Это шестой урок второго модуля "Никейский символ веры" курса христологии от Джона Краудера. Первый урок здесь. Курс состоит из 12 модулей.
Теперь мы переходим к Иисусу, помните, что это основная цель вероучения — заявить, кто такой Иисус, Его отношение к Отцу, и что мы видим? И мы веруем в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего Единородного, вечно рожденного от Отца, или рожденного от Отца прежде всех веков. Свет от света, Сам Бог от Самого Бога. Некоторые переводы говорят: «Бог Истинный от Бога истинного». Рожденный, не сотворенный, от одной сущности, омоусиос, единосущный, единосущный Богу Отцу.
Через Него все было сотворено. Теперь посмотрите на уникальность Иисуса как единородного Сына Божьего, monogenes. Это относится к уникальной и исключительной божественности Сына по отношению к Отцу. Его сыновство имеет такой характер, в котором мы действительно полностью участвуем, и все же оно уникально для Него.
Т.Ф. Торренс говорит, что наше бытие детей Божьих находится вне бытия Божьего, потому что мы творения, а не божественные существа. Но Иисус Христос — Сын Божий в уникальном смысле, потому что Он сын Божий внутри Бога, так что отношения Отца и Сына находятся в самом существе Бога. Так что да, мы созданы по Его образу и подобию. Мы едины с Ним. Твоя истинная сущность выглядит так же, как Он. Мы даже причастны Его Божественной природе.
Но на всякий случай, если вдруг мы забыли, скажу как мысль озарения, что на самом деле мы не являемся Богом. Порой нужно об этом напоминать. В сегодняшнем нью-эйджевском движении "куриного супа для души", так называемого движения благодати "О, я — бог, ты — бог, мы все боги". Ты что, прикалываешься? Ты даже посуду помыть не можешь. Совершенная исключительность божественности Иисуса означает, что общая включенность всего человеческого рода была внедрена в жизнь Бога.
Иисус — вечно рожденный сын, но Он не был сотворен Отцом. Давайте вернемся к этому. Итак, у него нет начала, нет происхождения, Он не творение. Как говорит нам символ веры, Он рожден, а не сотворен. В Своем воплощении 2000 лет назад Иисус вступил во время и пространство. Он шагнул в творение. Он опустошил Себя, вошел в наше разбитое человечество и стал Человеком.
Опять же, Он не лишил Себя божественности, Он все еще был полностью Богом, но Он отбросил многие колокольчики и свистки, с помощью которых мог бы управлять. Он вошел в мир, стал полностью человеком, но Он не СТАЛ Сыном Божьим. Он всегда был Сыном. Он вечный Сын, не имеющий начала. Он не является сотворенным существом. Он Сам Творец, через Которого все было сотворено. Он прежде всех миров. Свет от света. Бог истинный от Бога истинного. Иисус вечно вытекал из Своего Отца, не имея начальной точки.
Как говорит нам автор послания к Евреям, Он есть сияние славы Отца. Также и некоторые ранние отцы Церкви, еще до Никеи, сравнивали Иисуса со светом солнца, который постоянно исходит от солнца и не может быть отделен от него. Точно так же Иисус постоянно исходит от Отца как Слово Отца, как логос, сама логика, рифма и разум Самого Бога, точный образ, природа и подобие Отца. Потому что в точности каков Отец, таков и Иисус Христос, вечный Бог, суверенный Сын.
Не существует какого-то другого измерения Бога, какой-то темной стороны Бога, скрывающейся за спиной Иисуса, которую вы не можете увидеть. То, что вы видите в Иисусе, — это все, что можно понять о Боге, Он есть все. Касательно того, чтобы использовать образ солнца и света, — это был своего рода досимвольный способ объяснения отношения Иисуса к Отцу, — сияние Отца, свет, исходящий от солнца.
