После своего не самого успешного дебюта Judas Priest создали переломный альбом, который не только оставил группу на плаву, но и обозначил основные черты жанра хэви-метал. При этом на альбоме Sad Wings Of Destiny всё ещё нашлось место и психоделии, и чуточку прогрессива.
Британский Гуль
Оставаясь на Gull Records с минимальными финансовыми вложениями в запись альбома (2000 фунтов), JP не были какой-то успешной группой. Участники коллектива работали на обычных дневных работах, а Кей Кей Дэунинг слушал стучание паровых машин на заводе, что отразилось в жёсткости риффов на грядущей пластинке. Не удовлетворившись работой продюсера прошлого альбома Rodger Bain (который забраковал три песни – одну из самых хитовых «Ripper»), Джудас воспользовались услугами Макса Веста и Джеффри Колверта. Для записи альбома на короткое время вернулся Алан Мур.
По версии самого Хэлфорда «Victim Of Changes» не скроенна из двух композиций – «Whiskey Woman» и «Red Light Lady», как твердили об этом критики и слушатели. Как бы то ни было, это один из самых внушительных начальных эпиков за историю рок-музыки. 8-минутная композиция несколько раз меняет риффовку и даже стилистику, и благодаря этому не проседает ни на секунду. Посвящённая тематике отрицательного исхода мужского адюльтера (о, как товарищ Дзи выдрессировал авторов!) захватывает внимание и благодаря мощнейшему вокалу Роба Хэлфорда, который в этой манере и будет петь не многих последующих альбомах. Здесь Роб показывает не только свой теноровый вибрирующий голос, но и знаменитые фальцетные верхние ноты, которые сразу берут слушателя за жабры.
Панк? Нет - метал!
Группа поняла, куда ветер дует, и несмотря на засилье панк-рока в те годы, уверенно взяла курс на хэви-метал. Ориентируясь на тогдашних ветеранов, вроде Black Sabbath, Judas Priest внесли свежие веяния в, казалось бы, устоявшийся жанр, и фактически организовали прорыв своим вторым альбомом. На телевизионном эфире «Old Grey Whistle» группа хотела играть громко, но многим зрителям даже приходилось надевать беруши. Поэтому была выбрана эта лирическая композиция, совмещающая в себе и фолковую нежность, и space загадочность, и конечно же – громогласность NWOBHM.
Играют Rocka Rolla (посмотреть можно по ссылке)
Разумеется, нельзя не отметить совместную игру K. K. Downing и Glenn Tipton, которые хотя и играют по сути чистый хэви, но всё ещё очень «блюзи». Ближе к концу композиции в дело вступает загадочный психоделический бридж с минимальными гитарами – такое практиковалось и на первом диске JP. Я обожаю такие вставки а-ля «психо-рог» начала 70-х на ранних альбомах Прист – они значительно разнообразят композиционную структуру песен и делают звучание свежим и небанальным даже на сегодняшний день. А финальные сиплые крики (и срыв на фальцет) Хэлфорда – это нечто.
Лондонский Ripper
Конечно, главным хитом становится упомянутый «The Ripper», не добавленный в первый альбом. С каждым годом переслушиваешь Пристов и каждый раз находишь что-то новое. Например, лет 10 назад «Риппер» был просто весёленьким «дж-дж» риффом со стильным гитарным заходом и дублирующими многоголосиями Хэлфорда (а-ля Queen, как везде пишут, что ж – и я попопугайничаю).
Теперь же слышишь и загадочный «scary» гитарный ход, сопровождающий тебя на протяжении всей песни, словно тот самый Потрошитель, и любопытное короткое соло в середине, и даже небольшую клавишную подложку Гленна Типтона. Наложение криков «душ» также придаёт атмосферку хоррора.
Space Rock от Judas Priest
Центральным двойным треком альбома становится «Dreamer Deceiver»/ «Deceiver», которая начинается как эдакая баррочная баллада с некоторым влиянием прогрессив-фолка. Постепенно композиция наполняется дополнительными инструментами и необычными звуками, превращая, казалось бы, типичную метал-балладу в удивительный спэйс-рок. Тематика также уносит в неизведанные и отдалённые миры – мечтания, размышления, встреча с потусторонним существом, неизведанные глубины космоса и собственного сознания.
Что интересно, Роб Хэлфорд начинает петь в довольно нехарактерном для себя баритоновом диапазоне (чем он достаточно часто занимался на первом альбоме), и слышно, что певец чувствует себя в нём не слишком комфортно – эти довольно низкие ноты не совсем его, а бархатистые низы больше похожи на попытки подростка сделать голос «взрослого мужика». Но когда Роб переходит в свой комфортный теноровый (а то и контртеноровый») диапазон всё кардинально меняется, и вокалист становится как рыба в воде. Мне крайне интересно послушать диапазоновые эксперименты Rob, а его баритоновый регистр кардинально отличается, будто у микрофона совсем другой человек.
Минутка нежности от суровых металлистов
Клавишная «Prelude» даёт нам кусочек симфоник-рока, также как и сентиментально-эксистенциальная «Epitaph», посвящённая пожилому человеку, перебирающему в конце жизни свои юношеские и молодые мечты. Вокал Роба здесь показан ещё с одной ипостаси – это практически театральное и мюзикловое пение с некоторым влиянием того же Меркьюри.
Как Judas Priest запретили в СССР
«Genocide» был забракован не только первым продюсером группы, но и советским аппаратом в 1985 году – группа, разумеется, была признана идеологически противной. Иронично, но название стало красной тряпкой для красного флага, хотя в тексте, конечно же поётся о разрушительных последствиях этого самого «Genocide», но кому из чиновников было не всё равно?
Думаю, что в РФ песня с названием «Tyrant» также оказалась бы под запретом – если бы народные слуги смогли перевести хотя бы название. Правда, сейчас не до олдскульного хэви-метала, когда есть другие идеологические противники.
На «Печальных крыльях судьбы» господствуют бодрые рокеры на стыке классического хард-рока, новой волны хэви-метал, а также вкрапления психоделии, прогрессива и чуточки симфоника. Также идеологически сомнительным оказался бы и завершающий «Island of Domination», а рок-н-ролльные блюз-панковские риффы – ну это тфу! А вокал Хэлфорда язвительный и местами насмешливый. Такого нельзя показывать молодёжи. А давайте покажем лучше….(сарказм).