В 1940 году, в период напряжённой обстановки и в преддверии возможной атаки немецких войск на британскую территорию, британское военное командование столкнулось с неопределённостью в свете последних событий во Франции, особенно в контексте будущих перспектив в области обороны.
Так же, как и в годы Первой Мировой войны, они обратили внимание на проекты, которые могли бы изменить текущую военную ситуацию. Несмотря на фантастический характер некоторых из них, было очевидно, что возможное вторжение начнётся с координированных атак группировок немецких бомбардировщиков и планеров, с десантными войсками при поддержке истребителей и штурмовиков. Британцы тщательно рассматривали различные проекты ПВО.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Ещё больше интересной информации на любимые темы, включая материалы, которые не поместились на Дзене!
В этом контексте британским инжерером Джеральдом Поулом выдвинул инновационное предложение – зенитный огнемёт, – в надежде на изменение баланса сил в небе и на земле. Проект предусматривал использование этого устройства для защиты аэродромов от немецкой авиации и десанта.
Британцы формировали специализированное подразделение в структуре отдела по перспективным технологическим разработкам, которое занималось созданием новых проектов огнемётного и зажигательного оружия. Одним из таких проектов стал «Василиск», инициатором создания которого была автомобильная фирма Лагонда. Её руководитель стал продвигать уникальную конструкцию струйного огнемёта, которую можно было адаптировать под разные варианты. В качестве топлива предполагалось применять два вида бензина, в обычном и загущенном виде, которые выводились из сопла одновременно, тем самым исключая попадание воздуха в бак и уменьшая риск возгорания и детонации.
В середине 1940 года был разработан первый прототип самоходной огнемётной установки. Её конструкция состояла из металлического корпуса, большого топливного бака, баллонов для поддержания давления и сам огнемёт, установленные на платформе автомобиля. Проведенные испытания этой импровизированной боевой единицы продемонстрировали довольно неплохие возможности оружия. Выброс тридцати семи литров горящей субстанции создавал факел размером в девяносто метров и обширное облако пламени в девять метров. Эти показатели впечатлили военное командование, и проект продвинулся к стадии изготовления небольшой партии. Машины были разделены на две категории: лёгкие и тяжёлые. Лёгкие изготавливались на базе грузового автомобиля Бэдфорд QL с 70-сильным бензиновым двигателем.
На грузовой платформе транспортное средство имело возможность перевозить до трёх тонн груза. Сразу за кабиной водителя разместили металлический корпус, внутри которого разместили баки вместимостью до двух тонн для хранения зажигательной смеси, а также баки с углекислым газом. На верхней части корпуса была установлена турель с огнемётом, который имел возможность перемещения в вертикальной плоскости и вращение во все стороны с полным оборотом вокруг оси.
Основой для создания тяжелого "Василиска" выбрали шестиколёсный грузовой автомобиль Matador. Автомобиль мог перевозить до четырёх тонн груза и был оборудован двигателем мощностью около ста лошадиных сил. Машина была защищена вертикальными листами брони. Увеличенная грузоподъёмность платформы позволила значительно увеличить запас зажигательной смеси по сравнению с лёгкой версией, при этом многие элементы самоходной огневой установки были стандартизированы.
По боевым возможностям обе модификации огнемётных противовоздушных самоходок были одинаковыми. В общей сложности компания Лагонда выпустила 66 единиц в рамках проекта, включая две разные версии. Из них 60 использовались для обеспечения безопасности аэродромов. Однако, ожидаемое вторжение немецких войск так и не состоялось, и в итоге эти машины были переоборудованы в топливозаправочные машины и впоследствии выведены из эксплуатации.
Спасибо, что дочитали статью до конца, значит было интересно, или как минимум любопытно)))
Если вы ещё не поставили лайк – поставьте лайк!
Если вы ещё не подписались на канал – подпишитесь!
Если вам есть, что сказать – оставьте комментарий!
Поддержите нас в Telegram.
Всем хорошего дня, и до новых встреч!
читайте также:
Лучший танк времён второй мировой войны, созданный второстепенной страной – венгерский 44M Tas.
420-мм самоходная миномётная установка 2Б1 «Ока».