Герои картины - ленинградцы. Старшая из двух сестер Надежда Резаева работает в порту. После смены дорога на автобусе, поход по магазинам. Супермаркетов не было, поэтому отдельно в гастроном (где в разных отделах продукты мясные, молочные, а еще очередь в кассу), булочную, овощной... Да обувь забрать из ремонта.
Потом приготовить ужин, убрать в квартире. Холодильники, пылесосы, стиральные машины, телевизоры и магнитофоны в начале 1960-х были только у отдельных людей.
Это если не надо после работы в строительный техникум, где Надежда училась на вечернем отделении. Кстати, до 1967-го года рабочий день был 7 часов, но выходили и в субботу, на 5 часов.
Младшая Лида - старшеклассница. После уроков гуляет по городу с Кириллом, он учится в той же школе. Идут по набережной канала Грибоедова. Дом 122-124 тогда строился, виден подъемный кран. Затем к Неве, по которой к морю движется ладожский лед, а в зеркале свободной воды отражаются шпиль Адмиралтейства и купол Исаакия... Весна!
Приходят домой, и Лида читает сочинение: Счастье в труде. Некоторые считают, что нельзя отказываться от личного счастья во имя труда. А я считаю, что можно (тут нужен пример, я пока оставила место). И дальше: Надо трудиться для других. В этом смысле можно считать, что участие в сборе металлолома или бумаги - это тоже счастье. У нас человек не может быть несчастлив, потому что ему предоставлены все возможности. Вот такая бездумная (иначе придется сказать лицемерная) белиберда! Кирилл спрашивает: А ты-то счастлива? Ответ слышит и Надя: Я? Нет.
Думаю, что у старшей остановилось дыхание. Пришла пора восстановить картину "до".
Обе героини - сироты, потерявшие родителей в годы войны. Попали в детский дом, через несколько лет их разыскал дядя, воспитал. Надежда после школы стала работать, какое-то время посещала театральную студию - во всяком случае, педагог ее не забыл, хотя прошли годы, потому что она очень способный человек. Но студию оставила: надо было готовиться, сдавать экзамены и учиться в техникуме. На зарплату учетчицы не разгуляешься, а на ее руках еще и подрастающая сестра.
И теперь Лида должна осуществить ее несбывшуюся мечту! Выбор программы для поступления, бессонные ночи в разговорах о театре... Лида так талантлива, она всех еще удивит, внушает всем Надя. Но, думаю, больше всего - себе.
Маленькая что могла помнить о войне? На плечи старшей легло недетское горе: она встретила тот страшный июньский день, пережила смерть родителей, потом в казенном учреждении, о чем вообще-то, как признается Володе, не любит вспоминать. Чуть обрела дом, выросла - и на работу, жить отдельно от дяди, заботиться о сестре, вести хозяйство...
А младшая подрастает, ее надо одевать-обувать, и уже не как малышку. Мне и влюбиться-то нет времени, - говорит 25-летняя Надежда. - Днем работа, вечером учеба, да еще дорога туда-обратно. Поэтому придумала, что начальник обратил на нее внимание: возит на машине, угощает в ресторанах, приглашает в Таллинн... Кто бы мог представить, что его жена пойдет в партком?! Скандал, позор, ужас! Просто немножко похвалилась, - говорит Лида. Кем похвалилась? Ты его видела? - саркастически замечает дядя. Действительно: немолодой, невысокий, лысый... Но эту роль играет Е. Евстигнеев! Если бы у меня был такой начальник, не уверена, что смогла бы за себя поручиться...
Надя почувствовала внутреннее одиночество этого человека (при такой-то жене, позволившей себе в разговоре с незнакомой девушкой непечатные выражения, оно понятно) - мягкого, доброго, интеллигентного. Если бы иначе сложилась судьба, они были бы чудной парой! Это неслучившееся сыграла для себя Надежда! Такой вот "театр одного актера". Такое несостоявшееся счастье...
Что там сказала Лида? Что НЕСЧАСТЛИВА?! Да ладно: девочка, глупышка. Вот поступит в театральный...
Но в студию вдруг приняли Надю! Невозможное, нереальное, фантастическое везение: в комиссии оказался тот самый педагог из дворца культуры! Чудо, которого быть не могло! Во драматург загнул! Как говорится, не верю!.. Нет, конечно, верю! Потому что самое главное, чего никто не мог ожидать, случилось потом. Надя отказалась от мечты, от себя, от своей жизни. Надюша... кончишь техникум - иди куда хочешь... Еще два года - и у тебя будет специальность, у тебя будет материальная база, у тебя будет всё, - говорит ей дядя. Всё - это еще не всё, - встряла Лида. О себе не думаешь, подумай о сестре. Будете жить двое на одну стипендию. Ей, что же, в институт не поступать, искать работу?
Нет, на работу, конечно, снова Наде. Потому что сестра ведь ей не сказала: "Моя любимая! У тебя такой талант! Ты не имеешь права от него отказаться. Учись, теперь я буду приносить домой получку!" Было так? Да, Надежда старше на 9 лет, но ведь Лиде уже 17!
Между прочим, я, закончив школу с несколькими четверками, почти на год пошла на завод. Смена начиналась в 7.30. Позже, уже трудясь в библиотеке, больше полугода ходила на почту к 5.30. Разнесешь по домам газеты - и на основную работу. Один выходной в понедельник, 30 дополнительных рублей в месяц. И как, надеюсь, многие заметили, выучилась!
Продолжение истории после внеменнОго перерыва отмечается полуденным выстрелом орудия с бастиона Петропавловской крепости. Начало нового этапа жизни, другой ее страницы. Вот прошло два года. Лида в вузе, Надя, закончив техникум, получила более высокооплачиваемую должность. Как она жила эти дни? Словно в вечной зиме: отрезая по кусочку и уничтожая свою мечту, свою жизнь - то, для чего родилась на свет.
А еще надо было как-то убедить себя, что оставившие ее без поддержки не виноваты. Понять самых родных, не держать зла, простить... Дядя с каждой Надиной зарплаты получал 5 рублей. Вот если бы он ей ТЕПЕРЬ отдал то, что собирал, как сберкасса, чтобы через 4 года вручить накопленную сумму! Ведь именно 4 года ей предстояло учиться в театральной студии. Да и сам вполне мог немного помочь без особого ущерба для своего достатка.
Но ведь сестры уже обязаны дяде по гроб жизни! Он им как отец и лучше знает, что нужно для счастья! Того самого, о котором рассуждала Лида. Его теперь имеет Дмитрий Петрович, приходя к своим девочкам как домой. Здесь ему всегда рады, Надя многое рассказывает, порой советуется... Да и племянницы на загляденье: одна кончает школу, другая работает и учится. Верную он им дал "путевку в жизнь"! Только глупостей не надо делать, а то потом наплачутся. Уж он-то навидался! Пожилому, столько испытавшему в своей нелегкой жизни человеку, хорошему и порядочному, даже в голову не пришло: а вдруг он ошибается, и театр - судьба Надежды? Как это? Он - и не прав?! Дядя много дал, можно сказать, часть жизни. А теперь взял и, пожалуй, даже больше.
Так откуда силы? Всё просто: Надя любила сестру, для нее по-прежнему маленькую. А когда любишь, о себе не думаешь. И радость другого - удесятеренная собственная. Кто любит, поймет.
С сестрой лад и взаимопонимание, Лида делится с ней своими заботами и проблемами. Надя, как всегда, опора, подскажет и поможет.
Тем временем старшей уже 28 лет. Давно пора бы замуж, но за кого? Дмитрий Петрович пригласил для знакомства своего молодого коллегу. Надя ждет, прихорашивается, а Лида спрашивает: Как ты можешь? Придет человек... будет тебя разглядывать... Я бы не смогла. Такая она, сестренка! "Поддержала" и "ободрила". А дядя-то прав: где и как им встретиться? Работают в разных местах, общих знакомых нет, на танцы в таком возрасте не ходят... Что здесь неприличного?! Разглядывать!
Да еще по настоянию дяди прогнала Кирилла, из-за которого чуть не погибла Лида и еще трое общих друзей...
На улице та самая зима, ветер гонит снег на Неву и Фонтанку, на мосты и трамваи, на дома и тротуары. А в душе Нади эмоциональный раздрай, такой она встретила Володю. Дядя доволен: практически на блюдечке поднес жениха - достойного, симпатичного. Инженера! Надя:
- Хотите чаю?
- Нет, спасибо. Расскажите о себе.
- Да ничего интересного, лучше вы о себе.
