Вдогонку ушедшему январю расскажу о ещё трёх прочитанных в том месяце книгах. Краткое содержание (как теперь пишут на всяких бестолковых сайтах) за 5 секунд: сопереживание - недоумение - веселье. В этот раз я даже нашла кое-что глобально объединяющее эти три книги (естественно, кроме детей - главных героев): у меня в каждом случае сомнения, кто же целевая аудитория, кому это адресовано.
Ирина Лукьянова "Стеклянный шарик"
Столько эмоций от одной книги!
Вначале радостное узнавание и прочитывание-проживание знакомых детских состояний.
Потом досада, недоумение и злость на нарастающую травлю (хотя так она ни разу не названа, слово "буллинг" тоже не появляется).
Еще сопереживание героине, временами даже восхищение тем, как она смогла отреагировать или не отреагировать. Но на самом деле радоваться нечему.
Постоянные раздумья о детях, которые выбиваются, которые не такие, как все.
Вроде и есть удовлетворение к концу тем, как сложилась в итоге жизнь героини, но ситуация с сыном вновь возвращает к начальной точке.
Интересен образ стеклянного шарика. Он появляется не один раз, и каждое появление уносило меня мыслями далеко. Это и собственное детство, и метафоры самого разного качества.
Я прочитала с интересом, но будет ли интересна эта история подросткам? Вероятно, да, иначе в третьем сезоне "Книгуру" (2012-2013) не получила бы третье место. Но почему тогда больше десяти лет распродаётся бумажный тираж? Уж точно причина не в том, что текст есть в открытом доступе на "Книгуру": другие тоже есть, но разлетаются. Кстати, там адресована подросткам 13-16 лет. А я бы больше взрослым порекомендовала.
Ирина Алымова "Скорей рисуй дракона"
Меня зацепил не дракон, а обещанные рассказы о подростках. Поняла быстро: не моё, целевая аудитория, возможно, и оценит мистическую и даже фантастическую составляющую историй, но мне это мешало.
Рассказы расположены в порядке взросления героев (содержание сфотографировала, оно в галерее) с 5 по 11 класс, а потом идёт ещё притянутая за уши, на мой взгляд, профориентация.
Не искала, как складывался сборник, но к концу чтения посетила мысль, что в какой-то момент была придумана такая вот композиция и недостающие (как и избыточные) элементы просто подгонялись под идею. В рассказе "Жмых", который вообще-то с указанием 9 класс, главный герой всего лишь в 7-ом (в галерее есть фото). Кстати, это единственный рассказ, который ещё некоторое время возвращал мыслями к себе. Любопытный образ, и даже уход в мистику-фантастику был интересен, но финал такой... совсем наивный.
Ой, а первый рассказ в форме дневника пятиклассницы - это нечто! Собрать столько сленга в кучу - это постараться нужно. Мои знакомые пяти - и шестиклассники так и не говорят, и не пишут. Я их не только на уроках и факультативах слышу, но и на переменах во время общения друг с другом. И даже тогда слышу, когда они меня не видят. Там, конечно, много чего услышать-то можно, но такого безумного коктейля нет.
Хорошо, что дальше это наслоение сленга на сленг пропадает, отдельные словечки могут мелькать, но уже нет такого засилья, как в "5 классе".
Героев половины рассказов хочется отправить на беседу к психологу, а вторую - к психотерапевту на приём. Им помощь нужна.
Темы в рассказах самые популярные, но ничего для себя нового не увидела я, прочитать и обсудить с детьми не захотелось. И даже не понимаю, детям какого возраста будет он интересен от и до, там пятиклассники волосы в зелёный цвет красят и жёлуди жуют, а в последнем рассказе нам упорно намекают семью строить по любви и жить своей жизнью.
Пока писала, поняла, что мне сюжеты этого сборника напоминают! Время от времени дети, чувствующие в себе желание самовыразиться на бумаге, начинают отчаянно писать. Иногда показывают и рассказывают, куда их завела фантазия. Очень похоже!
Александра Зайцева, Ксения Комарова "Василиса ноль калорий"
Первое же предложение заставило меня бурно возмущаться!
Меня зовут Василиса - вот такое редкое имя и чудесный повод для глупых шуток.
Редкое? Этих Василис сейчас на каждом шагу! Вот имя Рая - редкое, я только одну знаю, да и то в почтенном возрасте, а Василис с легкостью нахожу рядом, много их.
Про "так не бывает" и "такого быть не может" придётся забыть быстро, так как вся история сплошной гротеск и абсурд, но с яркими акцентами на узнаваемые типажи и ситуации. Взяла вечерком, чтобы перед сном начать, прочитать пару-тройку десятков страничек. В итоге спать легла, когда прочитала полностью: разгоняешься и не остановиться! Где-то предугадываешь, где-то ошибаешься и веселишься над затеями авторов.
Не могу сказать, что хохотала, как над повестью "АПС", но улыбалась часто. Отдельное удовольствие - язык. Игра слов, остроумные обороты, словесные пикировки - всё это для меня сглаживало какие-то безумные моменты в развитии сюжета.
За пару месяцев я уже не раз встретила отзывы от веселящихся при чтении книги взрослых, но пока не знаю ни одного подростка с такой же реакцией. Точнее, с любой реакцией не знаю - не встречала сама ещё подростков, прочитавших книгу. И кто же тут целевая аудитория?
Смешно вспоминать о моих ожиданиях от книги: только по названию и кусочку аннотации я представила, что это продолжение темы, заявленной у Клементины Бове ("Королевишны #3колбаски"), Кристине Нёстлингер ("Гретхен"), а она-то тут вскользь. Кстати, новогодний эпизод на сайте "Лабиринта" я тоже прочитала для полноты картины. Вот абзац, в котором хорошо видно, как авторы веселятся:
Несчастному ребенку тети Раи предстояло обзавестись самым чудовищным детским гардеробом на свете — моим. Мама упаковала ветошь в три огромных пакета. Пока она возилась, я написала сообщение Орешечко, чтобы тоже ехал к тете Рае. Пытки, как известно, дело коллективное. Орешечко тут оборзел совсем, начал корчить из себя взрослого и рассуждать про правильную семью, где семеро по лавкам, отец работящий, мать с цистерной борща. Из всей этой картины мне интересен только борщ.
Надо поэкспериментировать, прочитать детям какой-нибудь отрывок, посмотреть за реакцией.
Всё, в январе больше ничего не читала, пойду в февральское чтение погружусь, у меня там сказка 18+.
Начало январского чтения: