Найти тему
заГРАНЬю

Цунами на Байкале: Трагедия в заливе Провал

Сегодня хочу вам рассказать необычную и одновременно страшную катастрофу, которая произошла на Байкале много лет назад. Как много лет назад, так и сейчас человек бессилен перед природными стихиями.

Фото автора
Фото автора

Озеро Байкал находиться в южной части Восточной Сибири, на границах Иркутской области и Республики Бурятия. Озеро является одним из крупнейших хранилищ пресной воды в мире.

Про размеры говорить не буду, достаточно будет сказать, что площадь озера не самая большая в мире, но! Зато самое глубокое! Зимой Байкал особенно прекрасен, это как большой каток под открытым небом!

Фото Байкала с Яндекс картинки
Фото Байкала с Яндекс картинки

Цаганская степь и ее жители

На берегах Байкала есть залив Провал, который ничем не выделяется среди других байкальских заливов: низкие берега, иногда заболоченные, песчаные холмы, сопки…

Фото залива Провал с Яндекс картинки
Фото залива Провал с Яндекс картинки

Пролив расположен у устья реки Селенга. Он имеет почти треугольную форму и представляет собой своеобразный байкальский залив по-другому - сор. Открытая к Байкалу сторона залива протянулась на 22 километра. Залив отделен от озера цепью узких и длинных островов, разделенных проливами различной ширины.

Карта залива Провал
Карта залива Провал

В 1861 году это была территория Забайкальской области Российской империи (сейчас это два самостоятельных субъекта РФ – Республика Бурятия и Забайкальский край).

На берегах пролива расположена Цаганская степь что в переводе с бурятского означает – белая. Оумур — это та местность, где и происходило это страшное событие. Ближайший крупный город Верхнеудинск (сейчас г.Улан-Удэ – областной центр респ.Бурятия), который располагался в 134 км. Это сейчас на машине надо около двух часов в пути, а в то время для этого необходимо было потратить почти целый день.

Фото г. Верхнеудинска с Яндекс картинки
Фото г. Верхнеудинска с Яндекс картинки

Русские селения образовывались между существовавшими здесь поселениями бурят. Тем не менее, постепенно судьбы пришельцев переплетались с судьбами местного населения и, взаимно обогащая друг друга, образовывали своеобразный хозяйственный и социальный уклад.

На чертеже С.Е. Ремезова, составленном в 1701 г., Кударинская степь обозначена как пахотные места, где поселились служивые люди с центром в деревне Кудара. От этого местное население и называли кударинские (кабанские) буряты.

Фото с Яндекс картинки
Фото с Яндекс картинки

В основном они выращивали хлеб, занимались скотоводством и рыболовством. Держали коров, лошадей, коз, баранов, а вот свиней и птиц не разводили. Это произошло из-за того, что исторически буряты – кочевой народ и содержали они только таких животных, которых можно пасти на пастбищах и перегонять с места на место, а вот свиней и птиц так содержать не возможно.

Вся территория кударинских буряты была разделена на многочисленные улусы. В судьбе этих территорий преобладает какой-то злой рок. Не которые из них ушли под воду, как всем известная Атлантида, а другие в дальнейшем были брошены из-за последствий появления залива Провал.

Название залива Провал точно отражает причину его происхождения. К северо-востоку от него в тоже время образовался мыс Облом, из названия так же я думаю понятно причина его появления.

Появление залива Провал

У залива Провал есть страшное прошлое, при чем довольно недавнее, всего 163 года назад. По меркам истории, где исчисление ведется десятками тысяч лет, это совсем не давно, буквально вчера. И знаменито это место именно своим появлением 31 декабря 1861 года по старому стилю (12 января 1862 г. по новому стилю).

Перед тем как начать повествование, для исключения возможной путаницы в датах вести свой рассказ я буду по старому стилю, так как часть информации взята из старых летописей Иркутской губернии.

