Найти в Дзене
WildWay

Поморье: удивительное рядом. Весёлое новогодие продолжается!

Предыдущая часть: Поморье: удивительное рядом. Малые Корелы и веселого новогодия!

3 января. День начала Весёлого Новогодия. Всё началось в самом сердце ночи, когда пронзительный звук пожарной сигнализации разрезал тишину, будто предвестник приключений, что ждали нас впереди. Затем нас ожидала прекрасная прогулка по живописным Малым Корелам. А потом дальше в путь! А путь наш лежал в село Ломоносово, колыбель великого учёного Михаила Васильевича Ломоносова.

Ледовых переправ много, очень много
Ледовых переправ много, очень много

Зимний Север воплощает в себе уникальную красоту и необычайную практичность, предлагая нам не только завораживающие пейзажи, но и удивительно эффективные способы передвижения. В нашем мире, где мосты — редкость, а дороги часто оставляют желать лучшего, зимники и ледовые переправы становятся жизненно важными артериями, связывающими удалённые уголки с остальным миром. Вот и тут маршрут от Малых Корел до Ломоносова по асфальту 110 км через Архангельск, а через ледовую переправу всего лишь 68 км. Несложно догадаться, каким маршрутом мы двинулись.

Первая ледовая переправа
Первая ледовая переправа

Сквозь заснеженные просторы, навигатор вскоре привёл нас к первой в этом году ледовой переправе — символу зимних приключений. Меня, правда, немного смутил знак про 2 тонны, но тут больше привычка перестраховываться: Оранжевый-то весит всё 3,5 тонны. Это я про Соболь, если что. На всякий случай достал СТС, посмотрел на написанные 2157 кг и понял, что волноваться не о чем. Мороз, крепкий и непоколебимый, лишь добавлял уверенности в надёжность льда под колёсами. Вжих! И мы на острове, осталось всего лишь проехать сквозь остров и пересечь рукав Северной Двины.

Однако, впереди нас ждало нечто, о чём я не подумал заранее. Этот нюанс внесёт в наше путешествие новый поворот, напоминая, что каждое приключение непредсказуемо и что на каждом шагу нас могут ждать сюрпризы, проверяющие готовность к неожиданностям.

Все по серьёзному
Все по серьёзному

Так вот. Ледовые переправы стоят одни компании. Дороги обслуживают другие компании. На остров ведут две таких переправы, каждая в свою деревню — одна со стороны правого берега, другая со стороны левого берега.

Дорога от ледовой переправы до каждой деревни есть. Однако перемещение между деревнями на острове, чтобы достигнуть второй ледовой переправы, оказалось не таким простым, как можно было предположить. Хотя на картах эта дорога обозначена и кажется вполне проходимой, да и навигатор построил нам по ней маршрут. А по факту небольшого отрезка в 2 километра нет: реальность внесла свои коррективы в наши планы.

Веселое занятие
Веселое занятие

Поездка по укатанному снегу, который казался надежной дорогой, внезапно прервалась. «Бух!!!» — и Dargo провалился в наст. Этот момент стал небольшим откровением: последние двести метров, которые я принимал за дорогу, на самом деле были лишь иллюзией, созданной укатанными следами снегоходов на целине. Все же белое и разница из машины почти неуловима.

Это лишь еще раз сказало мне о непредсказуемости путешествий по зимнему Северу, где каждый шаг может превратиться в испытание и каждый поворот скрывает в себе новое приключение. Такие моменты заставляют ценить каждое мгновение пути и учат гибкости и умению адаптироваться к изменяющимся условиям. Хотя я часто не сразу осознаю их важность для себя…

А Весёлое Новогодие обрело новый оборот, ведь задача "откопай Dargo из снега" превратилась в нечто большее, чем просто неудача на дороге. Вокруг никого и мороз -30°C. Началась игра, наполненная азартом и смехом, где холод оказался не врагом, а скорее союзником, добавившим остроты ощущений. Ведь, усердно работая лопатой, можно было на него и не обращать внимания — от упорного труда становится жарко, даже в такие морозы.

