Это первый урок второго модуля "Никейский символ веры" курса христологии от Джона Краудера. Первый модуль здесь. Курс состоит из 12 модулей.
Друзья, сегодня будет весело, это одна из моих любимых тем для разговора, особенно когда мы погружаемся в христологию, потому что сегодня мы будем говорить о Никейском символе веры. И чтобы вы понимали, вероучение — это, очевидно, изложение веры. В истории Церкви есть много вероучительных утверждений, которые говорят нам о природе Бога.
Но, говоря о главном символе веры, едином утверждении, которому верны христиане всех течений, мы имеем в виду Никейский символ веры, точнее, Никео-Константинопольский символ веры, его единственную, окончательную версию, о версиях мы немного поговорим позже.
Символ был составлен грекоязычными отцами Церкви на Ближнем Востоке, на территории современной Турции в четвертом веке, и был сформулирован с очень конкретной целью и задачей. Этой целью было противостать язычеству, проникавшему в то время в Церковь, а конкретнее, выступить против ереси арианства, отрицавшей полную божественность Иисуса Христа.
Арий был пресвитером в Александрии, в Египте, и он утверждал, что Христос не был полностью Богом. Арий сказал, что Христос был просто сотворенным существом. Конечно, Иисус был спасителем мира, Он был сыном Божьим, Он был высшим из всех творений Божьих. Он даже обладал некоторой степенью божественности. Но, если провести черту между Творцом и творением, Арий точно сказал бы, что Иисус был на стороне творения, а не Творца.
Известно заявление Ария, что было время, когда Христа не было. Для Ария Иисус имел начало, Он не был Самим Творцом. Теперь давайте кое-что поймем о культурном контексте и общем мировоззрении раннехристианской эпохи, которое все еще сильно просачивается к нам сегодня, в двадцать первом веке. Это особенно заметно здесь, на Западе, — в Европе, в Америке, в Австралии — во всем современном англоязычном мире.
Церковь родилась в грекоязычном эллинизированном мире с сильным греческим философским мировоззрением, называемым дуализмом. Дуализм, как некоторые из вас, вероятно, знают, означает мышление разделения, так мы можем его описать. Дуализм — это хлеб с маслом философов — Платона, Аристотеля, стоиков, Птолемея. Вы знаете, наука была основана на Птолемее в течение тысячи лет. Итак, дуализм — это идея разделения между материальным и духовным миром, разделение между видимым и невидимым.
Например, разум против материи или физический мир в сравнении с эфирным, небесным. Материя и невидимое, небо и земля, Бог и человек. Мир идей и конкретный материальный мир, — есть очень много аспектов того, как это работает. Это играет роль в том, как мы думаем о добре и зле, свете и тьме.
И в мире существует двойственность, но дуализм разделения утверждает, что есть разделение, и американское Евангелие начинается с этого ошибочного представления. Например, идя евангелизировать, вы всегда начинаете с идеи, что люди отделены от Бога, вам нужно прийти к Иисусу или принять Иисуса внутрь себя. Это отрицает саму суть воплощения. Но давайте не будем забегать вперед, у нас будет время разобраться в этом позже. Хорошо.
Я говорю о том, что это все еще огромная проблема сегодняшней Церкви, вот я о чем. Тело — плохо, дух — хорошо. Небо — хорошо, земля — плохо. Мы отдельно рассмотрим тему дуализма через несколько занятий. Но в греческой философской космологии (о том, как устроена вселенная), для греков, особенно для неоплатоников, то есть людей, превративших Платона в религию, проще говоря, все когда-то было первозданным духом. И у греков была некая концепция падения человека, в которой мир пал, но все пало от эфирного бесплотного состояния духа, и деградировало до состояния физической материи, ощутимой материи.
Потрогайте себя руками. Утверждалось, что физический мир — это все некогда совершенное духовное, но оно пало и оказалось запертым в конкретной материи.
Подумайте о том, что каждый гуру Нью-Эйдж и многие харизматические учителя говорят о том, что вы должны осознать себя духовным существом. Нужно эволюционировать в некую духовную нематериальную вещь. Посмотрите на харизматов, они хотят, чтобы вы постились, чтобы избежать своего тела. Этот раскол между физическим и духовным является сердцем почти каждой христологической ереси. Кто-то либо скажет, что Иисус не совсем Бог, либо что Он Бог, но не совсем человек, человек и Бог не могут пересекаться, а тем более быть в одной упаковке, в одном человеке Иисусе Христе.
Теперь вы понимаете, почему это было глупостью для греков? Поэтому ни один евангелист не знает, как проповедовать Евангелие, не говоря всем с самого начала, что они отделены от Бога. Вы должны произнести магическую молитву, чтобы преодолеть этот разрыв. Поэтому в каждой ереси есть либо умаление божественности Иисуса, либо умаление человечности Иисуса, либо неправильное соединение этих двух начал, в котором каким-то образом одно отрицает другое.
Но воплощение Иисуса выбивает из-под дуализма почву. Не ваша молитва преодолевает разрыв с Богом, с христологической точки зрения, Он есть мост. Вне Иисуса нет ничего, все существует в Нем. Итак, повторюсь, на сегодня это, по-прежнему, самая большая проблема западной Церкви, и она лежит в основании нашего мышления, отделяя духовность от нашей естественной жизни.
Поэтому, неудивительно, что у нас так много проблем. Многие люди пытаются участвовать в духовной гонке, не зная даже, как быть настоящим человеком. Так что ариане, как и многие другие греки с дуалистическим мышлением, не могли принять Бога, ставшего человеком, это не вписывалось в их мировоззрение. Они говорили, что Иисус был просто сотворенным существом.
Перейти ко второму уроку.
Этот курс в полном формате с тестами, а также другие курсы Джона Краудера можно найти в школе imhos.