Найти в Дзене
Роман Ориджинал

Основные боевые единицы Российского флота IX-XVII вв. Часть 1

Развитие флота в государстве непосредственно связано с защитой со стороны моря. В России военные суда появились еще в древности (Х век). Флот нашей страны изначально был по преимуществу речным и не очень развитым. Новым этапом в развитии военно-морского флота стал период правления Петра Великого. Благодаря ему флот получил свое развитие и постепенно стал завоевывать одно из ведущих мест в мире по значимости. Условно датой появления российского Военно морского флота считают 1696 год, когда Боярская дума издала указ: «Морским судам быть». После этого российский флот стал четко организованной воинской дисциплиной,

Усиление военно-морских сил стало особенно востребованным во второй половине XVIII века. В тот период внешняя политическая обстановка отличалась своей нестабильностью, угроза прибрежным городам достигала критической точки. Как следствие, отечественный флот постепенно занял третье место в мире по количеству боевых кораблей. Действенным стимулом к развитию флота было и совершенствование оружия. Например, в конце XVIII — начале ХIХ века появились пушки с высокой пробивной способностью, а также паровые суда, покрытые мощной броней. Мало того, броненосцы не зависели от наличия ветра, так они еще были значительно более выносливыми. Все это привело к созданию броненосного флота. Парусные суда уже не выдерживали атак подобных орудий.

Новым этапом развития российского флота стала смена власти в стране в начале ХХ века. В этот период совершенствовались старые суда императорского флота, строились новые корабли. Происходило усовершенствование подводного флота.

В истории отечественного флота отражается история всего Российского государства. Были победы и поражения... Характерна для российской истории и такая особенность, как бескровные победы, одержанные лишь благодаря существованию Военно-морского флота, его престижу в мире.

Флот в нашей стране является воплощением современных научно технических разработок. В последние годы развитие флота было несколько приостановлено, что привело к устареванию военно-морских судов. Тем не менее ситуация постепенно оптимизируется. Исследователи выделяют ряд тенденций развития отечественного ВМФ. Это и прежде всего разработка теории Военно-морского флота, исследование механизмов сдерживания противника от агрессии, Также можно отметить такую характерную черту, как развитие борьбы на море с применением современного оружия и технических средств.

Ниже описаны основные боевые единицы

Российского флота IX-XVII вв.

СТРУГ

Речное и озерное плоскодонное парусно - гребное судно с одинаково острым носом и кромкой. Длина 20-45м
Ширина 4-10 м                                                                                                                                   Экипаж от 60 до 80 чел.                                                                                                                       Имел 6—20 пар весел, прямоугольный парус, используемый при попутном ветре, некоторые — прерывистую палубу, каюту. В ХVI-XVII вв. небольшие струги использовались для защиты речных торговых караванов от разбоя
Речное и озерное плоскодонное парусно - гребное судно с одинаково острым носом и кромкой. Длина 20-45м Ширина 4-10 м Экипаж от 60 до 80 чел. Имел 6—20 пар весел, прямоугольный парус, используемый при попутном ветре, некоторые — прерывистую палубу, каюту. В ХVI-XVII вв. небольшие струги использовались для защиты речных торговых караванов от разбоя

ЛАДЬЯ

Основная боевая единица средневековой Руси.Парусно-гребное судно, в несколько изменном виде просуществовавшее до XIX в.                                                                                                               Длина около 25о м                                                                                                                                            Ширина около 8 м                                                                                                                                                  Грузоподъёмность до 200 т                                                                                                                                    Экипаж т 40 до 60 чел.
Основная боевая единица средневековой Руси.Парусно-гребное судно, в несколько изменном виде просуществовавшее до XIX в. Длина около 25о м Ширина около 8 м Грузоподъёмность до 200 т Экипаж т 40 до 60 чел.

ЧЕЛН

Гребная лодка из досок или цельного ствола дерева,обычно без киля,с острым носов и тупой кормой.Длина челна от 3-3,5 до 6-7 м и более.Иногда имел съёмную мачту с небольшим парусом.
Гребная лодка из досок или цельного ствола дерева,обычно без киля,с острым носов и тупой кормой.Длина челна от 3-3,5 до 6-7 м и более.Иногда имел съёмную мачту с небольшим парусом.

ОСИНОВКА

Небольшое судно поморов, выдолбленное из ствола осины с набоинами по бортам.              Длина около 5—7 м                                                                                                                                Высота борта 0,5—0.8 м                                                                                                                            Осадка 0,3 М                                                                                                                                 Грузоподъемность до 350 кг                                                                                                                         Имело от 2 до 4 пар весел, иногда оснащалось мачтой. На изготовление такого судна уходило в среднем от 3 до 5 лет. Ледовый пояс устанавливался для более удобного передвижения судна по льду.
Небольшое судно поморов, выдолбленное из ствола осины с набоинами по бортам. Длина около 5—7 м Высота борта 0,5—0.8 м Осадка 0,3 М Грузоподъемность до 350 кг Имело от 2 до 4 пар весел, иногда оснащалось мачтой. На изготовление такого судна уходило в среднем от 3 до 5 лет. Ледовый пояс устанавливался для более удобного передвижения судна по льду.