Так вот в этот предновогодний день, 163 года назад часть реки и равнины Цаганской степи площадью 260 км. стало дном Байкала. Появление нового залива сопровождалось сильным за тот исторический период землетрясением. Современные ученые оценивают его в 7,5 баллов.

Вот примерный план той местности, который был составлен в 1923 году любителем-краеведом И.И. Веселовым со слов тогда еще живых свидетелей того землетрясения.

Схема местности до 31 декабря 1861 г.
Схема местности до 31 декабря 1861 г.

До землетрясения местность, ушедшая потом под воду, представляла собой довольно ровное место, используемое местными жителями для скотоводства и под пашни. Здесь же располагались пять бурятских улусов. Также были озера, где ловили рыбу и заболоченные низменности. На юго-востоке был крутой уступ (возвышенность) высотой 8,5-13 метров на нем находились русские деревни. Со стороны Байкала вдоль берега тянулась длинная и узкая коса, местные называли ее «каргой», шириной несколько сотен метров и высотой до 3,5 метров, покрытая хвойным лесом и являлась естественной преградой от волн Байкала. Эта коса в последствии сыграет огромную роль в спасении сотен людей. Именно она станет первой преградой на пути воды и даст шанс людям на спасение.

Первыми предвестниками беды стали легкие толчки землетрясения еще вечером 29 декабря 1861 года в районе дельты Селенги на юго-восточном берегу озера Байкал. Их заметили не многие так как подобные явления здесь происходят довольно часто.

Но уже 30 декабря толчки стали сильнее, что вызвало у людей испуг и волнение. Русский геолог Григорий Ефимович Щуровский при последующим изучении этого землетрясения, выяснил, что в тот день было пять толчков, которые ощущались местными жителями. Также был отмечен подъем воды в колодцах. На косе (карге) наблюдали щели в земле, из которых шла вода, лед потрескался.

Наступила ночь, которая еще больше усилила напряжение и тревогу людей. В темноте слышался шум и треск ломающегося льда, чувствовалась легкая дрожь земли. О сне не могло быть и речи. А это было лишь начало трагедии. И самые страшные события еще были впереди.

Фото с Яндекс картинки
Фото с Яндекс картинки

Утром все вроде успокоилось, толчки прекратились. Но уже в два часа дня люди услышали сильный подземный шум, раздался треск и грохот, напоминающий приближение бури. Следом последовал первый толчок, и земля «заколебалась».

В исследовании Щуровского приведен рассказ одного из очевидцев:

«31 декабря в 2 часа пополудни затряслась земля так сильно, что на колокольнях зазвонили сами собою колокола, с трех церквей сорвало кресты, на каменных домах и церквах сделались трещины».

Падала мебель, посуда, открывались двери и ворота. После очередного удара затрещали избы и люди в страхе выбежали на улицу, кто-то стал молился Богу, кто-то духам. На земле невозможно было стоять, бросало из стороны в сторону. Слышались крики обезумивших людей и животных.

В "Иркутской летописи" приводится следующее описание:

"...После сильного подземного гула, были такие колебания земли, что люди и скот не могли держаться на ногах, а 20-пудовые бочки с рыбою перекатывались во дворах с одного конца на другой. В земле образовались щели, из которых шла вода с илом, из колодцев выбрасывало илистую воду на сажень вышины. Из трещины близ с. Инкиной в 1 аршин ширины и до 2 саж. глубины вода выходила с особенною силою и разлилась почти на версту. В деревне Красниковой образовался новый лог до 20 сажен ширины и 3 глубины, из которого вытек ключ. В Кударе купол церкви обрушился во внутрь храма, а из образовавшихся в земле трещин выброшенный песок выбивал половицы в избах, и вода затопила землю на поларшина.»
-9

Как потом выяснилось эпицентр землетрясения находился на устье реки Селенги, где стояли русские деревни. Именно они больше всего пострадали от толчков.

А вот бурятские улусы от землетрясения пострадали меньше, но у них была другая напасть – вода.

