Первые шаги в музыке и звукозаписи всегда сопряжены с трудностями выбора, сомнениями, переживаниями. Особенно, когда бюджет ограничен и речь идёт о приобретении первого микрофона. В этой статье мы постараемся ответить на несколько важных вопросов, которые практически всегда имеют место быть у начинающих музыкантов.
Для начала краткий экскурс в терминологию. Видов микрофонов немного - ламповые, конденсаторные, ленточные, динамические и электретные.
Конденсаторные и ламповые микрофоны используются в студийной звукозаписи повсеместно, поэтому уделим им особое внимание. Разница между ними заключается в том, что в первом варианте за усиление сигнала отвечает транзистор, а во втором - лампа. Собственно, это и отражается в цене - ламповые микрофоны всегда значительно дороже конденсаторных. Также, за счёт схемы предусиления в ламповом микрофоне, звук обогащается чётными и нечётными гармониками значительно больше, чем в конденсаторном. Поэтому ламповый микрофон звучит более “тепло”, насыщенно и плотно.
Динамические микрофоны активно используются в сценической и репетиционной работе. Они не нуждаются в фантомном питании, в отличие от вышеупомянутых собратьев. Также обладают меньшей чувствительностью, что позволяет их широко использовать в сценической деятельности. Устройство этих микрофонов представляет собой электрогенератор состоящий из диафрагмы, звуковой катушки и магнитов. Звук вызывает колебания воздуха и, как следствие, диафрагмы, закреплённой между магнитов, которые преобразуют механическое движение в электрический ток. Примерно тот же механизм используется и в ленточном микрофоне, вместо мембраны там используется тонкая гофрированная лента.
Электретный микрофон является подвидом конденсаторного с более упрощённой конструкцией и отсутствием требований к внешнему питанию.
Сфокусируем внимание на конденсаторных микрофонах. По характеристикам направленности выделяют кардиоиду, суперкардиоиду, гиперкардиоду, круг (всенаправленный микрофон) и восьмёрку.
Кардиоидные микрофоны захватывают основное количество сигнала перед собой и немного звука по бокам, не захватывая ничего позади микрофона.
Суперкардиода захватывает уже меньше сигнала спереди и сбоку от микрофона и намного больше — за микрофоном.
А гиперкардиоида - ещё меньше сигнала перед и сбоку микрофона и значительно больше звуков за микрофоном.
На начальном этапе простого кардиодного микрофона будет более чем достаточно.
По мембранным типам - узкомембранный и широкомембранные. Широкомембранные микрофоны хорошо подходят для вокала, лучше передавая объём голоса, узкомембранные часто используются для записи инструментов, в силу своей детализации.
По основным понятиям пробежались, теперь приступим к практическому выбору.
В первую очередь, определитесь, что вы собираетесь записывать и для каких целей вы приобретаете свой первый микрофон. Как правило, большинство людей рассматривают, в первую очередь, запись вокала. Для подобного рода записей вам потребуется конденсаторный микрофон с широкомембранным капсюлем. Исходя из минимального бюджета достойным вариантом станут МК-319 и МК-119.
Оба микрофона обладают очень качественной частотной характеристикой и обеспечивают достоверную звукопередачу.
Если рассматривать варианты подороже, то здесь фаворитом становится МК-117, МК-115 или ламповый флагманский микрофон МКЛ-5000 с переключаемой характеристикой направленности. МК-115 и МК-117 - широкомембранные универсальные конденсаторные микрофоны, незаменимы в записи вокала, речи, подкастов и инструментов.
При выборе микрофона для записи инструментов, стоит обратить внимание и на МК-012 - отличный узкомембранный микрофон с превосходной детализацией и сбалансированной частотной характеристикой. Этот микрофон можно приобрести в комплектации подобранной стереопары, что позволит записывать звук в формате стереозаписи.