Даже эта образность, как и любая метафора, разрушается. Например, Иисус не похож на солнечное пятно, на те взрывы, которые выходят из Солнца, но затем просто поглощаются им обратно. Наверное, вы видели такие изображения поверхности Солнца. Именно так представители движения "Нью-Эйдж" пытаются объяснить Иисуса. Как будто Бог производит как бы поток энергии, похожий на Него, а затем этот поток просто поглощается обратно в безликого, безымянного Борга.
Лучше всего суть раскрывается через отношения Отца и Сына, потому что здесь есть две личности. Когда мы говорим об Отце и Сыне, важно отметить одну вещь — один не был прежде другого. Когда мы говорим об отношениях Отца и Сына, мы говорим о ролях, которые вместе с Духом наилучшим образом определяют природу отношений личностей Божества. Отец всегда является Отцом, потому что Он всегда был Отцом Сына, а Сын является Сыном, потому что Он всегда был Сыном Отца. И поэтому есть очень важная концепция, которую вам нужно понять, она называется "вечное рождение", вечное рождение Сына.
Друзья, это безумие, как много христиан этого не понимают. Иисус начал Свой путь не в первое рождественское утро. Он вечный Сын, одна из трех бесконечных личностей Троицы, ставший человеком в первое Рождество. Никогда не было такого, чтобы Отец был, а Сын не был. Так что здесь аналогия даже человеческих отношений достигает своего предела. Например, было время, когда я, Джон Уинстон Краудер третий, был до 2001 года, когда моего сына, Джонаса Краудера, не было. Так что эту человеческую аналогию рождения нельзя дословно перенести на отношения Божества, потому что все три Лица Троицы одинаково вечны.
Воплощение Иисуса также не предполагает какого-то изменения в Боге, где Бог изменился в воплощении. Сын извечно решил стать человеком, чтобы выразить полноту того, кем Он является для человечества в течение вечности, прежде чем Он сделал это две тысячи лет назад. Поэтому, когда вы видите Иисуса, вы видите, как Бог выглядел всегда, вот к чему я подвожу.
Иисус — это не какое-то изменение, в котором Бог превращается в милого парня. Он всегда был похож на Иисуса. Он был logos incarnandos, — Словом, которое станет плотью, задолго до того, как стал logos incarnantus, — Словом во плоти. Таким образом, Иисус был вечным Богом до рождения от девы Марии. И Он стал Богом и человеком одновременно с самого зачатия девой Марией, и это воплощение больше никогда не закончится. Никогда Его божественность не будет существовать отдельно от Его человечности, это просто взрыв мозга.
Поэтому, говоря, что Он рожден, мы ни в коем случае не утверждаем, что у Иисуса была точка начала. Он со-вечен с Отцом в единой Божественной природе. В отличие от еретика Ария, который говорил, что было время, когда Иисуса не было. Все дело в том, что роли Отца и Сына определяли их ОТНОШЕНИЯ. Но опять же, рождение Иисуса не означает, что у Него было начало. И именно поэтому Церковь продолжает это разъяснять, и это конкретно изложено в символе веры по этой причине.
В дальнейшем мы будем разъяснять вечное поколение Сына, вечное рождение Иисуса. Слово «рождение» говорит об отношении к Отцу. Оно применяется НЕ для обозначения отправной точки, подытожим мысль. Опять же, в человеческих отношениях у ребенка есть точка начала, поэтому нам легко перенести эту человеческую концепцию, эту антропоморфную концепцию, на Бога. Но дело не в этом. Дело в том, что здесь используется семейный язык отношений Отца и Сына. Это не значит, что Отец был во времена до Иисуса. Я просто пытаюсь повторить это несколькими способами, чтобы мы поняли это, потому что это очень важно.
Мой друг Бобби Гроу говорит об этом так: "Когда мы слышим выражение "Рожденный" о Сыне, мы должны сначала осознать, что мы вплотную подошли к тайне, мы подошли к абсолютности Бога, Который по Своей природе не поддается социальным аналогиям.