После особенно сильного удара во многих местах в земле образовались трещины и из них на высоту четырех-пяти метров начала фонтанировать вода, смешанная с илом и грязью. Вылетали срубы из колодцев и оттуда тоже шла вода, заполняя все низменности.

Видя все это часть людей из бурятских улусов вытащили лодки, которые находились у ограды. Местное население почти все были рыбаками и поэтому в каждой семье были лодки, да не по одной. Загрузив их первыми попавшимися под руку вещами и продуктами, сели в них сами и поплыли к Оймурской горе на которой находились русские деревни. При этом скот пришлось бросить.

Фото с Яндекс картинки
Фото с Яндекс картинки

Часть населения улусов осталось в своих домах, не захотев их бросать, они думали, что вода скоро пойдет на спад. Но они очень сильно ошибались, не представляя силу и мощь стихии.

В тот день степь залило почти на 1,5 метра водой, и она продолжала прибывать. Уже на следующий день ее уровень достигал 3-4 метров и продолжал повышаться. Люди к тому времени были уже на крыше своих домов. Они упустили время для спасения, лодок уже не было, их унесло или затопило.

-11

Вы понимаете, то ощущение, которое испивали люди, сидевшие на крыши, когда они поняли, что вода навряд ли опуститься и что помощи им ждать не откуда. А они на улице в жуткий мороз и спасенья нет.

Им помогало только то, что пришедшая вода была теплой и они могли спускаться в воду за своими пожитками и едой, также бродившей по ней скот не замерзал в течение полутора суток.

-12

Но помощь пришла. Спустя два дня, когда все стихло и люди успокоились. На лодках приплыли жители русских деревень, чтобы посмотреть, что произошло и увидели бедственное положение людей. Им помогли перебраться в безопасное место.

О теплой воде говорили многие очевидцы, по их мнению, она была теплее летней. Байкал и теплая вода – это и летом удивительно, но зимой особенно очень странно. Причина этому простая под Цаганской степьи находились подземные термальные источники, при землетрясении в результате трещин эта горячая вода смогла найти путь на поверхность и таким образом сама природа дала шанс людям на спасение.

Появление залива Провал
Появление залива Провал

Цунами

В то время как события в эпицентре развивалась столь трагически. В северо-восточной части реки Селенги произошло еще более страшное и необычное явление, которое никогда раньше и после не происходило на берегах пресноводного озера Байкал. Это – цунами.

Здесь на косе или как ее называли местные карга, находилось зимовье, в котором жили рыбаки во время промысла на Байкале. Именно они 31 декабря стали свидетелями этот события.

-14

Подробно его описал горный инженер Николай Лопатин, который уже в январе 1862 года прибыл в те места и опубликовавший в начале февраля 1862 года собранные сведения в иркутской газете «Амур»:

«Землетрясение 31 декабря застало крестьянина зверопромышленник с пятью своими товарищами и одною девушкой, его дочерью на Байкале. Они вместе, за исключением девушки, оставшейся в зимовье, отправились на Байкал вынимать снасти. Вытягивая сети, рыбаки сначала услышали подземный глухой шум, затем лед начал подниматься и трескаться. Рыбаки, находившиеся на льду Байкала, сообщили, что после удара их подняло волною на льдине. Желая найти спасение на земле, рыбаки хотели бежать, но на карге (косе), где стояло зимовье, в котором дочь его приготовляла им пищу, лед поднялся так высоко, что представлял собою как бы гору.

Будучи испуганы этим явлением, они поспешили удалиться от берега, кинулись назад, на байкальский лёд, который в то время оставался неподвижным. И как только отбежали от него на небольшое расстояние, то обернувшись в сторону карги, увидели, как волна, поднявшая их, быстро устремилась на берег, снесла не только зимовье с находившейся там девушкой, но и не стало видно и самой карги. Волна прошла на две с лишком версты (2 км) вглубь земли, уничтожив стоявший на пути лесок и прорвав землю, которая, вероятно, одновременно опустилась, так что глубина прорыва имеет на 2 аршина воды (1,5 метра), да надо льдом высился берег от 1 до 1,5 аршина (1 метра) все покрылось водою и льдом.»

