Найти тему
Правосудие для всех

Что есть «чисто английское убийство»?

Оглавление

Продолжая тему психосферной природы преступления начатую в статье «Паук паука чует издалека» рассмотрим канон классического английского детектива.

Как жанр тема захлестнула литературу в первой трети ХХ века. Этот период называют «золотым».

-2

10 заповедей детективного романа


Британские писатели в 1920-х годах создали Детективный клуб. В 1929 году Рональд Нокс составил так называемые «10 заповедей детективного романа».

Заповеди гласят:

1. Преступник должен быть кто-то из упомянутых в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было дозволено следить.

2. Детектив, как рациональный литературный жанр, не может иметь сверхъестественную или потустороннюю подоплеку.

3. Неприемлемо использование более одного потайного хода.

4. В детективном романе не могут быть неизвестные науке яды и хитроумные устройства, требующие долгого объяснения.

5. В произведении не должен фигурировать китаец( в дешёвых детективах наблюдался перехлёст по части китайцев).

6. Ни безосновательная, но верная интуиция, ни счастливый случай не могут помогать сыщику в расследовании преступления.

7. Преступником не может оказаться детектив.

8. Детектив не может ничего утаивать от читателя, дабы поддерживать дух честной игры.

9. Глуповатый друг детектива, Уотсон или Гастингс в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать — но только совсем чуть-чуть — среднему читателю.

10. Неразличимые братья-близнецы и вообще двойники не могут появляться в романе, если читатель должным образом не подготовлен к этому.

Однако в данном разборе мы будем говорить о камерном детективе (все события происходят внутри одной локации (пароход, экспресс, усадьба) и наше разъяснение будет противоречить пункту 2 детективного катехизиса.

Дело в том, чтобы сохранять интригу автор показывает читателю, что все персонажи имели мотивы для убийства. Таким образом автор указывает на коллективно-бессознательную среду в которой происходит преступление, но как рационал, он в конце повествования обязан в финале ткнуть пальцем в конкретного персонажа.

Говоря вначале о коллективно-бессознательной среде я употребил слово «эгрегор». Что это такое подробнее.

-3


Что такое эгрегор


Сразу замечу, что знание это не для всех, поэтому объяснение ему трудно найти в словарях для поступающих в наивысшие учебные заведения.

Чтобы не идти по пути предшественников усложняющих понимание, переведу понятие эгрегор как «сфера» или «психосфера».

Увидим многообразие «сфер» на примере одного дня жизни человека.

Человек проснулся и после утреннего туалета оказался за семейным завтраком.

Пусть наш герой в этой «сфере» носит статус «отца семейства». Оговорюсь, что по отношению к ролям в эгрегоре я допускаю умышленную ошибку.

Пусть за столом отец, мать, дочка-школьница и сын-детсадовец. Во время завтрака возникает неловкость дочери, в результате испачкана школьная форма. Последующие варианты:

а) дочь самостоятельно идёт приводить форму в порядок либо менять её на другую;

б) мать исправляет оплошность дочери и шутит;

в) мать ругает дочь, дочь срывается на брата, брат пинает кошку под столом, отец всех примиряет.

Так или иначе все три варианта логически завершены. Так же и в детективе:

определение преступника требует не абстрактное торжество справедливости, а логическое завершение повествования как гештальта.

-4


Многообразие «психосфер» в окружающем нас мире


Далее отец отправляется на службу на личном автотранспорте. Будучи обложенным по маршруту многочасовыми пробками он вовремя припарковывается и следует к месту в общественном транспорте.

Дома, за рулём, в метро, на службе, вечером с друзьями на матче он попеременно попадает в различные сферы каждая из которых наполнена своей алгоритмикой.

Герой попадает в каждую сферу как в эгрегор по наличию совместимости и благодаря набору из трёх ключей:

а)
действующие нравственные стандарты личности, фактически управляющие обработкой информации в психике индивида, должны быть идентичны нравственным стандартам, свойственным алгоритмике эгрегора (чем больше таких идентичных нравственных стандартов в паре «личность – эгрегор», и чем они более высокоприоритетны, тем более глубокие связи личности с эгрегорами)(в навшем случае больше подходит для сфер «семья», «друзья», может быть «служба»);

б)
индивид является носителем алгоритмики, характерной для эгрегора, либо каких-то фрагментов тех или иных алгоритмов (больше подходит для «служба», «работа», «друзья», «дорожное движение»)

в)
индивид является носителем информации, характерной для эгрегора (для «общественный транспорт» наличие нормального внешнего вида при прохождении фейс-контроля и наличие проездного документа).

-5


Эгрегориальный статус


Мать, отец, глава семейства, начальник, пассажир, друг-товарищ — наименования неподходящие для статуса в эгрегоре.