РАНЬШИНА(раншина, рончина, роншина)

Парусно-гребное промысловое судно северных славян (поморов). Имело 2—3 мачты. Грузоподъемность — 20—70 тонн. Использовалось в период ХI—ХIХ вв. с целью промысла рыбы и морского зверя в тяжелых ледовых условиях. Судно имело яйцевидную форму подводной части корпуса. При сжатии льдов оно выдавливалось на поверхность. Для сообщения с берегом во время стоянки на якоре на борту раньшины имелась лодка-осиновка.
Парусно-гребное промысловое судно северных славян (поморов). Имело 2—3 мачты. Грузоподъемность — 20—70 тонн. Использовалось в период ХI—ХIХ вв. с целью промысла рыбы и морского зверя в тяжелых ледовых условиях. Судно имело яйцевидную форму подводной части корпуса. При сжатии льдов оно выдавливалось на поверхность. Для сообщения с берегом во время стоянки на якоре на борту раньшины имелась лодка-осиновка.

ШИТИК

Парусно-гребное судно новгородцев. Использовалось в ХI-ХV вв.                                                         Длина 12—15 м                                                                                                                                          Ширина  3—4 м                                                                                                                            Грузоподъемность 15—24 т                                                                                                                            Шитик имел одну мачту с прямым парусом, весла и навесной руль, Доски обшивки судна крепили к набору и сшивали друг с другом жгутами из мочала или вицей. Парус и оснастку выделывали из шкур. В средней части судна располагался навес для защиты груза от дождя, в корме — кубрик для команды. В XIII в. шитик был наиболее распространен как транспортное судно поморов
Парусно-гребное судно новгородцев. Использовалось в ХI-ХV вв. Длина 12—15 м Ширина 3—4 м Грузоподъемность 15—24 т Шитик имел одну мачту с прямым парусом, весла и навесной руль, Доски обшивки судна крепили к набору и сшивали друг с другом жгутами из мочала или вицей. Парус и оснастку выделывали из шкур. В средней части судна располагался навес для защиты груза от дождя, в корме — кубрик для команды. В XIII в. шитик был наиболее распространен как транспортное судно поморов

КОЧ

Представлял собой однопалубное плоскодонное парусное судно с несколько приподнятыми носом и кормой, имел несложное парусное вооружение, которое состояло из мачты и прямого паруса, сшитого из мож.  
Длина 16—24 м                                                                                                                                           Ширина 5—8 м                                                                                                                                 Грузоподъемность 15—24 т                                                                                                                                              С помощью весел и паруса коч достигал при попутном ветре 7- 8 узлов.                                                     Был приспособлен к плаванию во льдах.
Представлял собой однопалубное плоскодонное парусное судно с несколько приподнятыми носом и кормой, имел несложное парусное вооружение, которое состояло из мачты и прямого паруса, сшитого из мож. Длина 16—24 м Ширина 5—8 м Грузоподъемность 15—24 т С помощью весел и паруса коч достигал при попутном ветре 7- 8 узлов. Был приспособлен к плаванию во льдах.

ПАРУСНЫЙ КОРАБЛЬ *ОРЁЛ*

-8
Первый русский трехмачтовый корабль, спущенный на воду з 1668 году.  
Длина . 24,5 м                                                                                                                                              Ширина 6,5 м                                                                                                                                                 Осадка 15 м                                                                                                                                        Водоизмещение 250 т                                                                                                                                        Экипаж 58 чел.                                                                                                                                       Вооружение: 22 пушки (пищали), 18хб-фунтовых и 4х3 фунтовых, 40 мушкетов, 40 пар пистолетов и ручные гранаты . 

Чертежей или других достоверных изображений «Орла» не сохранилось. Представленный здесь рисунок выполнен исходя из наиболее вероятного предположения, что в конечном итоге «Орел» являлся разновидностью голландских пинасов. В последующем наименование «Орел» в русском флоте носили: 16 пушечный бриг, принимавший активное участие в русско-иранской войне 1826—1828 гг, эскадренный броненосец и госпитальное судно, участвовавшие в русско-японской войне 1904—1905 гг. в составе 2-й Тихоокеанской эскадры
Первый русский трехмачтовый корабль, спущенный на воду з 1668 году. Длина . 24,5 м Ширина 6,5 м Осадка 15 м Водоизмещение 250 т Экипаж 58 чел. Вооружение: 22 пушки (пищали), 18хб-фунтовых и 4х3 фунтовых, 40 мушкетов, 40 пар пистолетов и ручные гранаты . Чертежей или других достоверных изображений «Орла» не сохранилось. Представленный здесь рисунок выполнен исходя из наиболее вероятного предположения, что в конечном итоге «Орел» являлся разновидностью голландских пинасов. В последующем наименование «Орел» в русском флоте носили: 16 пушечный бриг, принимавший активное участие в русско-иранской войне 1826—1828 гг, эскадренный броненосец и госпитальное судно, участвовавшие в русско-японской войне 1904—1905 гг. в составе 2-й Тихоокеанской эскадры