Это уникальное свидетельство о мощном цунами на Байкале, связанное с землетрясением. Ничего похожего не известно за всю историю Прибайкалья.

Принято считать, что цунами могут быть только в океане, но это не так в небольших морях и в крупных озерах, возможно возникновение высоких и длинных волн. Они, конечно, уступают аналогичным в океане, но последствия после них могут быть не менее разрушительными. Ученые спорят о корректности применения в таких случаях термина «цунами», но названия такой волны до сих пор нет.

О дальнейшей судьбе рыбаков известно из отчета Сибирского отдела Императорского русского географического общества за 1863 год. В нем говорилось, что, оказавшись на льдине и отрезанные от суши они более часа плавали по воде и только к вечеру льдину прибило к небольшому островку. Переждав на нем ночь, на следующий день они смогли, пройдя по ледяным глыбам попасть на береге.

-15

Через три дня нашлись лошади, которых они брали в тот злополучный день, выезжая вынимать сети на льду. От зимовья ничего не осталось, оно было полностью снесено льдом и водой. Девушка, находившаяся тогда в зимовье, погибла, позже ее нашли между двумя льдинами.

К концу 1 января 1862 года глубина воды достигала 10-12 метров. В результате вся местность до самой деревни Дубининой была под водой. Только кое-где виднелись крыши деревянных юрт, по которым можно было понять, что тут когда-то жили люди.

Впоследствии лед покрывал эту местность в два слоя – первый появился в ночь с 1 на 2-ое января, когда вода замерзла, второй –после дальнейшего опускания земли и постепенного заполнения ее водой из Байкала.

В других местах стихийного бедствия волну-цунами не наблюдали. Это доказывает, что местность была затоплена, а только после этого опустилась, просела вниз. И стало дном залива Провал.

-16

Последствия в других районах

Не много южнее эпицентра землетрясения, тоже ощущали толчки, и они были не слабые. Так в Кударинской слободе песок из трещин выбрасывался с такой силой что выбивал половицы в избах. Так же появлялась вода из трещин, но всего на 30-40 см. В церкви из-за трещины в стене купол обрушился во внутрь храма

В Верхнеудинске (сейчас Улан-Удэ) в течение суток было зарегистрировано 14 колебаний земли. А 31 декабря в каменных зданиях появлялись трещины, подали трубы. В Чите и Нерчинске также ощущали толчки. В Тункинском крае землетрясение было довольно слабое. А вот на острове Ольхон, это на противоположной стороне Байкала, толчки были сильные с шумом и гулом.

Между тем, в Иркутске на расстоянии в 170-180 км от эпицентра толчки землетрясения были настолько сильными, что являются максимальными из когда-либо здесь наблюдавшихся (7-8 баллов). На эту особенность обратил внимание еще Николай Лопатин, писавший:

«Удивительно сильные удары в Иркутске выходят совершенно из соображении по этому предмету - в этом городе были большие сотрясения, чем в промежуточных пунктах между ним и рекой Селенгой».

Землетрясение ощущали на большом расстоянии от эпицентра. Разрушения были схожи: трещины в зданиях, что приводило к частичным обрушениям, практически во всех церквях сами собой звонили колокола, что для очень верующего населения в то время вызывало сильный испуг, доходивший до ужаса.

В отчете Сибирского отдела географического общество отмечали:

«Некоторые из них падали в обморок и долго оставались без сознания, другие заболели от испуга, третьи - женщины - даже помешались в рассудке.»

Многие во время землетрясения выбегали из домов и не возвращались по двое-трое суток. Поползли слухи о скором конце света. Так в Иркутске вокруг города был организован крестный ход.