- Нет, ваша-то жизнь героическая, поделитесь!
- Так, молодые, танцуйте! - вступает дядя. Те слегка потоптались в как бы вальсе.
- Может, чаю?
- Отстань со своим чаем, нескладеха!
Такого гостя не может занять! Я привел - теперь давай, развлекай, старайся!
Вот так. Двое мужчин. Девушка, которая в ТАКОЙ ситуации первый раз. Ей неловко и неуютно. Но ДОЛЖНА она! Всем и всегда! И только она! Вечно как на экзамене.
Ну, Надежда им и выдала полную программу для поступления в театральный: прозу, на ходу сочиняя историю про маляра, песню и танец. Актриса! Танец, конечно, импровизация. Но ясно, что мысленно и раньше "видела" эту музыку. Поэтому четко попадает в ритм, смысл и характер зонга из "Трехгрошевой оперы" про воров, бандитов и жуликов. Такой бунт "хорошей девочки". Сели, поехали (дядя в моральном смысле, сестра в материальном) и ноги свесили. Так она же позволяет - значит, всё нормально, ее устраивает, она согласна. Нет! Она отдает свои "долги" с такими "процентами", потому что истинно свободна! Она сама принимает решение и никому не позволит считать, что ее заставили люди или обстоятельства.
Этого не может пока понять Лида, какое счастье - отдать. Его знали детдомовские дети. Они не ели мандарины, чтобы оставить побольше малышам.
Лида винит дядю и сестру. Дяде претензий не выскажешь, а сестра тут, с ней можно не церемониться. Ведь из-за нее же не складывается личная жизнь! Это вы прогнали Кирилла. Он ни в чем не виноват. Здесь его не поняли, тогда он с кем-то познакомился, и она его поняла. Всё естественно.
Вот как! Естественно! Мальчику взрослые запретили встречаться с девочкой, и он послушался! И быстренько в ЗАГС. "Така любовь!" А теперь узелок туго затянут: жена Шура, которая хлебнула больше всех, ни в чем вообще не виноватая. Лида, считающая, что Кирилл ей изменил, а теперь к ней вернулся. И сам молодой мужчина, разрывающийся между двумя любимыми, страдающий от липкой лжи, в которой вынужден быть. Правда, он-то понимает, КТО начертил этот треугольник, и живет с этим знанием о себе.
Ну, вот сестра и выросла. И завела роман с женатым человеком. У нее своя жизнь. Через год закончит институт, потом замуж: семья, дети... А Надя? А она идет побродить туда, где в любую погоду столько лет работала на улице. И сейчас моросит дождь: осень! В тумане застыли огромные погрузочные краны, отдыхают машины и суда. И вдруг - парусник. Паруса собраны, и он словно призрак, сотканный из переплетений рей, мачт и канатов. Загадочный пришелец, соединяющий воду и небо... А мелодию ведет чистый и звонкий голос трубы, летящий высоко и смело, словно чайка. Значит, надо опять попробовать, пойти к ним и сказать: возьмите меня. Мне не надо денег, я так буду работать.
И чудо повторилось, Надя в театре. Правда, роли крошечные. Дядя с Лидой насмехаются: Летела, летела и села. Лида, как водится, не стесняется: Когда тебя брали учиться, ты не пошла, решила, что это неблагоразумно. Значит, так она, уже взрослая, "понимает" отказ сестры от своего счастья! Ни сочувствия, ни благодарности, ни любви. Не потому ли и наказана?
Однако жизнь рядом с Надеждой даром не прошла: она найдет в себе силы отпустить Кирилла. Откажется от "подачки", которую зубами вырывает у жизни, и тоже обретет свободу, как всегда была свободна ее сестра, делавшая свой выбор, понимая, что плата будет очень высока. Но она сдюжила. Поэтому есть с чем идти на сцену, к людям артистке Надежде Резаевой. И понятно, почему, несмотря на ее отказ продолжать знакомство, вновь пришел Володя.
У сестер всё будет хорошо. Они идут по Дворцовой площади, красивые и молодые, как вечно молод и красив этот великий город, лучезарный в любую погоду, живой и неповторимый. Сам выстоял и победил смерть - значит, спасет и поможет тем, кто стоек и честен, в ком жива любовь, кто не боится труда и долга. В общем, каждому настоящему человеку!
.