Тут еще дорога, а потом только снегоходный наст
Тут еще дорога, а потом только снегоходный наст

Прошёл час, а может быть, и больше, в процессе освобождения автомобиля. Заодно нам удалось точно выяснить, действительно ли дорога впереди исчезает, и развернуться обратно. Время ускользало незаметно, а задача успеть до закрытия музея Ломоносова, который работает до 17:00, становилась всё более актуальной. Мечта же о посещении Краеведческого музея в Архангельске уже показалась далёкой и почти недостижимой.

По льду накатались сразу же!
По льду накатались сразу же!

Я люблю все по плану, но, как многие считают, что может быть лучше, чем непредсказуемость пути и неожиданные повороты в путешествии? Возвращение на ледовую переправу, последующий путь по асфальту, зимним грунтовым дорогам и вновь пересечение Северной Двины на льду превратились в запоминающееся путешествие. В итоге, вместо запланированных 68 км мы преодолели 150 км, потратив на путь на три часа больше! С другой стороны, именно такие моменты делают путешествие по-настоящему незабываемым, наполняя его весельем и истинными приключениями. Только почему-то у меня глаза в кучку от такого…

Стела
Стела

Трасса М8 Москва — Архангельск называется «Холмогоры». И чтобы попасть в Ломоносово, в любом случае проезжаешь именно село Холмогоры.

Холмогоры играют значительную роль в истории России, занимая особое место как в экономическом, так и в культурном развитии страны. Расположенные на берегу Северной Двины, они не только превратились в первый административный и военный центр Двинской земли, но и обрели статус первого морского порта в государстве, став значимым узлом связи между Россией и Европой.

История Холмогорского порта начинается в эпоху, когда Россия стремилась активно развивать морские торговые пути. Этот порт стал отправной точкой для торговых караванов, направлявшихся в Европу, и играл ключевую роль в развитии международной торговли. Первый караван русских торговых судов, отправившийся из Холмогор в Данию в середине XVI века и гружёный хлебом, символизирует начало новой эры в истории российской экономики.

Выбор хлеба в качестве груза для первого каравана не случаен. В те времена хлеб был не только основой питания, но и важным товаром для торговли. Россия, обладая обширными плодородными землями, могла производить хлеб в больших количествах, что делало его экспорт выгодным. Также хлеб играл важную роль в питании населения большинства европейских стран, поэтому спрос на него был высок. Экспорт хлеба позволял России не только получать прибыль, но и устанавливать и укреплять торговые связи с другими странами, способствуя экономическому росту и международному влиянию.

Таким образом, Холмогоры и их порт стали важным звеном в сети международных торговых путей, открывая России путь к участию в глобальной экономике и культурном обмене.

Классная карта, я по ней теперь много что изучаю
Классная карта, я по ней теперь много что изучаю

А далее перемещение административного и портового центра из Холмогор в Архангельск в начале XVIII века стало важным моментом в истории региона. Основание Архангельска, первоначально названного Новыми Холмогорами, и последующий перенос воеводской резиденции и порта в этот город сыграли ключевую роль в изменении статуса Холмогор. Это событие значительно повлияло на их дальнейшую судьбу, приведя к постепенному упадку важности Холмогор как торгового и культурного центра.

Упадок Холмогор усугубился с переездом архиепископа в Архангельск в 1762 году, что ещё больше уменьшило их роль в регионе. Потеря статуса города в 1925 году и разрушение значительной части архитектурного наследия в советский период лишь подчеркнули упадочные тенденции. Почти полностью был разрушен комплекс архиепископского двора на «городке»: 6-столпный Спасо-Преображенский собор (1685—1691), колокольня (1683—1685), двухэтажные архиерейские палаты (1688—1691), храм Двенадцати Апостолов (1781—1782). Начали восстанавливать, но на сейчас реставрация отложена, и леса разобраны. Руины.

В дополнение к этим событиям организация концентрационного лагеря в Холмогорах в 1920 году добавляет тёмную страницу в историю места. Жуткие воспоминания выживших и сбежавших из лагеря напоминают о трагических моментах прошлого, которые невозможно забыть, даже находясь в современных условиях, когда ты сытый, в теплой одежде и внутри машины.

Современные Холмогоры, несмотря на своё богатое историческое прошлое, представляют собой место с ограниченным количеством достопримечательностей для посещения. Стела с годом 1138, вызывающая интерес и споры среди историков относительно отсутствия прямой связи Холмогор с новгородским Ивани-Погостом и официальной даты упоминания поселения, исторически подтверждённая дата упоминания поселения Колмогоры находится между 1328 и 1340 гг., стоит как напоминание о длительной и сложной истории региона.

