Найти тему
imhos

Модуль 2 Урок 7 Омоусиос

Это седьмой урок второго модуля "Никейский символ веры" курса христологии от Джона Краудера. Первый урок здесь. Курс состоит из 12 модулей.

Помните, что все Писание указывает на Иисуса. Наша культура сегодня более визуальная, чем устная. Люди не тратят время на запоминание, вы же все равно можете погуглить, что нужно. Возможно, в конце, если вы захотите, и если у нас будет время, я могу расстрелять вас из пулемета целой кучей мест Писания. У меня есть списки стихов, на которых основан символ веры, но я не хочу сейчас вдаваться во все это. Сейчас я хочу подробнее остановиться на смысле, потому что каждое слово в этом символе веры взято из Писания. За исключением одного слова, которое было введено здесь впервые, слова, которое не взято из Писания, но на котором держится вся христианская вера.

Это одно слово из вероучения о том, что Иисус омоусиос — единосущный Отцу, единосущный Богу, той же природы, что и Отец. Это был самый большой удар по арианству, которое утверждало, что Иисус был только творением. Ранняя Церковь не создавала Христа как Творца. В первой главе Бытия Бог своим словом вызывает творение к существованию. В первой главе Иоанна мы видим, что Иисус есть слово. Слово есть с Богом, и Слово есть Бог. Итак, настоящим ударом во всем вероучении является эта короткая фраза о едином существе, единой сущности, единой субстанции с Отцом, которая на греческом языке звучит омоусиос.

Ариане же боролись за другой термин. Они хотели считать Иисуса омиусиос — субстанцией, близкой Отцу. Ну, Он не совсем омоусиос, Он ом-иии-усиос, типа похож на Отца. Ариане могли согласиться со многими пунктами вероучения. Единородный, — окей, можем это принять. Прежде всех миров, — хорошо, можем найти обходной путь, лишь бы Он оставался творением. Бог от Бога, Свет от Света — ну, вы загоняете нас в угол, но мы можем мысленно обойти это, Он в некотором роде божественен. Но когда дело дошло до этого слова, омоусиос, это было уже слишком. Это делает Иисуса Богом. Они не могли это переварить, поэтому не хотели этого слова.

Ариане говорили, что Иисус был Спасителем, Он был Сыном Божьим. Он был первородным во всем творении. Ирония в том, что ариане даже поклонялись Иисусу, как сегодня это делают евангелисты, но они не верили, что он был полностью Богом. По сути, они считали, что Иисус был лишь высшим из всех творений, но не самим Творцом. И Афанасий указывал, что если Иисус не является полностью Богом, то Бог не спасает. А если Иисус не является полностью человеком, то человек не спасен.

Афанасий также отмечал, что ариане все еще поклонялись Иисусу, хотя и не верили, что он Бог. И вот он говорит: "Слушайте, ребята, вы лицемеры и идолопоклонники. Потому что, если вы не верите, что Иисус — Бог, тогда почему вы вообще поклоняетесь Ему"?

Обо всем этом и о том, как это происходит сегодня, написано много. О сегодняшней ситуации можно много говорить, потому что такая большая ересь, как арианство, не исчезает в одночасье, друзья мои, она просто видоизменяется. Она развивается, меняется со временем, и вот... здравствуй, современный евангелизм. У вас все еще есть большой БОГ, водруженный на небо, который на самом деле не похож на Иисуса Христа. Но давайте двигаться дальше. Мы пройдем через весь символ веры, а на следующей неделе вернемся к этому и рассмотрим более практически, как наши западные церкви сегодня все еще полны арианства.

Перейти к восьмому уроку.

Этот курс в полном формате с тестами, а также другие курсы Джона Краудера можно найти в школе imhos.