Найти тему
СофтБаланс

Автоматизация процессов в Битрикс24 CRM: продажи, задачи, общение, согласование

Порядок в голове и на рабочем месте помогает быть эффективнее и лучше работать. Навести порядок в процессах помогает автоматизация. Она поможет решить следующие проблемы:

  • Ежедневная рутина. Повторяющиеся изо дня в день действия отнимают время и ведут к выгоранию сотрудников. Автоматизации рутины позволяет сотрудникам тратить больше времени на основные задачи;
  • Человеческий фактор. Занимаясь постоянно одной и той же задачей, сотрудник теряет бдительность и может допустить ошибку. Автоматизация сокращает такие риски;
  • Низкая скорость решении задач. Например, на согласование одного документа может уходить до трех рабочих дней. При автоматизации процессов задачи ставятся четко и быстро, что значительно сокращает время выполнения.

Что можно автоматизировать?

  • Процесс продажи – цикл взаимодействия с клиентом;
  • Механизмы общения с клиентами: сообщения, рассылки и так далее;
  • Постановку задач;
  • Внутренние процессы: согласование документов, ухода в отпуск, найма сотрудников и так далее.

Рассмотрим подробнее.

Автоматизация продаж в CRM Битрикс24

Какие блоки можно автоматизировать в продажах?

  • Коммуникацию с клиентами: CRM отправит письмо или SMS, назначит встречу, запланирует дело и напомнит о нем;
  • Работу с документами. Документы по шаблонам можно создавать автоматически в один клик, синхронизировать с 1C и отправлять на подпись прямо из CRM-системы.

Решать различные бизнес-задачи в Битрикс24 помогают роботы и триггеры.

Роботы – это заранее определенные шаги, которые должна сделать система.  Например, написать письмо, поставить задачу, сформировать шаблон и так далее.

Триггер – это условие, при котором должно произойти определенное действие. Например, когда поступил звонок, пришло письмо, заполнили форму на сайте – в этот момент срабатывает робот с определенным действием.

-2

Посмотрим на конкретном процессе.

В системе появляется новая сделка. Задача менеджера – каждому новому клиенту отправить сообщение в WhatsApp. Если клиент реагирует положительно и пишет ответ, то нужно прислать ссылку на оплату.

-3

Далее, если совершается оплата, то перевести клиента на новую стадию "Оплачено", отправить чек и уведомление об оплате.

Если оплаты нет, то клиент остается на стадии "Не оплатил", и с ним связывается менеджер.

Основные задачи можно автоматизировать за счет:

  • Роботов – отправка сообщений,
  • Триггеров: когда оплачено, то один сценарий, когда получено сообщение –  другой;
  • Кассы, подключенной в Битрикс24.

В результате происходит рост конверсии, а сотрудников требуется гораздо меньше. При этом клиент идет по стадиям продаж автоматически.

-4

Еще один процесс, который можно автоматизировать – автоматическое распределение заявок на менеджеров продаж. Битрикс24 собирает контакты в одном месте из разных источников: социальных сетей, мессенджеров, сайта. Систему распределения определяет руководитель:

  • Равномерно,
  • По очереди,
  • Одновременно всем, а заберет себе тот, кто успеет первым.
-5

Более того, можно исключить сотрудников, которые не активны сейчас в Битрикс24. Система позволяет отмечать начало и конец рабочего дня, и если сотрудник не нажал кнопку "Начать", то Битрикс24 будет учитывать доступность сотрудника и не распределит на него новые сделки, как если бы сотрудник был на больничном или в отпуске.

-6

Так автоматизация существенно экономит время и позволяет правильно распределить ресурсы.

