16-летний Гриша не понимал, куда его везут. Мрачная комната в Холмогорах, в которой он жил с младенчества под охраной грозного майора Миллера, казалась ему теперь местом, где уютно и безопасно. Впереди - пугающая неизвестность. Что с ним будет дальше?!
Стражники, сопровождающие юношу, хранили гробовое молчание. От этого становилось еще тяжелее. Откуда заключенному было знать, что он не просто узник Григорий, а свергнутый в результате дворцового переворота император Иоанн VI Антонович?
Кому достанется корона
Маленький Ванечка родился в семье Анны Леопольдовны (племянницы действующей императрицы Анны Иоанновны) и принца Антона Ульриха Брауншвейг-Беверн-Люнебургского в августе 1740 года. Бездетная болеющая императрица Анна Иоанновна не хотела, чтобы после ее смерти к власти пришли потомки императора Петра I и решила закрепить династическую ветку за потомками своего отца Иоанна V. Для этого она составила завещание, в котором наследником престола объявила новорожденного Иоанна Антоновича, сына своей племянницы, а регентом при нем назначила своего фаворита Эрнста Бирона - герцога Курляндского.
Младенцы в XVIII веке могли умереть от любой хвори, независимо от их статуса и знатности, медицина-то была далеко не та, что сейчас, поэтому императрица зафиксировала в завещании следующий момент: если Иоанн погибнет, наследниками должны стать дети ее племянницы, которых она еще родит.
Догадывалась ли императрица, составляя такое завещание, что подписывает смертный приговор Иоанну и его близким? Бедный, бедный мальчик! За что ему так досталось в жизни?
Император на год
Анна Иоанновна скончалась, когда Иоанну исполнилось 2 месяца. В тот же день младенец был провозглашен императором Российской империи. Нонсенс по нынешним меркам, если представить, что президентом вдруг станет новорожденный малыш. Но для того и нужен был регент Бирон, который должен был править от имени ребенка до его совершеннолетия. Однако терпеть фаворита умершей императрицы на русском престоле гвардейцы не стали. Две недели спустя после воцарения Иоанна VI произошел дворцовый переворот, который возглавил фельдмаршал Бурхард Миних. "Бироновщина" закончилась: люди вздохнули спокойно. Регентшей при малолетнем императоре стала его мать Анна Леопольдовна.
Малыш Иоанн был очарователен. Пухленькие щечки, милое личико, большие добрые глаза - заслужил ли он то, что с ним случилось дальше?
Анна Леопольдовна в политике совершенно не разбиралась. Она почти сразу отдала все бразды правления фельдмаршалу Миниху, который сверг Бирона. Однако и Миних долго у власти не продержался. Его сменил граф Андрей Остерман. А год спустя, в результате очередного дворцового переворота (ох уж этот XVIII век - время постоянных переворотов!), к власти пришла дочка Петра I Елизавета Петровна. Преображенский полк, который помог ей прийти к власти, арестовал годовалого Иоанна VI, всех членов его семьи и регента Остермана. Императрицей Российской империи стала Елизавета. Свершилось то, чего так боялась Анна Иоанновна, подписывая свое завещание, - к власти пришли потомки Петра.
Что стало с узниками императрицы
После ареста Елизавета задумалась над тем, что ей делать с узниками. Личными врагами она их не считала и даже хотела выслать всю семью за границу. Но! Они представляли угрозу для короны. Попав в руки к нужным людям и заручившись их поддержкой, семейство законного императора вполне сможет осуществить новый переворот и тогда уже сама Елизавета окажется под арестом.
Выхода не было. Елизавета отправила Брауншвейгское семейство в Даугавгривскую крепость, а затем отослала их в Ораниенбург. Оттуда императора и его семью отправили в Холмогоры - почти на самый север страны, в Архангелогородскую губернию. Такие резкие изменения мест дислокации узников были вызваны угрозой заговора против Елизаветы. Один такой заговор, и правда, едва не осуществился.
В Холмогорах Анну Леопольдовну с мужем и детьми поселили в архиерейском доме, разлучив с Иоанном. Принц Антон Ульрих и Анна думали, что ребенка увезли. На самом деле все последующие годы ссылки он жил в одном доме с родителями, отделенный от них лишь плотной глухой стеной. От всего остального мира ребенок был отрезан полностью. Посещали его только стражники - майор Миллер и его помощник. Именно они стали называть Иоанна Григорием, чтобы он не узнал о своем царском происхождении.
Бедные Антон и Анна! Если бы они только знали, что их маленький сынишка, несчастный свергнутый император, находится всего лишь за стенкой от них! Они наверняка устроили бы бунт, напали на стражников, но вызволили ребенка из заключения!
Но они этого не знали и растили в тяготах ссылки других своих детей: Катю, Лизу и Петю, двое из которых родились в заточении. На пятом году ареста Анна Леопольдовна родила еще одного ребенка Алешу и скончалась. Елизавета Петровна приказала забрать ее тело и с почестями похоронить в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. Императрица даже всплакнула над телом усопшей - ей действительно было жаль регентшу-предшественницу, но на такую судьбу ее обрекла не она, а Анна Иоанновна, подписав то злосчастное завещание о престолонаследии. По крайней мере, таким образом Елизавета оправдывала свой поступок в собственных глазах.
Свергнув императора, Елизавета приказала изъять из оборота все документы и бумаги, связанные с его именем. Были уничтожены церковные записи и все книги, в которых упоминалось имя Иоанна. Вдобавок, у населения были изъяты монеты с изображением императора-младенца. Люди, не сдавшие монеты, объявлялись государственными преступниками. Новоявленная императрица постаралась уничтожить даже память о том, что младенец Иоанн когда-то сидел на престоле государства.
Заточение в Шлиссельбург
Когда Иоанну исполнилось 16 лет, его ждало новое потрясение. Елизавета Петровна решила, что заключения в Холмогорах для подросшего императора недостаточно. Раскрылся еще один политический заговор, целью которого было вернуть Иоанну VI империю. Хотя местонахождение императора тщательно скрывалось, юноша - не младенец и не иголка в стоге сена. И, рано или поздно, его обнаружат.
Если недоброжелатели Елизаветы его найдут, то ее власти придет конец. А это гибель всего, чего добилась за эти годы императрица! И ее погибель.
Юношу под надзором стражи перевезли в Шлиссельбург. После Холмогор это был настоящий ад. Он содержался в одиночной камере, в которой не было света. Спутником Иоанна стала глухая тишина, от которой он понемногу сходил с ума. Стражникам запретили показываться ему на глаза и говорить с ним. Впрочем, это только одна из версий заточения императора. По второй версии его били и сажали на цепь. Ну а по третьей, более реальной версии, которая подтверждается документами, император содержался в светлом помещении, обучился грамоте и постоянно проводил время с Библией, которая у него была. О своем происхождении Иоанн узнал в той же Шлиссельбургской крепости, но императором быть не помышлял, потому что понятия не имел, что это значит (сказались годы безлюдного заточения!), зато хотел служить Господу.
Какие славные добрые мечты!
Попытка освобождения закончилась провалом
Когда к власти в результате очередного дворцового переворота пришла Екатерина II, условия содержания Иоанна VI в крепости не изменились, но личная стража юноши получила тайный приказ ликвидировать императора в случае, если очередные заговорщики посмеют освободить его из заточения.
Когда Иоанну шел 24 год, подпоручик Василий Мирович, несший службу в Шлиссельбургской крепости, подговорил солдат освободить императора. Он подготовил фальшивый указ от лица императрицы, в котором было велено отпустить узника. Однако поручик Чекин и капитан Власьев, охранявшие Иоанна, просекли заговор и убили Иоанна VI прежде, чем Мирович смог этому помешать. Позже заговорщик был казнен, как государственный преступник.
Так завершилась жизнь несчастного мальчика, который стал императором в 2 месяца, а с года до 24 лет томился в заключении.
Невольно вспоминаются строчки из стихотворения "Узник" Александра Пушкина: "Сижу за решёткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орёл молодой..." Орел улетел на свободу.
Что стало с семьей Иоанна VI
Екатерина II не видела смысла держать отца Иоанна VI в Холмогорах. Претендовать на трон по завещанию Анны Иоанновны могли только его с Анной Леопольдовной дети. Поэтому она разрешила старику покинуть место ссылки и уехать на Родину. Однако принц Антон Ульрих отказался от предложенной ему свободы: без детей она была ему не нужна.
Под конец жизни он ослеп и умер в 1776 году. А два года спустя Екатерина Великая сжалилась над 4 оставшимися детьми Антона и Анны и отпустила их в Данию, которой правила сестра Антона Ульриха королева Юлиана Мария Брауншвейг-Вольфенбюттельская. Дети поселились в Хорсенсе и до конца своих дней получали из русской казны пенсию в размере 8 тысяч рублей на каждого члена семьи.
Но достаточная ли это была плата за смерть регентши Анны Леопольдовны, принца Антона Ульриха и императора Иоанна VI?
Как вы считаете, если не было бы завещания Анны Иоанновны, жизнь принца Антона Ульриха и его семейства сложилась бы иначе? И можно ли было изменить судьбу Иоанна VI?