В этом цикле материалов индийский автор Джаярам В. исследует символическое значение чисел от нуля до десяти с индуистской точки зрения и их связь с некоторыми важными концепциями и божествами индуизма. В ней также прослежено, как древние индийцы использовали числа для организации своих знаний о творении и систематического установления порядка божеств в сложном пантеоне, чтобы представить грандиозный взгляд на индуистскую космологию с числовой точки зрения.
В этой статье поговорим о 5 и 6. Ссылки другие числа в конце материала.
Пять Панчан
Пятерка – символ физического тела и планеты Земля. Земля — пятый элемент из пяти великих элементов (Панча Махабхута).
Эфир (акаша) – это первый элемент, сущность самого Бога. Вездесущий, он всегда был, никогда никем не создавался и не был рожден. Ни одно из чувств не может достичь его, включая ум.
Воздух (вайю) – следующий элемент. В некоторых отношениях он похож на эфир, но все же доступен большинству органов чувств.
Агни (огонь) – третий элемент. Частично похож на вайю, но его тело (пламя) имеет цвет, тепло и запах. И вайю, и агни принадлежат средней области творения (бхур), тогда как эфир принадлежит высшей области (сува).
Вода (джалам) – четвертый элемент. Это самый важный элемент с точки зрения Земли, потому что из него зародилась жизнь на Земле.
Земля (притхви) – пятый элемент. Самый плотный и грубый из пяти элеметтов.
Согласно Упанишадам, а также Аюрведе наши земные тела в основном состоят из земли и воды, которые являются самыми плотными из пяти. Следовательно, у нас есть ограничения в движениях, осознании и опыте.
Физическое тело называется аннамайя коша, потому что оно полностью создано пищей (аннам). Это наша внешняя оболочка, и ее питание и контакт с объектами чувств зависят исключительно от чувств. Поскольку мы в первую очередь осознаем на физическом уровне, мы отождествляем себя со своими грубыми телами и наше выживание и существование зависят от еды и воды.
Аскеты, которые преодолевают ограничения тела посредством аскезы и духовной дисциплины, могут долго обходиться без еды, потому что они знают, как питать свое тело другими способами, получая энергии других элементов.
Таким образом, земное тело связано с чувствами. Чувств пять: кожа, глаза, нос, уши и язык. Считается, что это пять внешних или физических чувств и пять средств познания. Через них мы взаимодействуем с объектами нашего мира. Пяти внешним чувствам соответствуют пять органов действия, или кармендрии: руки, ноги, гениталии, гортань и анус.
Эти пять органов выполняют пять функций: хватание, хождение, порождение, речь и выделение. Это пять способов сделать что-либо.
Кроме того, существует пять тонких или внутренних органов чувств, известных как танмантры: осязание, форма, запах, звук и вкус. Это пять средств получения опыта.
У людей есть все внешние и внутренние органы чувств, но у тонких существ есть только тонкие чувства, или танматры, что означает, что они могут испытывать то же, что и мы, но без зависимости от органов чувств и без средств для познания или действия. Люди, практикующие аскетизм и йогу, могут пробудить свои тонкие чувства и познать мир посредством своих необычайных сиддх или сверхъестественных способностей без необходимости знать или делать.
Таким образом, число Пять является символическим изображением земли и земного тела. Мы также обнаруживаем, что это число связано со многими другими концепциями индуизма.
- В шиваизме мы имеем пятикратное проявление Парамашивы или Парамешвары (первичного существа): Брахма (творец), Вишну (хранитель), Рудра (разрушитель), Махешвара (скрывающий) и Садашива (раскрывающий).
- В вайшнавизме существуют пять аспектов Вишну как Ишвары: пара (трансцендентный), вьюха (эманирующий), вибхава (воплощающийся), антарьями (имманентный) и арчаватара (освященный образ).
- В Веданте есть пять качеств Высшего Существа (Сагуна Брахман): истина (сатьям), знание (джнанам), бесконечность (анантам), блаженство (анандам) и чистота (амалатвам).
- В Ведах мы находим упоминание о пяти священных огнях.
- В религиозной литературе мы находим упоминания о пяти типах преданности.
- В традиционной форме индуистского поклонения есть пять типов поклонения, совершаемых перед идолом, каждый из которых соответствует определенному органу чувств (воздух, вода, пламя, благовония, еда).
- Индуистский календарь называется панчанг, потому что он состоит из пяти анг (частей). Это титхи (сутки), вара (день недели), накшатра (положение звезд), каран (положение луны) и йога (благоприятный момент).
- В Шветашватара Упанишаде, мы сталкиваемся с пятью видами ошибок, пятью дышащими ветрами, пятикратным источником сознания, рекой жизни и ее пятью водоворотами, пятью сильными волнами печали, пятью стадиями боли и пятью опасными извилистыми поворотами.
