Есть мнение, что о «Брексите» стоит поговорить ещё раз. Ибо первая попытка показала, что тема эта по-прежнему волнует умы. Не только в России, но и в самой Англии, как пишет один из читателей, люди как сейчас помнят, что их страна недавно куда-то откуда-то вышла. Жалеют очень.
В Англии, действительно, стало хуже. Причём, это не чья-то пропаганда, поскольку данный факт не оспаривается никем. Но «хуже» – это ни о чём, в принципе. Везде стало хуже. Весь мир катится в то что не может быть названо по соображениям цензуры. И дальше будет только ещё хуже, и хуже, пока не станет плохо совсем. Солнце превратится к красный гигант, потом в белый карлик. Потом в чёрный. Стоит ли беспокоиться из закрытия пабов и подорожания рыбы в свете неизбежности тепловой смерти вселенной?
То есть. Хуже стало, – это факт. И многие в Англии считают, что изменения могут быть связаны с выходом из ЕС. Но это уже – не факт. У тех же, кто не вышли, тоже стало… Уверенно сказать можно лишь то, что после «Брексита» в Великобритании не стало лучше. И на этом следует остановиться.
Лучше не стало. Англичане ничего не достигли. Это можно считать доводом в пользу прогрессивной роли процессов глобализации. А следовательно, неизбежности их продолжения. Но можно и задаться вопросом, чего, собственно, англичане достичь хотели? Зачем выходили-то?
Ну… там был длинный список претензий к «брюссельским бюрократам». Малопонятных и никому не интересных. Видимо, ещё и не слишком обоснованных, так как Великобритания изначально занимала в ЕС привилегированное положение. Наднациональные институты, – тот самый «Брюссель» – ограничивали её суверенитет по минимуму, сравнительно с другими странами Европы. Список же короткий, – основные аргументы сторонников выхода из ЕС – сводились к проблеме мигрантов и неявной апелляции к тоске британцев по былому величию.
В основном же обсуждались мигранты. Тогда шла война в Сирии, – но мы ещё, как следует, за «весь мир» не взялись, – и в Европе наплыв беженцев являлся самой обсуждаемой проблемой. Все только об этом и говорили: правые о том, что проблема есть, а либералы о том, что проблема есть, но заключается она в существовании правых. «Мигранты» – это, вообще, хорошая, богатая, хайповая тема, на которой легко подняться…
То есть, англичане решили выйти из ЕС, – хотя свобода их и пугала, – во-первых, поскольку зависимость оскорбляла дух некогда великого народа. Во-вторых же, чтобы поставить плотину на пути потока носителей чуждых культур, заполонивших страну. В Лондоне «не белое» население составляло уже более половины, и что-то с этим нужно было делать.
...Однако, как пишет комментатор, ситуация с пакистанцами после выхода из ЕС лишь ухудшилась. Как это могло случиться?
Так и могло. «Что-то» делать было нужно. Но англичане же ничего не сделали, чтобы эффективно ужесточить правила въезда и пребывания иностранцев. Не сделали потому, что это были бы неправильные, не либеральные правила. И (ужас осознания) моральную ответственность за их принятие нельзя было бы уже переложить на Брюссель.
Англичане ничего не достигли, поскольку… независимость им была не нужна. Они ею не воспользовались, допустим, начав проводить самостоятельную политику. Или, – допустим, – путём защиты внутреннего рынка развивать собственные производства. Или, – как в случае с мигрантами, – хотя бы путём принятия законов, противоречащих европейским ценностям. Да и с какой бы стати? Великобритания не видит себя иначе, нежели в роли «самого преданного союзника США». Англичане не видят иных сценариев развития, кроме дальнейшей интеграции в систему мирового разделения труда, в рамках которой они готовы взять на себе элитное образования и финансы. Что же касается европейских ценностей, то в этой области они стремятся к лидерству.
Если ничего не хотеть и ничего не делать, то и не получить ничего, кроме проблем, – проще простого.
О чём речь?.. Ну… Англичане вышли из ЕС, но ЕС-то из них не вышел.
Можно добавить и ещё одно наблюдение: свобода пугает тех, кто не собирается ею пользоваться.