Начало: Поморье: удивительное рядом. Доездинг.
3 января, в половину первого, мир моих снов был внезапно разорван на части. Что-то, словно из самого кошмара, взорвалось прямо у меня за спиной, издавая пронзительный крик, который мгновенно пробудил меня от крепкого, безмятежного сна. Шок был резким и ошеломляющим! Я вскочил, сердце мое бешено забилось, пульс мгновенно подпрыгнул с 47 до 90 ударов. Несколько вечных секунд я стоял, охваченный полной растерянностью, держа в руках телефон и пытаясь понять, откуда исходит этот дикий звук. И вот осознание: мой телефон не способен на такой ор! Мгновение – и я полностью проснулся, сердце колотилось, как бешеное, дыхание стало резким и прерывистым. Вокруг царила полная тьма, и воздух был наполнен громким, пронзительным воплем сигнализации. Затем – внезапная тишина, нарушенная лишь суровым мужским голосом, который объявил:
«Внимание-внимание! Сработала пожарная сигнализация. Лифты отключены, всем одеться и спуститься по пожарным лестницам на улицу…»
Возможно, точные слова были другими, но смысл именно такой. Следом раздался мягкий женский голос, который на английском языке повторил ту же самую инструкцию. Правда, на половине все отключилось, и до конца женский голос мы не дослушали. Почему русская версия была с голосом сурового мужчины, а английская – с голосом милой женщины?
В отеле 9 этажей и 164 номера, все до единого заняты, как, впрочем, и все места в Архангельске. На улице царил мороз в минус 30, а за дверью нашего номера раздавался непрекращающийся шум-гам и хлопанье дверей. Стоило ли одеваться и участвовать в этой ночной панике? Ведь, с одной стороны, это могло быть серьезно, но с другой – английское сообщение явно было прервано человеком. Неужели нужно было вступать в эту ночную гонку, одеваться и спускаться вниз, когда и так ясно, что это могла быть ложная тревога? Да и машина была на подземной парковке… В конце концов, как и предполагалось, за дверью явно несколько раз, перекрикивая друг друга, гости говорили:
«ЛОЖНАЯ ТРЕВОГА»
Пульс наконец успокоился, ничего надеть на себя мы так и не успели, и никакого другого умного решения не придумали: просто легли спать дальше.
Подъем в 5:30 был сложным. Очень сложным. Но зарядка сама себя не сделает, завтрак сам до пуза не добежит, да и планы на день были амбициозные. Надо, значит, надо. Хорошо, кофемашина с собой, и первую чашечку кофе я смог выпить еще до завтрака. Вернее, первые две чашечки.
Мой утренний завтрак дома невероятно прост и неизменен на протяжении многих лет: запаренные ржаные отруби, глазунья из двух яиц и двойной эспрессо. А в выходные позволяю себе блины/панкейки/сырники или глазунью с беконом. В путешествиях же я начинаю настоящий кулинарный разврат! В этом и заключается моя любовь к отелям с их восхитительными и разнообразными завтраками. Представьте: яичница, омлет, блинчики, бекон, а также фрукты, овощи и множество других искушений, которые вкусны, хоть и не всегда полезны.
Так вот. С отелем, в принципе, смешно. Заявлен он как 4-звездочный. Не самый крутой в Архангельске, но и не самый простой. Только во для четырех звезд на завтрак ожидаешь как раз вот всё, что перечислено выше.
Однако утром нас встретил сюрприз: ни бекона, ни омлета, ни глазуньи, ни блинов. «Ничего себе», — подумал я и задал вопрос одному из сотрудников: «чё за фигня?!».
«Без проблем», — быстро откликнулись они и приготовили мне глазунью. Вместо бекона правда подали обжаренную ветчину, но это было не так важно.
Интересно, что нигде не было уведомлений о том, что можно заказать яйца по особому запросу. Во Владимире, например, в отеле Амакс такая система работает безукоризненно, стоит объявление и готовят сразу для всех желающих, хотя там и омлет сразу для всех на мармитах.
Ира утверждает, что когда мне принесли яичницу, все вокруг решили, что я какой-то VIP-гость…
Удивительно еще то, что ни один сотрудник утром не упомянул ночной инцидент. Абсолютное безразличие. Ни простите, ни извините, ни уж тем более какого-нибудь презента каждому за такие нервы. Ничего! Вообще ноль. Не, я понимаю, что все узнали о существовании рабочей пожарной сигнализации. Но ложное срабатывание посреди ночи все же событие, требующее внимания и отработки с постояльцами. Но кого это волнует?
Поэтому, когда мы в -28 зашли на территорию Малых Корел и я увидел прекрасную мотивирующую надпись, то понял, что все нормально — так и должно быть:
ВЕСЕЛОГО НОВОГОДИЯ!
Великолепие русского деревянного зодчества удивляет и восхищает: в России насчитывается несколько десятков музеев, посвященных этому уникальному наследию. Среди них выделяется Кижи, как часто пишут: жемчужина Карелии. Но есть и другие не менее значимые музеи, такие как Витославлицы в Великом Новгороде, Семёнково в Вологодской области, Шушенское в Красноярском крае, а также Малые Корелы, расположенные неподалеку от Архангельска.
К таким музеям я отношусь с уважением и считаю, что они крайне необходимы. И удивителен тот факт, что в середине прошлого века в Советском Союзе прямо была программа по созданию музеев деревянного зодчества. Дерево — такая вещь, что конструкции из него в естественной среде редко живут более 100 лет. И сохранность деревянных храмов/домов в Карелии и в Архангельской объясняется очень просто: климат! В основном холодно, и происходит естественная консервация. А тут государственная программа по реставрации и консервации для сохранения. И неспроста.
В мире осталось всего около 20 деревянных зданий, датированных до 1500 года, и несколько сотен, относящихся к периоду до 1700-х годов. Это настоящие живые свидетели истории, каждое из которых уникально по-своему.
Среди самых древних деревянных сооружений в мире преобладают религиозные здания.
Например, в Японии находится знаменитая пагода и кондо в храмовом комплексе Хорю-дзи в Икаруге, Нара, построенные в 700 гг., где до сих пор сохранилось минимум 15% оригинальной древесины. Этот комплекс считается одним из старейших деревянных сооружений в мире.
В Норвегии расположены знаменитые ставкирки XII века, из которых наиболее известны Хопрейдарставкирке, Урнесставкирке (самая старая из сохранившихся, датируется около 1130 года) и Боргундставкирке. Эти уникальные деревянные церкви демонстрируют удивительное мастерство древних скандинавских строителей и их способность создавать величественные сооружения из дерева.
Что касается жилых домов, то самый старый деревянный дом в мире, датированный XI веком, находится на Фарерских островах и принадлежит Дании. Этот дом, расположенный в поселении Киркиубёур, до сих пор используется и является примером нордического деревянного зодчества тех времен.
В России же самый старый деревянный жилой дом находится в Угличе и датируется началом XVIII века. Он представляет собой типичный образец русского деревянного зодчества того периода и до сих пор занимает свое историческое место в городском ландшафте.
Особое внимание стоит уделить деревянным храмам России, возведенных до 1500 года. К таким редким примерам относятся всего ТРИ храма: два расположены (перенесены) в музеях под открытым небом и один стоит там, где и был построен – на своем историческом месте!
Эти деревянные здания не просто архитектурные сооружения; они являются хранителями истории, свидетельствующими о выдающемся мастерстве и традициях строительства разных эпох и культур.
Но вернемся к Малым Корелам.
Надо отметить, что они большие молодцы! 3 января работали, собственно, и 1 января тоже работали, что очень удивительно для бюджетной организации. Тут прямо порадовался. Как и порадовался активной культурной программе на всех днях праздников. На улице мороз – а Зайчики прыгали и веселили редких посетителей!
Сама территория и экспозиция, хоть и занимает 140 га, проходится быстрым темпом за пару часов. Ну или мы в -28 так быстро всё прошли. В тех домах, куда можно зайти, в любом случае не согреться. Кто ж будет топить русскую печь, а в половине домов еще и по-черному?
Но все организовано очень душевно и красиво. Реально много мельниц (сохранились только в музеях), и они красивые, и огромные, и малые. Классические северные дома-дворы: и бедного крестьянина, и середняка, и богатого. Уйма амбаров, бань и даже гумно с овинами (пришлось лезть в словарь, слова-то неупотребляемые: овин — сооружение для сушки снопов, гумно — для их обмолота). Время пролетает с пользой и очень быстро.
Подпортили впечатления только Чайные. Их тут 2 штуки — выпечки в них много, а чай лишь только из пакетиков. Не ожидаешь от Чайных отсутствие чая. Печалька…
В любом случае, сюда стоит приехать. Зимой — быстренько обойти, летом — погулять подольше. Посмотреть, послушать тишину, насладиться природой и, конечно, историей. А еще — просветиться чем-нибудь новым.
Так что приезжайте и детей своих привозите, им точно интересно будет!