- В индуистских храмах божествам предлагают еду, состоящую из пяти сладостей, называемых панчамрита.
- Считается, что когда человек умирает, он находится в пятом состоянии (панчама авастха), поскольку остальные четыре элементальных тела покинули этот мир.
- Манмадха, бог любви, известен как Панчешу, потому что он носит пять стрел (соответствующих пяти чувствам), которыми он пронзает сердца влюбленных.
Мы также находим ссылки на:
- пять пищеварительных сил в организме,
- пять методов лечения в Аюрведе (Ваман - введение рвотных средств - речан, чистка, насья - введение стернутаторов, ануваса - введение маслянистой анимы и нирухан - введение обычной клизмы),
- пять продуктов коровьего происхождения: молоко, творог, топленое масло, масло и моча,
- пять тантрических веществ (пять М): вино, мясо, рыба, мудра или жест и половой акт,
- пять типов дыхания: прана, апана, вьяна, удана и самана,
- пять величайших грехов (панчамахапатакам),
- пять ежедневных жертвоприношений брамина,
- пять тем Пуран,
- пять видов солей, пять видов вата (инжирных) деревьев (панчавати) и
- пять Пандавов из эпоса Махабхарата.
Шесть, Шаштан
Число шесть является символическим представлением человеческого разума. Ум — шестой орган чувств, обладающий шестью способностями: разумом, эмоциями, мыслью, осознанием, знанием и интеллектом, а также шестью врагами или нечистотами: похотью, гневом, жадностью, гордостью, заблуждением и завистью.
Самый мощный орган человеческого тела — это место нашего знания и невежества, а также причина нашего рабства и освобождения. Ум, который вышел из-под контроля или находится под контролем шести упомянутых выше загрязнений, является причиной нашего рабства и страданий. Ум, чистый и замкнутый в себе от чувств, является идеальным средством для достижения самореализации.
Упанишады неоднократно подчеркивают важность наличия чистого ума для реализации Брахмана, так же как и Бхагавадгита. Вот что утверждает Мундака Упанишада:
Весь ум соткан из чувств, но в чистом уме сияет сияние Атмана.
В Майтри Упанишаде мы встречаем следующие стихи:
Самсара, двойственность жизни, происходит в уме. Поэтому пусть человек хранит свой ум в чистоте, ибо о чем человек думает, таким он и становится. Это тайна вечности. Ум человека бывает двух видов: чистый и нечистый: нечистый, когда он связан с желанием, и чистый, когда он свободен.
Эта чистота достигается практикой йоги, самодисциплиной, контролем над чувствами, преданностью, бескорыстными действиями, созерцанием и медитацией. Высший Путь к самореализации начинается только тогда, когда ум и пять чувств неподвижны, а разум (буддхи) погружается в молчание (Катха Упанишада).
С помощью ума человек испытывает три состояния: состояние бодрствования (джаграта), состояние сна (свапна) и состояние глубокого сна (сусупти). За этими тремя состояниями находится чистое (турия) состояние Атмана, которое «не является ни внешним сознанием, ни внутренним сознанием, ни полусознанием, ни спящим сознанием, ни сознанием, ни бессознательным». Его можно пережить, только превзойдя ум и войдя в состояние самадхи, став чистыми в мыслях и делах посредством йоги и духовной дисциплины и под руководством мастера. Так утверждает Майтри Упанишада:
Когда ум безмолвен, находясь за пределами слабости и несосредоточенности, он может войти в мир, расположенный далеко за пределами ума, что является высшей целью.
Мы находим упоминание числа шесть в связи с другими понятиями:
- Веданг, известных как части Вед, насчитывается шесть (шикша, кальпа, вьякарна, нирукта, чандаса и читихи).
- Тантр также шесть.
- В брахманах брахману предписывается выполнять шесть обязанностей: обучение, самобучение, совершение жертвоприношений, принесение жертвоприношений и благотворительность: для выживания ему было разрешено шесть занятий, включая сбор подаяний, торговлю, земледелие и т. д.
- Правителю в древней Индии разрешалось получать в качестве своей доли одну шестую часть продукции от крестьян.
- Тантрические маги совершали шесть магических действий: создание предметов и явлений, введение в заблуждение, обездвиживание, создание вражды, разрушение врага и причинение смерти.
- Существует шесть индуистских философских школ: санкхья, йога, ньяя, вайшешик, пурва и уттара-миманса и веданта.
- Шестиугольник является символом Дурги и используется в тантрических символах.
- Катьяяни, аспект Дурги, известен как Шашти.
- Супружеская пара выполняет шастипурти, когда мужу исполняется 60 лет, а жена еще жива.
Джаярам В.