Найти тему

Теория без практики мертва. А. В. Суворов. Начнём с тушения пожаров.

Трудно не согласиться с Александром Васильевичем, пусть он ещё и добавил, что и «практика без теории слепа».

из интернета
из интернета

Как судоводитель со стажем полностью поддерживаю эту мысль. Поэтому не слишком строго требую знание формул и цифр от учащихся. Большинство из них никогда им не потребуются в будущей работе, а если что понадобится, всегда можно посмотреть в справочниках.

Например, очень ли нужно знать будущим капитанам, в каком году приняты параметры земного сфероида для использования в САРП? Можно запомнить дату, для общего развития. А вот понять, насколько опасно полностью полагаться на САРП при расхождении с другими судами, жизненно важно. Тут я всегда привожу в пример случай столкновения «Петра Васёва» с «Адмиралом Нахимовым».

из интернета
из интернета

Из-за того, что капитан Ткаченко слишком полагался на новую по тем тем временам японскую технику, погибло сотни людей.

Конечно, рассказ на занятиях о тех событиях тоже не слишком впечатляет слушателей, хотя они и делают вид, что им интересно. Я бы предпочёл проиграть ситуацию столкновения этих судов на тренажере. Дать парням посмотреть, как выглядит сближение судов на экране САРП и в иллюминаторе, дать подёргать ручку телеграфа, в попытке затормозить судно, чтобы избежать столкновения. И чтобы почувствовали удар, когда одно судно воткнулось в борт другого. И показать последствия: погружение «Адмирала Нахимова» в море, крики людей, оказавшихся в воде, сигнал тревоги, спуск шлюпок для спасения утопающих.

Думаю, никто не захотел бы оказаться на месте капитана Ткаченко.

фото из интернета
фото из интернета

Я имею ввиду не только за решеткой, но и почувствовать на своей шкуре вину за сотни человеческих жизней.

Но пока такой тренажер у нас недоступен. Поговаривают, что скоро нас оснастят оборудованием виртуальной реальности. Может быть, тогда удастся воспроизвести те трагические события на тренажере.

А пока я задумался, как дать возможность приблизиться к практике по предмету безопасности мореплавания. Туда входят спасательные средства, тушение пожаров и борьба с водой. На суше затопление нам не грозит, поэтому шлюпок и плотов не держим. Для практики остаётся только борьба с пожаром.

Но поджигать имущество для демонстрации методов тушения в стенах учебного заведения мне представляется весьма рискованно. Тем более, что из средств тушения имеется только вода в туалетах, да несколько огнетушителей. Развернуться негде.

Эту проблему мне помог решить коллега, старший товарищ, Евгений Петрович В.. Он имел отношение к МЧС и посоветовал провести экскурсию в местный музей истории борьбы с огнем в Самарской области, благо что музей находится и не так далеко, на Хлебной площади, в старой Самаре.

Итак, решено. Мы идём в музей!

Мероприятие одобрено руководством, скорректировано расписание занятий, время посещения согласовано с музеем, чтоб не появиться там внезапно, как снег на голову.

И вот этот день настал. Я с волнением прибыл к месту встречи. Как, неужели опоздал? Вот группа посетителей уже направилась ко входу в музей.

первые посетители музея. фото автора
первые посетители музея. фото автора

Нет, кажется, это не мои. Слишком молоды. Группа погрузилась в автобус и уехала в неизвестном направлении. Открылся величественный вид на старинное сооружение.

старинная пожарная часть с каланчой. фото автора
старинная пожарная часть с каланчой. фото автора

Вскоре подтянулись мои ученики, и нас представили дореволюционному брандмейстеру, встречающему посетителей музея.

усы - обязательный атрибут пожарного до тех пор, пока они не обзавелись респираторами и дыхательными аппаратами. фото автора
усы - обязательный атрибут пожарного до тех пор, пока они не обзавелись респираторами и дыхательными аппаратами. фото автора

Не удивляйтесь, что учащиеся не в форме и состоят преимущественно из девушек. Во-первых, это внеклассное мероприятие. Во-вторых, на улице мороз около 20 градусов, и посетителям позволено носить верхнюю одежду, так как экскурсия включает в себя выход на наблюдательную площадку пожарной каланчи. В-третьих, это группа не судоводителей, а управленцев. Мне предоставилась возможность обучать тех, кто из офиса будут командовать судами, то есть плавсоставом. Постараюсь, чтобы они прониклись гуманизмом по отношению к тем людям, которым они в будущим будут присылать ЦУ и прочие команды. В-четвертых, женщина в красном платье – это сотрудник музея, Елена Валентиновна. Пользуясь случаем, от всей группы выражаю ей благодарность за интересную экскурсию.

Мы посмотрели старинное и современное пожарное оборудование, видео исторического пожара нефтехранилища 1948 года, при тушении которого погиб весь экипаж пожарного катера. Это производит неизгладимое впечатление. Ниже приведены несколько фотографий из музея пожарного дела Самары.

насос для тушения пожаров в 19 веке, который обслуживало 20 человек. фото автора
насос для тушения пожаров в 19 веке, который обслуживало 20 человек. фото автора
дыхательные аппараты и элементы пожарного оборудования. фото автора
дыхательные аппараты и элементы пожарного оборудования. фото автора
фильм о пожаре 1948 года. фото автора
фильм о пожаре 1948 года. фото автора
начало пожара на нефтехранилище. фото автора
начало пожара на нефтехранилище. фото автора
пожар в разгаре. катер прибыл для тушения огня. фото автора
пожар в разгаре. катер прибыл для тушения огня. фото автора

В завершение экскурсии мы поднялись на пожарную каланчу, откуда раньше просматривался весь город, а сейчас открывается живописный вид на реки Волгу и Самарку.

вид на волгу. фото автора
вид на волгу. фото автора
слияние волги и самарки. фото автора
слияние волги и самарки. фото автора

Также нам было позволено примерить на себя рабочий костюм огнеборца, на что отважился только один смельчак из группы. Зато около него собралось много зрителей и советчиков, как это бывает в реальной жизни.

готовы тушить пожар и помогать советами. фото любезно сделано экскурсоводом
готовы тушить пожар и помогать советами. фото любезно сделано экскурсоводом

В общем, к борьбе с пожарами мы готовы. Теперь надо подумать, где бы научиться заводить пластырь на пробоину.

Спасибо за прочтение и комментарии.