Давайте представим.
Вчера вы увидели как кто-то бодро пронесся по лыжне на велосипеде с огромными колесами, или же обогнал вас по дороге домой шумя колесами аки вездеход. Поздравляю! вы познакомились с фэтбайком.
Сегодня вы гуглите велосипед с толстыми колесами, и мечтаете также круто рассекать по снегу, добро пожаловать в клуб.
Подборка про "Жирные велосипеды" а тут немного советов о том как не купить то, после чего вырабатывается отвращение и непонимание фэтбайк.
Что такое фэтбайк
Фэтбайк тоже велосипед, неожиданно да?
Самое очевидное и главное отличие от классического мтб это огромные колеса до 5.05 дюймов 130мм(встречал упоминание про 5.6 дюймов), такие колеса требуют широкий обод обычно от 80мм до 120мм, за ободом тянется ширина втулок(чтоб обеспечить жесткость колеса), из-за смешения трансмиссии и необходимости увести педали за пределы колеса увеличивают ширину каретки, ну а чтоб это все поместилось в раму расширяют задний треугольник рамы начиная от каретки, также фэтбайки комплектуются более широкими вилками.
Все это обеспечивает большую проходимость и сцепление на мягких и сыпучих грунтах. Данные велосипеды обладают значительно большей устойчивостью, что позволяет легче контролировать равновесие и двигаться на предельно низких скоростях, по сложному рельефу с меньшим расходом сил.
- фэт это весело
- фэт больше для зимы
- на нем проше ехать в сложных условиях
- он не про грязь
- фэт это от 4,5 дюймов меньше это недофэт
- плюсики топчик, демоверсия фэта с возможностью катить. 2.6-3.5 дюйма
Нюансы выбора фэтбайка
Как выбрать?
Выбирать нужно с умом четко понимая свои желания. (Занавес)
Если вы хотите развивать скорость в 45 км/ч вам не нужен фэтбайк.
Если вы не планируете выезжать зимой и у вас нет песчаных грунтов и полей рядом с домом вам тоже не нужен фэтбайк.
Если вы большой и поэтому думаете что вам нужен фэт, нет прочность рамы тут тажа что и у классического мтб.
Даже если все вокруг катают на фэтбайках это не значит что он вам подойдет.
Во всех выше перечисленных случаях вы получите гораздо больше удовольствия купив плюсик (полуфэт) велосипед с колесами 3 дюйма, кроме этого вы получите возможность переделать его с минимальными трудозатратами в классический МТБ.
А если он вам все таки нужен, тогда отправляемся в магазин или на маркетплейс и смотрим.
На что смотреть?
Размер покрышек(ширина)
Купив велосипед в стоки на 4.8-4.9 покрышках вы с большей вероятностью получите полноценный фэтбайк. Пожалуй это самый простой способ уйти от очень китай фэтов.
Ширина обода
Чем шире обод тем больше на нем раскрывается покрышка есть конечно ограничение для покрышки в 4 дюйма обод в 100мм широковат.
Трансмиссия
Фэт не про скорость, сковорода друг фэтбайкера, так что в трансмиссии жиробайка должно быть максимальная понижайка особенно если вы катаетесь по сугробам. Зимой на кассете NX11 42-11 перед 28 я редко опускаюсь ниже 6 звезды, летом редко подымаюсь на 1 и 2.
Крепления колеса
Ось или qr первое конечно предпочтительней, огромный запас прочности и ширина втулки больше. Резьбовую ось с гайками не советую, там часто можно встретить трещетку, такое колесо сильней(гайки при затяжке) повреждает раму и его сложней выставить ровно. При осознанной попытке сэкономить можно аккуратно поэкспериментировать у меня с timetry тт091 получилось достаточно удачно.
Зазор
Расстояние от покрышки до рамы или вилки чем больше тем лучше при одинаковом размере покрышек. Это тот промежуток где будет застревать снег, грязь и листья которые прилипли к покрышке.
Положение цепи относительно покрышки на 1 звезде.
Идея в том чтоб покрышка не терлась о цепь, иначе ездить нормально не получится, будут проблемы с переключением и натяжением цепи.
Фэтбайк это внедорожник, так что купив велосипед с малым передаточным отношением и узкими(для фэта покрышками) вы не сможете раскрыть полностью преимущества данного велосипеда.
Где купить фэтбайк
Китайские фэтбайки активно продают на авито, в околоспортивных магазинах и на летних развалах, а вот покупка чего то более серьезного может вызвать определенные сложности, особенно в регионах где нет крупных веломагазинов. В таком случае остаются только маркетплейс или магазины, которые готовы доставить да вас. Но в таком случае не забывайте запись видео распаковки. Иногда велосипеды не переживают доставки.
Чем плох "Вот этот" с алиэкспресс
Чем он плох, тем что работоспособные детали стоят дороже этого велосипеда. Значит производитель сильно экономит, а детали непонятного происхождения.
Задний аморт стоит от 4к руб, вилка от 6к, элементы подвески должны быть жесткие и устойчивые к боковым нагрузкам, а в местах вращения стоять подшипники или метал втулки.
Самое страшное в таких ультрадешевых велосипедах в том, что непонятно сколько они у вас проживут, особенно если вы активно катаете. Если там что то ломается ремонт практически сразу приближается к цене велосипеда, и достаточно часто выполняется только заменой деталей.
Почему так дорого?
Посмотрите сколько стоит покрышка 26 4.8 от 3 до 6к, если она зимняя и шипованная то больше 12к. Алюминиевый обод под бескамерку стоит 6к а карбоновый около 20к, самый простой, что мне удалось найти стоит 3,5к 100мм ширины и 32 спицы, но он не поддерживает бескамерные покрышки.
Подобные цифры можно получить рассматривая любую деталь велосипеда, поэтому как китайцы умудряются собирать велосипед по цене колеса для меня остается загадкой.
Почему не бу?
Тут все максимально просто, хочешь брать что то с рук ты должен понимать стоимость, то есть тебе необходимо видеть неисправности и понимать как сложно их починить.
Вы же знаете, что купить бентли стоит дорого, но если у бентли мертвая коробка и движок машина сильно дешевеет.(но не факт, что вы это поймете, если машина может ехать)
Какой бы фэтбайк купил я
в личное пользование
- Недавно уже купил себе Б.у мангуста, как альтернативу рассматривал Outleap TITAN. Остальные байки в текущем рынки мне кажутся либо слишком дорогими либо неинтересными для эксплуатации, это касательно как бу, так и магазинов, остаётся ток китай карбон под самосборку.
Взял на тест (велы которые яб не купил, но мне интересно попробовать как они)
- Вот тут мой внутренний недоблогер просто сходит с ума. Хотел попробовать все что есть если сузить рамки то вот пара велов из отложенного: STARK Fat 26.2, Author Sumo, Cannondale fat, Fatbike Timetry TT109(интересно в сравнение с TT091 который я пробовал), Horh Buffalo и оутлип выше упомянутый.
Вопрос только где барть деньги на это(время есть) и куда их потом девать.