян, и китайскую станцию « Тяньгун» , экипаж которой в настоящее время состоит из трех человек. Американские военные и разведывательные спутники, особенно те, которые используются для ядерного управления и контроля, обычно имеют усиленную электронику, способную противостоять таким импульсам. Коммерческие спутники этого не делают. Короче говоря, нападение такого рода, кажется, больше подходит для отчаявшихся государств, таких как Северная Корея и Иран, у которых мало собственных космических возможностей для защиты, и в случае кризиса они могут почувствовать, что им нечего терять.

Целью России при отправке ядерной бомбы на орбиту, а не в использовании существующей ракеты наземного базирования, может быть достижение геосинхронной орбиты ( гсо ) — важной полосы на расстоянии около 36 000 км от поверхности Земли по сравнению с ноо ниже 2 000 км, — отмечает Мэтью. Банн из Гарвардского университета. Спутники на geo облетают земной шар один раз в день и поэтому кажутся неподвижными в небе, что полезно для радиовещания, предупреждения о ракетном нападении и многого другого. Там расположено множество ценных американских спутников наблюдения и военной связи. Существующие ядерные ракеты не могут достичь такой высоты, отмечает г-н Банн.

Вторая теория того, каким может быть это оружие, о которой сообщает pbs NewsHour, заключается в том, что Россия намерена развернуть спутник с ядерной установкой и возможностью радиоэлектронной борьбы ( рэб ). Цель электронной атаки — заглушить или подделать сигналы, отправляемые или получаемые целевым спутником; большинство таких атак являются временными и обратимыми. Многие страны, в том числе Америка и Россия, имеют наземные платформы радиоэлектронной борьбы, способные атаковать спутники. Делать это из космоса сложнее, но это может позволить проводить более целенаправленные и настойчивые атаки, особенно если оружие можно разместить близко к цели.

Известно, что Россия исследовала такие системы. В отчете о глобальных противоспутниковых возможностях, опубликованном в прошлом году неправительственной организацией Secure World Foundation , отмечается: «Новые данные свидетельствуют о том, что Россия, возможно, разрабатывает мощные платформы РЭБ космического базирования в дополнение к существующим наземным платформам». В статье 2019 года в специализированном журнале Space Review описывался созданный для этой цели спутник с ядерной установкой, известный как «Экипаж» . Дмитрий Стефанович из Российской академии наук также указывает на отдельный российский проект, известный как «Зевс», атомный «космический буксир», запуск которого запланирован примерно на 2030 год и который может обладать рядом возможностей, включая создание помех.

Зачем использовать ядерный реактор для его питания? Эта идея тоже старая: Америка впервые вывела ядерный реактор на орбиту в 1965 году, а Советский Союз запустил более 40 таких спутников. Их преимущество в том, что они могут генерировать много энергии. Это позволило советским спутникам нести более мощные радары. Сегодня это позволило бы российским вооруженным силам иметь более мощные постановщики помех. В Space Review приводятся российские документы, объясняющие, что ядерные реакторы на спутниках позволяют устанавливать «глушители, работающие в широком диапазоне частот». Если спутник будет помещен на высокоэллиптические или геосинхронные орбиты (те, которые удерживают спутник над одной и той же точкой Земли в течение более длительных периодов времени), это позволит «беспрерывно подавлять электронные системы на больших территориях».

Джеймс Эктон, эксперт Фонда Карнеги, аналитического центра в Вашингтоне, предлагает одну из причин, почему это может быть привлекательно для России. В последние годы, отмечает он, американские вооруженные силы стали все больше интересоваться «распространенными» группировками, такими как спутники Starlink компании SpaceX, которые широко используются Украиной и ее вооруженными силами. Такие группировки, состоящие из тысяч спутников, невозможно физически вывести из строя один за другим. Другое дело – широкомасштабная электронная атака.

Наука
7 млн интересуются