Найти тему
Пикабу

Туры в Беларусь. Художественный музей. Картина "Неравный брак"

Картину «Неравный брак», наверняка, знает каждый. Но вот что удивительно, картин таких две! В Москве и в Минске!

В Москве, в Третьяковке, и в Минске, в Национальном художественном музее. Московская и минская картины различаются между собой лишь цветовой гаммой. Минский вариант немного светлее. В Третьяковке – оригинал, в Беларуси – авторское повторение.

.
.

Во времена художника, автора картины, Василия Пукирева было обычным делом, когда богатые старики брали совсем молоденьких девушек, бесприданниц и сирот, в жены. В феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, который осуждал браки с большой разницей в возрасте. Однако даже этот указ не остановил сластолюбцев. Пукирев свою знаменитую работу написал в 1863-м. Но это не только реакция на общественное явление.

-3

Художник отобразил на полотне любовную драму своего друга, молодого купца Сергея Варенцова. Тот был влюблен в девушку, однако родители возлюбленной возражали браку. Родители отдали возлюбленную девицу за человека богатого и почтенного старше годами. Ни счастья, ни богатства неравный брак невесте не принес. Уже состарившись, одинокая вдова доживала свои дни в Мазуринской богадельне в Москве. В день бракосочетания самого Варенцова пригласили быть шафером. После венчания Варенцов, совершенно павший духом, приехал к Пукиреву и до поздней ночи изливал израненную душу. Художник настолько проникся драмой друга, что решил отобразить ее на холсте. Конечно, в живописи не обошлось без авторских додумок. Реальному жениху в той истории был всего 31 год, он был старше невесты на 13 лет. Но на холсте Пукирев решил добавить драматизма, и мастерскими мазками превратил жениха в плешивого старикана.

Картина вызвала ажиотаж сразу, как только ее разместили на выставке в Академии художеств. Успех был настолько огромным, что вчерашний выпускник Московского училища живописи тут же удостоился звания профессора Академии художеств. Картина отличалась от общепринятых тогда живописных канонов. В том числе и своими размерами. Персонажи изображены почти в натуральную величину - такого раньше не было. Детали прописаны ярко, выпукло и правдиво, что придает картине зрительный объем: герои словно живые, до которых можно дотронуться.

«Неравный брак» за 300 рублей приобрел коллекционер Александр Борисовский. Для Пукирева, бывшего крепостного, получившего вольную, это был хороший гонорар. Позже картину свозили в Париж на Всемирную выставку, где она также произвела фурор. А затем ее перекупил у Борисовского Павел Третьяков для своего собрания. Отвалил за шедевр 1, 5 тысячи рублей. По тем временам - целое состояние.

А точный список своего шедевра Пукирев создал в 1875 году - просто решил заработать на волне успеха. Ведь двумя годами ранее он по состоянию здоровья отошел от преподавательской деятельности, надо было на что-то жить. Стоит отметить, что «Неравный брак» стал единственным шедевром художника. Больше, как отмечают специалисты, он не создал ничего выдающегося. Пукирев продолжал заниматься живописью, но работы успеха не имели, и его материальное положение дошло до отчаянного. Он так и не обзавелся семьей, удача отвернулась, работы не находили покупателя. Пукирев запил, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на скромную пенсию и подачки друзей.

-4

В Национальный художественный музей Беларуси холст попал уже после Великой Отечественной войны стараниями его тогдашнего директора Елены Аладовой. Во время фашистской оккупации практически все собрание Художественного музея пропало. И Аладова собирала белорусскую коллекцию неимоверными усилиями.

Дошли слухи, что у знаменитой семьи дрессировщиков Дуровых есть копия «Неравного брака». Тогда толковали, что, вероятно, это работа кого-то из учеников Пукирева. Но Елена Аладова сразу предположила, что полотно и есть тот утерянный авторский список, о судьбе которого было ничего не известно, и отправилась в Москву. Директор предложила Дуровым продать картину, и те оказались не против. В тот же день она отвезла полотно в Третьяковку на экспертизу, где и подтвердили, что работа самая что ни на есть подлинная. Дуровы, узнав об этом, подняли цену в 10 (!) раз! В музее говорят, что деньги тогда собирали по всем белорусским предприятиям. Но в итоге шедевр попал в Минск.

Если будете в Минске, загляните в Национальный художественный музей. Здесь много выдающихся работ. Есть Шишкин, Айвазовский, Репин, Серов, Брюллов, Врубель, Саврасов, Суриков… Есть, конечно же, и белорусские художники, достойные вашего внимания.

Адрес Национального художественного музея: Минск, ул. Ленина, 20.

Время работы: понедельник-среда, пятница-воскресенье с 11: 00 до 19: 00.

Четверг с 13: 00 до 21: 00.

Вторник – выходной.

Входной билет 14 белорусских рублей (около 400 российских)

Принимают карты «МИР».

Пост автора olia1987.

Комментарии