Фото с Яндекс картинки
Фото с Яндекс картинки

Ущерб

В первые дни в эпицентре землетрясения погибло не менее трех кударинских жителей: девочка, которая попала в щель, дочь рыбака, оставшиеся в землянке, ее раздавило волной цунами, судьба третьего погибшего не известна.

Такое небольшое количество погибших вызывает удивление, ведь численность населения этой территории составляло около 1300 человек и это при том, что катастрофа застала людей врасплох.

Для этого есть несколько объяснений. Один из-них это закономерное для прибрежной жизни - наличие лодок. Благодаря им очень многие смогли уплыть к спасительной Оймурской горе. Так же помогло, то, что вода была теплой, при тридцатиградусном морозе находясь в воде очень легко можно получить обморожение.

Но самая главная причина отсутствия большого количество жертв — это то, что вода прибывала постепенно.

Этому способствовала естественная преграда в виде не большой возвышенности у берега (косы). И, пожалуй, самое основное - земля опускалась постепенно, на это ушло трое суток: за это время люди, живущие в степи, успели эвакуироваться. Благодаря этому в результате землетрясения погибло только три человека, но почти тысячи людей остались без крова. И на огромной территории были серьезные повреждения построек и домов.

Материальный ущерб первых месяцев превысил 150 тысяч рублей (приблизительно 54 млн рублей в сегодняшнем эквиваленте). Затонуло 5 бурятских улусов: Баршереевский, Боханский, Батагаевский, Балташевский, Петрушки-Шамана. В которых находились по официальным данным: «около 450 домов и юрт и сотни других строений, погибло более 4 тысяч голов крупного и мелкого рогатого скота, много хлеба, сена (около 60 тысяч копен) и других припасов, множество другого имущества.». Русские деревни не пострадали. Так как находились на уступе, до них вода не дошла.

Не большое количество разрушенных домов и зданий объясняется тем, что при землетрясении в Цаганской степи было вертикальное движение земной коры. Об этом свидетельствует: столбы воды и грязи. Вертикальный удар подбрасывает вверх здание, тогда как горизонтальный удар "сдвинет" низ здания, что приведет к его разрушению.

Вертикальные движения поднимают или опускают отдельные участки суши и дна океана. Скорость этих подъемов и опусканий, как правило незначительная всего несколько сантиметров в год, а иногда как в случае с заливом Провал, это может произойти очень быстро.

-18

После того как волнение немного улеглось, жители прилегающих к Провалу деревень два месяца спали, не раздеваясь в ожидании новых землетрясений. Одновременно они стали обнаруживать новые чудеса. У деревни Инкиной появился обильный ключ. А болото, занимавшее большую площадь около деревни Дубинино, совсем высохло. Единственный ключ, издавна снабжавший водой жителей Арбузовской почтовой станции, исчез бесследно.

Но, пожалуй, самым удивительным было появление плавающих островов. Горы земли с лесом и отличными полянами для сенокоса отделились от берега новоявленного залива и начали блуждать по воде. Когда их прибивало к материку, крестьяне заготавливали на неподвижных лугах сено. Просуществовали они довольно долго. Но все же с течением времени эти блуждающие острова были разрушены водой и ветром и исчезли.

Возникновение Провала и мелкие толчки не прекращавшиеся больше года изменили к худшему жизнь кударинских бурят. Обжитые ими за полтора столетия земли Цаганской степи оказались под водой. Из-за потери жилья им пришлось осваивать не заселенные земли, что привело к распаду многих семей и прерывание родовых и этнических связей. Помощи со стороны официальных структур, пострадавшее население не получило.

Вывод

Сегодня это уже давняя история – предостерегающая всех нас. Ведь до сих пор Байкал продолжает оставаться зоной сейсмической опасности. Факты говорят сами за себя. Ежегодно специалисты фиксируют незаметные для человека толчки, однако их бывает около двух тысяч. Землетрясения в 5-6 баллов фиксируются раз в 10-12 лет, но встречаются толчки от 7 баллов и выше (раз в 20-23 года). А при таком землетрясении дно Байкала опускается на метры.