Поэтому даже наши семейные человеческие отношения являются отражением Троицы, но они не могут полностью охватить Троицу. Мы не можем проецировать на Бога свои рассуждения, потому что наши аналогии неудачны. Главное, что здесь нужно помнить, — Сын не был порожден актом воли Отца. Он сын из существа Отца. Он не вышел из Отца как нечто отдельное. Он существует в Отце, а Отец — в Нем.
Также позвольте привести вам слова Григория Назианзина, который присутствовал на Никейском соборе и был секретарем. Он говорит: «Иисус, Господь и Бог, в той мере, в какой Он есть сила и премудрость Божия, родился от Отца прежде всех времен, или лучше сказать, потому что Он не начинал и не прекращал рождаться».
— Теперь попробуйте понять это.
«Давайте более точно скажем, что Он был вечно рожден, но мы не можем сказать, что Он вечно рождается, как будто Он кажется несовершенным, как будто Он не до конца родился, как будто Он постоянно рождается, и это делало бы Его несовершенным», — говорит Григорий. «В сущности, поскольку известно, что Он и вечен, и совершенен, скажем так: и вечен, и рожден».
И это еще не все, я не буду вдаваться во все подробности. Давайте двигаться дальше. Надеюсь, вы это поняли. Мы можем позже ответить на вопросы по этому поводу, если я не прояснил этот момент в своих семи попытках. Давайте вернемся к языку, который употребляется в символе веры, потому что мы даже не добрались до самого важного пункта. Нам просто нужно сделать этот чрезвычайно важный вывод, что, когда речь идет о границе между творением и Творцом, Иисус явно находится на стороне Творца.
Эту истину и вколачивают здесь: Бог от Бога, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного. Самый важный вопрос, который мы можем задать от имени Иисуса: «Кто, вы говорите, есть Я»? Мы чтим божественность Христа устами, но я убежден, что в сегодняшней Церкви... опять же, я не пытаюсь поносить Церковь, я хочу, чтобы Церковь была евангелизирована.
Мы проводим воскресенья, обучая лайфхакам и произнося ободряющие речи, но как проповедники, так и прихожане сидят, не имея самого элементарного понимания. Они думают, что Иисус — это младший по рангу, который пришел принять расправу по воле высшего, более святого божества. Как будто Иисус — это некий полубог, откупивший нас от гнева отца, а не Сам Бог, пришедший лично, чтобы исцелить нас от саморазрушения, поглотив наш извращенный человеческий гнев.
Мы не можем рассматривать Иисуса как Божьего мальчика для битья. Он есть автор всего сущего. И люди не понимают ту ясность и якорь радости и безопасности, восторженное удивление, которое несет в нашу жизнь простота твердого основания, что Иисус на самом деле есть Бог всемогущий. И всемогущий Бог в Иисусе полностью стал человеком.
Я понимаю, что иметь подобное вероучение нам кажется в какой-то степени чуждым, как я уже говорил, мы не делаем вероучений. Но много веков назад, если взглянуть на простых людей, у них не было верований... То есть, простите, у них не было книг, у них были вероучения, но книг у них не было.
Символы веры использовались в Церкви в литургии, их произносили вслух, их заучивали наизусть. Символ веры произносили каждое воскресенье. Это было все равно что загрузить в свою голову Библию. Это был способ собрать воедино то, что все Писание говорит о Боге. У них ведь не было приложений для iPhone, но можно было загрузить истину в свой мозг в форме символа веры.
Библии в церквях приковывали цепями не для того, чтобы люди их не читали. Это делалось для того, чтобы люди не могли их украсть. Когда все переписывается вручную, Библия стоит астрономически дорого, у людей просто не было Библий. Таким образом, вероучение — это вся полнота того, что говорит Писание в концентрированном виде.
Перейти к седьмому уроку.
Этот курс в полном формате с тестами, а также другие курсы Джона Краудера можно найти в школе imhos.