Кроме того, CRM-система помогает автоматизировать процесс оплаты и может выполнять рутинные действия продавца:

  • Сформирует счет по нужной форме,
  • Вставит QR-код на оплату,
  • Автоматически отправит счет клиенту по e-mail, в чате или по ссылке в SMS,
  • Запишет информацию в сделку.
-7

Помимо счетов на оплату, в Битрикс24 можно генерировать любые документы автоматически или вручную:

  • Договоры,
  • Накладные,
  • Счет-фактуры,
  • УПД,
  • Доверенности,
  • Свои шаблоны документов.

Если клиент не подходит по стандартные условия, то шаблон можно скачать в формате .docx и внести правки. Однако всю рутинную работу проделает CRM-система, например, автоматически внесет в договор реквизиты и контакты.

Посмотрим на примере, как это может работать.

У нас есть бизнес-задача: менеджеру по сделке в стадии "Оплата" нужно выставить счет. Счет может отправляться клиенту автоматически, поскольку услуга типовая и регулярная, ничего нового делать не нужно. Однако нужно уведомить клиента о новом счете и получить оплату. После оплаты нужно автоматически поменять стадию на "Оплачено" и прислать уведомление сотруднику.

Решением задачи – роботы и триггеры.

Ключевой результат – экономия времени сотрудника. Так он может больше общаться с клиентами, выяснять и закрывать их потребности.

-8

Как это выглядит в Битрикс24? В системе появилась новая сделка по продлению подписки в стадии "Новая". В ней есть задача на обработку этой сделки.

-9
-10

При завершении задачи сделка переводится в стадию "Связь с клиентом" – нужно позвонить клиенту и выяснить, хочет ли он продлевать подписку.

-11

Когда клиент согласовал продление, то переводим его в стадию "Оплата". Здесь ключевое действие –счет, отправленный клиенту по нужной форме. Битрикс24 сделает это автоматически: CRM-система подготовит и загрузит счет в сделку.

-12

Система также создает задачу на контроль оплаты счета. Сам документ привязан к сделке в стадии "Новый".

-13

Посмотрим сам счет. Печатная форма индивидуальна под клиента: здесь указаны реквизиты, его услуга и текст, сформированный под него.

-14

Также клиенту автоматически отправилось письмо, в котором указано до какого числа нужно оплатить, когда заканчивается подписка, контакты менеджера и приложен файл счета.

-15
-16

Менеджеру остается ждать оплату и напомнить клиенту, если деньги не поступят. Однако напоминание также можно сделать автоматическим.

После оплаты счета сделка переходит в следующую стадию "Передача лицензий".

-17

В сделке появилась новая задача по передаче лицензий, а задача по контролю оплаты завершена автоматически.

-18

Таким образом, система Битрикс24 помогает менеджеру избавиться от ненужных действий и больше времени уделять общению с клиентами.

Автоматизация электронного документооборота в Битрикс24

Не так давно появился новый функционал – Битрикс24 Подпись. Он позволяет отправлять клиентам документы на подписание прямо из CRM-системы и вести здесь электронный документооборот. Подпись включена в стоимость тарифа Битрикс24.

Документы на подписание могут быть:

  • По вашему шаблону в формате DOC, PDF, JPEG или PNG. В системе вы ставите на них подпись и печать и отправляете клиенту в электронном виде;
  • Шаблонные документы, которые уже генерируются в CRM-системе.

В системе у документа есть:

  • Поле для подписи,
  • Область для печати,
  • Реквизиты,
  • Текстовые поля,
  • Поля, заполняемые по данным CRM-системы.

После заполнения документ отправляется на подписание клиенту по SMS либо по электронной почте. Процесс имеет юридическую силу: все документы система Битрикс24 хранит у себя на серверах с электронными подписями. Можно проверить, когда и кем документ был подписан.

После отправки документа на подпись в таймлайне системы можно посмотреть, на какой он стадии и что с ним происходит. Процесс максимально автоматизирован – все сообщения о ходе подписания попадают в историю работы с документом, менеджеру не нужно совершать никаких дополнительных действий.

Посмотрим процесс на примере.