Статус может меняться на протяжении времени, а в разных «сферах» статус одного и того же индивида может быть тоже разным. Основные возможные статусы индивида в эгрегорах:

«дойная корова» – индивид только подпитывает эгрегор своей энергетикой, что в подавляющем большинстве случаев не идёт ему на пользу, либо является для эгрегора источником каких-то иных ресурсов – информации, алгоритмики, каналов информационного обмена и т.п.;

«исполнительный элемент» – индивид вписывается в алгоритмику эгрегора и играет в ней определённые не управленческие (по отношению к эгрегору) функции (это происходит большей частью безсознательно);

«эгрегориальный лидер», «эгрегориальный менеджер» – индивид способен управлять эгрегором на основе информационно-алгоритмического наполнения эгрегора, однако не изменяя его (это может быть как осознанным, так и безсознательным);

«программист» – способен изменять информационно-алго­ри­т­мическое наполнение эгрегора (это требует некоторой осознанности).



Практическое занятие


Остановим поток теории и вернёмся к конкретному камерному английскому детективу.

Частично, только частично, разберём двухсерийный советский телефильм 1974 года «Чисто английское убийство».

-6

Действие фильма происходит в Великобритании. Накануне праздника Рождества в фамильный замок лорда Томаса Уорбека в окрестностях Чатема съезжаются родственники и друзья. Лорд Уорбек безнадёжно болен, врачи давали старику время до сочельника, и ему захотелось на Рождество собрать в доме всех тех, кто дорог лично ему, в последний раз насладиться семейной идиллией.

Уточняю, забегая вперёд, что лорд при смерти и его смерть изменит статусную алгоритмику внутри семьи на что надеется, в глубине сердца, каждый из приглашённых, а кому то есть время изменить алгоритмику в свою пользу.

Действующие лица внутри детективного кольца:



Центровое событийное кольцо


Лорд Уорбек — хозяин при смерти

Роберт Уорбек — сын лорда, лидер экстремистской молодёжной организации

сэр Джулиус Уорбек — кузен милорда, министр финансов Её Величества

миссис Карстерс — жена ближайшего помощника министра, дочь местного пастора, вхожая в дом Уорбеков с детства

Камилла Прендергаст — девушка выросшая рядом с Робертом

Это центровое кольцо имеющее по факту приглашения и алгоритмических амбиций вход в родовую психосферу Уорбеков

-7

Сюжетное кольцо


Лица неприглашённые, но по воле обстоятельств и распорядка оказавшиеся в детективном кольце:

доктор Ботвинк — эмигрант из Европы, историк, разбирающий фамильный архив рода Уорбеков

сержант Роджерс — охранник министра финансов

Бриггс — старый дворецкий

Сюзанна — дочь Бриггса

Часть этих персонажей могут иметь ключи для вхождения в родовую психосферу Уорбеков, но зрителю на это в первой части только намекают.



Информационное кольцо


Персонажи, которые не попадают в дом. Они либо сопровождают гостей на части пути либо с ними разговаривают по телефону.

Очень хороший приём в экранизации, так как позволяет зрителю ненавязчиво получить информацию для понимания полной картины перед началом событий.

-8



Кто есть кто в центровом кольце?


Вот какие расплывчатые предложения пишут, когда не желают разбираться с психосферой: расследование произошедшей смерти Роберта очень осложняется тем, что практически все присутствующие оказываются связаны между собой странными, не самыми приятными и иногда очень неожиданными отношениями. Совершенно непонятны ни принципы выбора жертв, ни возможные мотивы преступления.

Разберёмся с эгрегориальным лидерством.

Номинальный лидер — лорд Уорбек. Но это сегодня, а завтра?

Поскольку Роберт пикируется со всеми, включая участников событийного кольца, пытаясь если не изменить, то исследовать алгоритмику присутствующих он есть открытый эгрегориальный лидер, но тот кто его отравит является скрытым психосферным лидером.

Вот мы собственно выходим на понимание детектива как психосферы: в детективе идёт поиск скрытого лидера. А может программиста?

Программисты


Нет. Программистами детективной психосферы в данном случае являются группа товарищей: автор романа Сирил Хейр, сценаристы, режиссёр и советская цензура.

Последняя напустила туману и поставила под сомнение пункт 8 детективного катехизиса: детектив не может ничего утаивать от читателя, дабы поддерживать дух честной игры.

Дело в том, что Роберт был заявлен авторами как лидер фашистской экстремистской молодёжной организации. К тому же он ярый антисемит. Слово «фашистский» убрали из готового фильма, переозвучили, а то что доктор Ботвинк — еврей-полукровка никому не сообщили. Поэтому непонятен ни допрос с пристрастием Ботвинка ни у зрителя нет понимания, что Ботвинк как все остальные имеет право ненавидеть Роберта.


Заключение


Альфред Александр Гордон Кларк работавший под псевдонимом Сирил Хейр создал добротный образец детектива соответствующего канонам. Не в литературной жизни Кларк был судьёй.

Предположу, что если детективный сюжет имеет несколько колец персонажей, то чем ближе к центру искомый преступник, тем выше качество детективного продукта.

Да и…помните в классификации ролей в эгрегоре было нечто обидное — «дойная корова». Кто будет ею в детективе?

В детективе авторы, как программисты, доят всех персонажей. Но не следует забывать и о зрителях, которые не обдумывают увиденное!

-9