В создание этой железной дороги в свое время вложили немалые средства, однако по назначению она прослужила не более пяти лет. В народе линию прозвали «Горбачевским БАМом», ведь именно по инициативе последнего Генерального секретаря ЦК КПСС она и была построена. Хотя, по некоторым данным, подобный проект рассматривался еще при царе. Но в документе Министерства Путей Сообщения 1916 года о нем не упоминается среди 103 различных инициатив, планируемых к реализации.
Речь идет о стальной магистрали по направлению Песчанокопская – Передовая. Обе эти станции были открыты в 1897-м. Первая — на линии Царицын (Волгоград) – Тихорецкая, запущенной на всем протяжении в 1899-м. Вторая — на ветке Кавказская – Ставрополь. Когда Михаил Сергеевич Горбачев пришел к власти в 1985 году, он поручил проработать проект соединения этих станций, что открывало бы кратчайший путь из Ростовской области в Ставропольский край.
По задумке от ст. Передовая в северо-западном направлении «железка» должна была проходить через несколько населенных пунктов — Красногвардейское, Привольное, Летник, Рассыпное. Второе из упомянутых сел являлось малой Родиной Генсека, чем и объясняется отчасти стремление последнего проложить новый железнодорожный маршрут. Говорили, что Горбачева попросили об этом родственники, проживавшие в тех местах (но это не больше, чем просто слухи).
Соответствующая документация была готова уже в 1986-м. К работам на участке приступили на следующий год, и в 1989-м по ветке Песчанокопская – Красная Гвардия длиной почти 57 км началось движение поездов. Первый состав прошел по ней 8 декабря (см. фото). Параллельно (до 1987 г.) тогда велось строительство линии Благодарный – Буденновск (72 км), после ввода которой часть техники и людей перебросили на «Горбачевский БАМ».
Однако до ст. Передовая стальную магистраль довели лишь в 1993-м, хотя изначально сделать это намеревались на четыре года раньше. Таким образом, общая протяженность однопутной неэлектрифицированной линии Песчанокопская – Передовая превысила 100 км. В целом, в ходе кампании возвели 18 мостов и три вокзала. В Привольном для строительства подобного здания специально завозили итальянский кирпич. Отделку зала ожидания выполнили гипсовой лепкой, а пол украсили разноцветной плиткой (к сожалению, объект не сохранился). Также рядом с дорогой построили элеваторы.
По данному направлению курсировали как грузовые, так и пассажирские составы. В частности, через Привольное пролегал маршрут поезда №257/258 Ставрополь – Москва (он следовал в обход г. Ростов-на-Дону через Цимлянск). Но в 1996-м на фоне падения промышленного производства в профильных учреждениях был поднят вопрос о целесообразности этой линии.
В итоге, руководство Северо-Кавказской железной дороги приняло решение о ликвидации участка Песчанокопская – Красная Гвардия. Вернее, по бумагам объект законсервировали. Но по факту попросту забросили вместе с сопутствующей инфраструктурой. Поэтому местные вывозили все, что только можно, даже щебень, который в свое время использовали при сооружении насыпи. От Красногвардейского до села Передовое «железку» оставили. Интересно, что на этом участке в районе Новомихайловского тоже строили вокзал, но еще в начале 1990-х из-за сокращения финансирования проект забросили.