В системе Битрикс24 есть раздел "Подпись". Создадим новый документ по кнопке "Подписать".

-19

Можно добавить готовый документ или сформировать по шаблону. Для примера возьмем шаблон договора в формате .docx – система сгенерирует текст автоматически.

-20

Выбираем контрагента, чтобы его данные попали в договор.

-21

Договору автоматически присваивается номер, дата. После этого идет заполнение дополнительных полей. На последней странице документа подставляются реквизиты и остается место под подпись и печать клиента, если это юридическое лицо.

-22

Если с документом все в порядке и его не нужно редактировать, то выбираем канал, через который отправим договор на подписание. В примере отправим на электронную почту.

-23

Сначала система отправляет исходящее письмо нашей стороне как первому подписанту.

-24

В системе договор находится на стадии "На согласовании".

-25

В то же время на почту пришло письмо. Здесь также указано, что документ юридически значим.

-26

Из письма можно открыть документ и подписать.

-27

Для подтверждения подписания приходит код в СМС или e-mail сообщении. После подтверждения документ будет подписан электронной подписью.

-28

При подписании через мобильное приложение вы или клиент можете сымитировать подпись пальцем на экране, чтобы разместить ее на договоре. Но в целом, в мобильном приложении и на компьютере все выглядит идентично.

-29

Также подпись можно включить в шаблоны автоматизации. Например, можно автоматически отправить документ на подпись, и как только он будет подписан, продолжить цикл работы с клиентом. Здесь триггер – когда документ подписан всеми сторонами, и робот - отправить документ. При этом если, например, документ завис на стадии подписания, то можно автоматизировать уведомления менеджеру для связи с клиентом.

Интеграция Битрикс24 и 1С

У Битрикс24 даже "из коробки" есть масса возможностей и механизмов для интеграции с программами 1С:

  • Синхронизация счетов с 1С;
  • Выбор контрагентов из 1С;
  • Реестр печатных форм;
  • Синхронизация с 1С в режиме в реального времени;
  • Универсальный конструктор интеграции с 1С;
  • Привязка смарт-процессов к любому справочнику 1С.

Посмотрим на автоматизированную интеграцию на практической бизнес-задаче:

  1. По новой сделке в CRM нужно создать заказ покупателя в системе 1С, например, в 1С:Управление торговлей;
  2. По заказу нужно сформировать печатную форму из 1С и направить клиенту;
  3. Направить клиенту счет и зафиксировать в CRM;
  4. Зафиксировать оплату в системе 1С.

Решение: роботы + триггеры + 1С:Бэкофис, который позволяет синхронизироваться с системами 1С. В результате автоматизации становится меньше ошибок из-за человеческого фактора, поскольку менеджеры не переносят данные между системами вручную.

Как это выглядит в Битрикс24? Создадим новую сделку, например, по продаже мебели и услуг. Выберем контрагента – он подгрузился в Битрикс24 из 1С.

-30

Дальше нужно выбрать товары, которые продаем клиенту. Справочник "Товары" в Битрикс24 – это справочник "Номенклатура" в 1С, они также синхронизируются. То есть все товарные позиции в Битрикс24 изначально были созданы в 1С.

-31

После выбора товаров в сделке появилась дело 1С "Заказ покупателя".

-32

При нажатии на гиперссылку прямо в Битрикс24 открывается интерфейс 1С сразу с нужным заказом покупателя. В нем автоматически заполнены контрагент, товары и цены, которые были внесены в Битрикс24.

-33

На следующей стадии "Разработка дизайн-проекта" нужно выставить клиенту счет. Он автоматически формируется в 1С и выгружается в Битрикс24.

-34
-35

Документ сразу можно направить заказчику, и это останется в истории сделки. Когда заказчик прочитает письмо, система это также отследит и отметит.

-36
-37

Допустим, что счет клиент оплатил. Проведем оплату в системе 1С поступлением в кассу.

