Сразу после победы , когда в 1945м начали возвращаться домой мужчины, девочка впервые в жизни увидела настоящую куклу. Кукла эта , вместе с другими военными трофеями , привез своей дочке сосед по улице.
Потрясение, которое девочка испытала , увидев своими глазами иностранное изделие, словами описать трудно.
Просто у неё пересохло во рту , когда большеглазая нарядная красавица с косичками и атласными ленточками в блестящих волосах, вдруг закрыла большие глаза и пропела "Ма- а а".
Девочка не помнила , как она дошла домой по пыльной дороге. Пару раз она споткнулась , но босые ноги не ощутили боли . Она послушно набрала воды в таз по приказанию матери, заметившей сбитые до крови пальцы, и опустила ноги в воду. Потом наклонилась и вымыла кровь, смешанную с дорожной пылью. Взяла из рук матери чистую тряпицу и вытерла ноги насухо. Ступни она поставила на чистый гладкий камень , ожидая пока они окончательно высохнут.
- Мама ! Она живая.. - сказала девочка .
- Кто живая ? - обернулась мать.
- Кукла. У неё глаза закрываются , если наклонить . А еще она говорит : " Мама".
Девочка изобразила голос куклы.
- У неё настоящее платье и атласные ленточки в косичках.. - девочка мечтательно смотрела вдаль, не замечая ничего вокруг.
- Нет, дочь! Кукла живой не бывает.
- А эта живая ! - настаивала девочка.
С тех пор девочка просыпалась и засыпала с одним желанием. Ей нужна была кукла. Она спала и видела один и тот же сон. Под дождем бежали куклы. Маленькие и большие. Красивые и не очень . Они бросались врассыпную в поисках укрытия , но она успевала выхватить одну , спасая от дождя и просыпаясь в то же мгновение.
Сердце девочки сжималось от огорчения. Она хотела заснуть и подольше не просыпаться. Ведь во сне кукла была живая. Она могла говорить. Но как только девочка собиралась услышать её голос , сон заканчивался .
Наваждение длилось бы долго , если бы не приехал с фронта отец.
Вместо куклы в его чемодане лежала стопка фотографий красивых женщин , которые , по словам отца , хотели жить с ним всю свою жизнь.
Девочка увидела , как постаревшее за войну лицо матери словно превратилось в маску. Когда - то сиявшие бархатным светом глаза стали безжизненно - тусклыми . Она перестала улыбаться и замечать, что происходит вокруг.
Девочка со старшей сестрой договорились забрать у матери всю работу по дому. Мыли - чистили окна , натирали кирпичом половицы добела . Лишь бы вернуть улыбку , которая согревала их в тяжелые военные годы.
Девочка вертелась у матери на виду , пытаясь перехватить , помочь и утешить.
Как - то вечером мать подозвала девочку к себе.
- Вот . - сказала она. - Сшила тебе , доченька . - и протянула тряпичную куклу с нарисованными химическим карандашом глазами и ртом. - Только вот она без косичек.. - Мать смущенно улыбалась, понимая , что её кукла не идет ни в какое сравнение с той , иностранной.
Девочка взяла куклу из рук матери . Она смотрела и не верила глазам. Потухшее лицо ожило , глаза смотрели с нежностью и любовью. Девочка не смела дохнуть , так боялась , что лицо снова изменится и станет чужим. Она прижалась щекой к руке матери и сказала :
- Можно я её вечером возьму? Чтобы вместе с ней спать.
Лицо матери ожило окончательно . Она оглянулась по сторонам и сказала тихо:
- Какое же это сокровище!
- Где? - не поняла девочка, поискав взглядом.
- Такие дети, как мои .
Девочка больше не видела снов про куклу. Только много лет спустя , когда в роддоме ей сказали , что у неё дочь, она просияла, услышав , наконец, голос своей собственной живой куклы .