Но зато село увековечено в названии трассы, что тоже заставляет любопытного путешественика изучить вопрос.

Красиво сделано
Красиво сделано

И вот мы наконец в Ломоносове, родине великого русского учёного. Наш маршрут, хоть и оказался длиннее и сложнее запланированного, привёл к цели, обогатив забавным опытом, который точно будет вспоминаться еще долго.

Именно тут родился и вырос Михаил Васильевич Ломоносов. Здесь его малая родина. Правда, тогда это была деревня Мишанинская, позже была упразднена и вошла в состав деревни Денисовка, и потом уже переименована в Ломоносово. Моста в Ломоносово с Холмогор нет — летом паром, зимой ледовая переправа. Прямо путешествие не только через пространство, но и сквозь время. Скорости передвижения только намного быстрее. 5 минут по льду, и мы в очень красивом месте! Ну, во всяком случае, мне так показалось. Вот такую историческую карту встретил впервые! Очень необычно. Правда, детально я её изучил уже на фото, что-то долго на улице не стоялось, хотя были и одеты очень тепло.

Не знаю, как выглядит село летом (как минимум до парома грунтовка, а сейчас прекрасная снежная дорога), но зимой всё очень красиво. Зимний пейзаж Ломоносова, с его белоснежным покровом, чистотой и уютом, создает особую атмосферу, делая посещение этого места незабываемым.

Музей оказался весьма забавным местом, и вот почему.

Основной элемент музейного комплекса – это квадратный пруд. Возможно, он является последним физическим следом или же тщательно воссозданным элементом, связанным с местом рождения Ломоносова. К сожалению, больше никаких исторически значимых элементов здесь не обнаружено.

Забавные часы работы
Забавные часы работы

Что касается времени работы, то музей открыт с 9 до 17 часов, с перерывом на обед с 13 до 14. Возникает вопрос: зачем открывать настолько рано, если до ближайшего населённого пункта, Архангельска, где располагаются отели, дорога занимает не менее двух часов? Особенно учитывая, что летом паром из Холмогор отправляется в 07:30, 09:30, 13:30 и 18:00. Кто будет его посещать в такое время, и почему он закрывается уже в 17:00? О перерыве на обед я предпочту умолчать.

Поразило отсутствие подписей к экспонатам. Буквально ни одного описания. Сначала я подумал, что это сделано намеренно, чтобы посетители заказывали экскурсии. Но когда мы попали на одну из них, рассказ оказался скучным и малоинтересным. Большая часть экскурсии была посвящена жизни Ломоносова в Москве и Санкт-Петербурге, что казалось неуместным, учитывая, что мы приехали узнать о его детстве и жизни в этих краях.

И, конечно, не могу не упомянуть туалет – это была настоящая "вишенка на торте". Удивительно, что он был обычным, а не просто полем, как во времена юности великого учёного. Это бы добавило определённой аутентичности. В конце концов, что за разница, идти ли вам в деревянный домик при -30 или в поле?

Удивительная техника
Удивительная техника

Однако в музее представлена обширная экспозиция Холмогорской резьбы по кости, что стало для меня настоящим открытием. Этот факт каким-то образом ускользнул от моего внимания, хотя именно это и является визитной карточкой села! Рядом с музеем находятся училище, где обучают резьбе по кости (до этого момента я даже не подозревал о существовании подобных учебных заведений), и фабрика, производящая изделия из кости. Причём фабрика легко находится, и у неё даже есть интернет-магазин! Изделия получаются великолепными, идеально подходящими для создания уникальных и запоминающихся подарков.

Именно это и делает село Ломоносово особенным! Как утверждается, это старейшая фабрика России, которая на протяжении более 400 лет передаёт традиции резьбы по кости от мастеров к ученикам, из поколения в поколение.

Такое открытие стало настоящим сюрпризом и доказательством того, что каждое место скрывает в себе гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Красота...
Красота...

P.S. Фотографии изделий фабрики я нашёл на сайте их интернет-магазина. Обо всём этом я узнал уже после возвращения домой.