Найти в Дзене
Строительный мир

Зачем построили и почему ликвидировали «Горбачевский БАМ»

В создание этой железной дороги в свое время вложили немалые средства, однако по назначению она прослужила не более пяти лет. В народе линию прозвали «Горбачевским БАМом», ведь именно по инициативе последнего Генерального секретаря ЦК КПСС она и была построена. Хотя, по некоторым данным, подобный проект рассматривался еще при царе. Но в документе Министерства Путей Сообщения 1916 года о нем не упоминается среди 103 различных инициатив, планируемых к реализации.

© public domain (Ст. Тихорецкая, 1912 г.)
© public domain (Ст. Тихорецкая, 1912 г.)

Речь идет о стальной магистрали по направлению Песчанокопская – Передовая. Обе эти станции были открыты в 1897-м. Первая — на линии Царицын (Волгоград) – Тихорецкая, запущенной на всем протяжении в 1899-м. Вторая — на ветке Кавказская – Ставрополь. Когда Михаил Сергеевич Горбачев пришел к власти в 1985 году, он поручил проработать проект соединения этих станций, что открывало бы кратчайший путь из Ростовской области в Ставропольский край.

© public domain (Линии Царицын – Тихорецкая и Кавказская – Ставрополь на карте Министерства Путей Сообщения 1916 г.)
© public domain (Линии Царицын – Тихорецкая и Кавказская – Ставрополь на карте Министерства Путей Сообщения 1916 г.)

По задумке от ст. Передовая в северо-западном направлении «железка» должна была проходить через несколько населенных пунктов — Красногвардейское, Привольное, Летник, Рассыпное. Второе из упомянутых сел являлось малой Родиной Генсека, чем и объясняется отчасти стремление последнего проложить новый железнодорожный маршрут. Говорили, что Горбачева попросили об этом родственники, проживавшие в тех местах (но это не больше, чем просто слухи).

© OpenStreetMap contributors / CC BY-SA 2.0 (Схема железнодорожной линии Песчанокопская – Передовая, действующий и ликвидированный участки)
© OpenStreetMap contributors / CC BY-SA 2.0 (Схема железнодорожной линии Песчанокопская – Передовая, действующий и ликвидированный участки)

Соответствующая документация была готова уже в 1986-м. К работам на участке приступили на следующий год, и в 1989-м по ветке Песчанокопская – Красная Гвардия длиной почти 57 км началось движение поездов. Первый состав прошел по ней 8 декабря (см. фото). Параллельно (до 1987 г.) тогда велось строительство линии Благодарный – Буденновск (72 км), после ввода которой часть техники и людей перебросили на «Горбачевский БАМ».

© Альберт Корнев / nashtransport.ru / CC BY 3.0 (Ст. Передовая, 2013 г.)
© Альберт Корнев / nashtransport.ru / CC BY 3.0 (Ст. Передовая, 2013 г.)

Однако до ст. Передовая стальную магистраль довели лишь в 1993-м, хотя изначально сделать это намеревались на четыре года раньше. Таким образом, общая протяженность однопутной неэлектрифицированной линии Песчанокопская – Передовая превысила 100 км. В целом, в ходе кампании возвели 18 мостов и три вокзала. В Привольном для строительства подобного здания специально завозили итальянский кирпич. Отделку зала ожидания выполнили гипсовой лепкой, а пол украсили разноцветной плиткой (к сожалению, объект не сохранился). Также рядом с дорогой построили элеваторы.

© NOFarstriider / Wikimapia.org / CC BY 3.0 (Ст. Песчанокопская, 2020-е гг.)
© NOFarstriider / Wikimapia.org / CC BY 3.0 (Ст. Песчанокопская, 2020-е гг.)

По данному направлению курсировали как грузовые, так и пассажирские составы. В частности, через Привольное пролегал маршрут поезда №257/258 Ставрополь – Москва (он следовал в обход г. Ростов-на-Дону через Цимлянск). Но в 1996-м на фоне падения промышленного производства в профильных учреждениях был поднят вопрос о целесообразности этой линии.

Фото: станция Красная Гвардия, непассажирская станция, Ставропольский край, село Красногвардейское — Яндекс Карты

В итоге, руководство Северо-Кавказской железной дороги приняло решение о ликвидации участка Песчанокопская – Красная Гвардия. Вернее, по бумагам объект законсервировали. Но по факту попросту забросили вместе с сопутствующей инфраструктурой. Поэтому местные вывозили все, что только можно, даже щебень, который в свое время использовали при сооружении насыпи. От Красногвардейского до села Передовое «железку» оставили. Интересно, что на этом участке в районе Новомихайловского тоже строили вокзал, но еще в начале 1990-х из-за сокращения финансирования проект забросили.