-38
-39

Поступление в кассу означает оплату конкретного заказа покупателя, поэтому системы автоматически определит, что сделка тоже оплачена. Стадия заказа в 1С сразу же изменится на "В производстве".

В Битрикс24 настроен триггер: как только приходится оплата, то стадия сделки сразу меняется. Автоматически подтягивается документ о поступлении денежных средств в кассу – система его распознала как оплату и привязала к сделке. Никаких дополнительных данных вводить вручную не нужно.

-40

Автоматизация проектной работы в Битрикс24

В Битрикс24 можно автоматизировать работу с проектами и задачами, что сводит к минимуму усилия по работе с повторяющимися задачами и минимизирует количество ошибок, поскольку система:

  • Напомнит о задаче,
  • Сменит ответственного,
  • Отправит сообщение нужному сотруднику,
  • Поможет контролировать процесс выполнения задач.

Для различных действий при выполнении задач также можно настроить роботов и триггеры. У задач есть статусы, например, "Новая", "Выполняется", "Завершена". На каждом этапе можно задать дополнительные условия, что сделать системе, к примеру, написать клиенту или напомнить менеджеру о задаче.

Задачи также можно шаблонизировать. Если задачи одинаковые, текст и условия не меняются, просто нужно периодически что-то проверять, то можно создать шаблон задачи для Битрикс24. Его нужно сохранить один раз и затем в них автоматически уже будут заполнены наименование, описание и приложены нужные файлы.

Второй вариант – шаблонизировать регулярные задачи. Например, каждый месяц нужно готовить отчет. В таком случае достаточно сделать одну задачу и поставить повторяемость – каждое первое число месяца в 10:00.

Битрикс24 также поддерживает работу по скраму. Здесь есть все составляющие для удобной организации работы над проектом:

  • Скрам-команды;
  • Распределение ролей;
  • Бэклог;
  • Спринты;
  • Регулярные встречи;
  • Эпики;
  • DoD;
  • Стори-пойнты;
  • Фокусировка внимания;
  • Обсуждение задач.
-41

Автоматизация совместной работы

Бизнес-процессы в Битрикс24 позволяют реализовать процесс согласования документов, счетов на оплату, согласование отпуска и так далее. В системе есть визуальный редактор бизнес-процессов, где можно задавать различные варианты и создавать сценарии.

-42

Например, сценарий согласования договора:

1. Ответственный или автор запускает процедуру согласования договора и заполняет обязательные поля: название, дату, стороны договора и обязательно прикладывает текст.

-43

2. Автор добавляет согласующих договор сотрудников. Например, юрист, финансовый директор, коммерческий директор. Они получат задачи на согласование в нужной очередности. Если они захотят внести правки в документ, то можно учесть, чтобы следующие участники процесса получали обновленную версию.

3. В завершении процесса согласования договор надо записать в реестр, зафиксировать номер, дату и статус: "Согласован" или "Подписан".

В результате автоматизация сокращает время согласования и помогает создать единый архив документов, где можно посмотреть историю документа, его статус и версии.

Если типовые объекты и функции вам не подходят, то Битрикс24 дает возможность создать новые объекты, справочники, документы с помощью смарт-процессов, которые могут адаптироваться под различные процедуры.

Например, в системе нет документа "Заявка на расходование денежных средств". Но многие клиенты хотят согласовывать заявки прямо в Битрикс24.

Соответственно, можно создать смарт-процесс, в котором будет реализован механизм согласования: проходить по нужным стадиям с нужными ответственными. После согласования заявки можно синхронизировать и выгружать в 1С с помощью 1С:Бэкофис.

Итого

Подводя итоги, Битрикс24 – не просто CRM-система, а полноценный многофункциональный механизм, который позволяет работать с клиентами, вести электронный документооборот, организовывать работу внутри компании.

Битрикс24 – система, помогающая поддерживать тот самый порядок в работе, с которого мы и начали статью.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц