Трудно не согласиться с Александром Васильевичем, пусть он ещё и добавил, что и «практика без теории слепа».
Как судоводитель со стажем полностью поддерживаю эту мысль. Поэтому не слишком строго требую знание формул и цифр от учащихся. Большинство из них никогда им не потребуются в будущей работе, а если что понадобится, всегда можно посмотреть в справочниках.
Например, очень ли нужно знать будущим капитанам, в каком году приняты параметры земного сфероида для использования в САРП? Можно запомнить дату, для общего развития. А вот понять, насколько опасно полностью полагаться на САРП при расхождении с другими судами, жизненно важно. Тут я всегда привожу в пример случай столкновения «Петра Васёва» с «Адмиралом Нахимовым».
Из-за того, что капитан Ткаченко слишком полагался на новую по тем тем временам японскую технику, погибло сотни людей.
Конечно, рассказ на занятиях о тех событиях тоже не слишком впечатляет слушателей, хотя они и делают вид, что им интересно. Я бы предпочёл проиграть ситуацию столкновения этих судов на тренажере. Дать парням посмотреть, как выглядит сближение судов на экране САРП и в иллюминаторе, дать подёргать ручку телеграфа, в попытке затормозить судно, чтобы избежать столкновения. И чтобы почувствовали удар, когда одно судно воткнулось в борт другого. И показать последствия: погружение «Адмирала Нахимова» в море, крики людей, оказавшихся в воде, сигнал тревоги, спуск шлюпок для спасения утопающих.
Думаю, никто не захотел бы оказаться на месте капитана Ткаченко.
Я имею ввиду не только за решеткой, но и почувствовать на своей шкуре вину за сотни человеческих жизней.
Но пока такой тренажер у нас недоступен. Поговаривают, что скоро нас оснастят оборудованием виртуальной реальности. Может быть, тогда удастся воспроизвести те трагические события на тренажере.
А пока я задумался, как дать возможность приблизиться к практике по предмету безопасности мореплавания. Туда входят спасательные средства, тушение пожаров и борьба с водой. На суше затопление нам не грозит, поэтому шлюпок и плотов не держим. Для практики остаётся только борьба с пожаром.
Но поджигать имущество для демонстрации методов тушения в стенах учебного заведения мне представляется весьма рискованно. Тем более, что из средств тушения имеется только вода в туалетах, да несколько огнетушителей. Развернуться негде.
Эту проблему мне помог решить коллега, старший товарищ, Евгений Петрович В.. Он имел отношение к МЧС и посоветовал провести экскурсию в местный музей истории борьбы с огнем в Самарской области, благо что музей находится и не так далеко, на Хлебной площади, в старой Самаре.
Итак, решено. Мы идём в музей!
Мероприятие одобрено руководством, скорректировано расписание занятий, время посещения согласовано с музеем, чтоб не появиться там внезапно, как снег на голову.
И вот этот день настал. Я с волнением прибыл к месту встречи. Как, неужели опоздал? Вот группа посетителей уже направилась ко входу в музей.
Нет, кажется, это не мои. Слишком молоды. Группа погрузилась в автобус и уехала в неизвестном направлении. Открылся величественный вид на старинное сооружение.
Вскоре подтянулись мои ученики, и нас представили дореволюционному брандмейстеру, встречающему посетителей музея.
Не удивляйтесь, что учащиеся не в форме и состоят преимущественно из девушек. Во-первых, это внеклассное мероприятие. Во-вторых, на улице мороз около 20 градусов, и посетителям позволено носить верхнюю одежду, так как экскурсия включает в себя выход на наблюдательную площадку пожарной каланчи. В-третьих, это группа не судоводителей, а управленцев. Мне предоставилась возможность обучать тех, кто из офиса будут командовать судами, то есть плавсоставом. Постараюсь, чтобы они прониклись гуманизмом по отношению к тем людям, которым они в будущим будут присылать ЦУ и прочие команды. В-четвертых, женщина в красном платье – это сотрудник музея, Елена Валентиновна. Пользуясь случаем, от всей группы выражаю ей благодарность за интересную экскурсию.
Мы посмотрели старинное и современное пожарное оборудование, видео исторического пожара нефтехранилища 1948 года, при тушении которого погиб весь экипаж пожарного катера. Это производит неизгладимое впечатление. Ниже приведены несколько фотографий из музея пожарного дела Самары.
В завершение экскурсии мы поднялись на пожарную каланчу, откуда раньше просматривался весь город, а сейчас открывается живописный вид на реки Волгу и Самарку.
Также нам было позволено примерить на себя рабочий костюм огнеборца, на что отважился только один смельчак из группы. Зато около него собралось много зрителей и советчиков, как это бывает в реальной жизни.
В общем, к борьбе с пожарами мы готовы. Теперь надо подумать, где бы научиться заводить пластырь на пробоину.
Спасибо за прочтение и комментарии.