Найти в Дзене
ИндияСвами

Значение чисел 2 и 3 в индуизме

В этом цикле материалов индийский автор Джаярам В. исследует символическое значение чисел от нуля до десяти с индуистской точки зрения и их связь с некоторыми важными концепциями и божествами индуизма. В ней также прослежено, как древние индийцы использовали числа для организации своих знаний о творении и систематического установления порядка божеств в сложном пантеоне, чтобы представить грандиозный взгляд на индуистскую космологию с числовой точки зрения. О числах 0 и 1 читайте здесь: Два, Два Число два — это символическое представление состояния двойственности, которое мы объективно переживаем посредством нашего разума и чувств. Он также символизирует: Создание двойственности из одного было желанием Самости, потому что она хотело развлечься, не оставаясь в одиночестве. Из этого единственного семени мысли возникло все творение, как рябь в пруду в его собственных водах. Возникновение двух из одного является причиной нашего существования, а также наших проблем смертности и страданий. Эт
Оглавление

В этом цикле материалов индийский автор Джаярам В. исследует символическое значение чисел от нуля до десяти с индуистской точки зрения и их связь с некоторыми важными концепциями и божествами индуизма. В ней также прослежено, как древние индийцы использовали числа для организации своих знаний о творении и систематического установления порядка божеств в сложном пантеоне, чтобы представить грандиозный взгляд на индуистскую космологию с числовой точки зрения.

О числах 0 и 1 читайте здесь:

Два, Два

Число два — это символическое представление состояния двойственности, которое мы объективно переживаем посредством нашего разума и чувств. Он также символизирует:

  • Пурушу и Пракрити (Бога и Природу),
  • Брахмана и Атмана как две отдельные сущности,
  • познающего и познаваемого,
  • субъекта и объекта,
  • деятеля и поступок,
  • «я» и «не-я»,
  • бхутатмана (эго) или физическое Я) и антаратман (внутреннее Я),
  • Шива и Шакти,
  • Вишну и Лакшми,
  • Брахма и Сарасвати,
  • земля и небо,
  • причина и следствие,
  • день и ночь,
  • рай и ад,
  • добро и зло,
  • правильное и неправильное,
  • знание и невежество,
  • жизнь и смерть,
  • иллюзия и просветление,
  • смертность и бессмертие.
Два - это двойственность: Шива/Шаким, ночь/день и т.п. Фото: LinkedIn
Два - это двойственность: Шива/Шаким, ночь/день и т.п. Фото: LinkedIn

Создание двойственности из одного было желанием Самости, потому что она хотело развлечься, не оставаясь в одиночестве. Из этого единственного семени мысли возникло все творение, как рябь в пруду в его собственных водах.

Возникновение двух из одного является причиной нашего существования, а также наших проблем смертности и страданий. Это загадка или парадокс, который мы должны решить, найдя наш источник либо путем достижения единицы (самореализация), либо нуля (нирвана).

Три, Трая

В великой схеме творения единица — Бог, а два — Пракрити, или природа. Вместе они проявляют остальную часть творения. Одной из вещей, которые они проявляют вместе, является Рита, который считается универсальным ритмом, или порядком и регулярностью вселенной. Рита — это основные вибрации, пронизывающие все творение. Оно проявляется во многих отношениях как упорядоченное течение времени и событий.

Творение не может быть хаотичным и беспорядочным процессом. Это проекция Бога, совершенного Существа, завершенного во всех отношениях. Оно не может быть несовершенным, потому что несовершенство не может возникнуть из совершенства. Любое несовершенство или неудача, которые мы можем заметить в творении, — это умышленное сокрытие совершенства Богом по какой-то причине, часть великого замысла, универсального ритуала или порядка вещей, который мы, возможно, не сможем понять из-за наших ограниченных способностей.

Рита - упорядоченность или ритм вселенной присутствует во всём. Фото: new.ras.ru
Рита - упорядоченность или ритм вселенной присутствует во всём. Фото: new.ras.ru

Мы можем видеть эту регулярность и упорядоченность (Рита) в каждом аспекте творения, от атомов до галактик, от ДНК до экосистемы, от небес до земли, а также в наших умах и телах. Рита проявляет себя как упорядоченное развитие время и события, расположение вещей и энергий, а также красота, симметрия, правильность и гармония. Это танец Шивы в его космической форме.

И каков же первый проявленный ритм вселенной? Это универсальный порядок создания, сохранения и разрушения. Кто это регулирует? Троица богов: Брахма, творец; Вишну-хранитель и Шива-разрушитель. Их проявление само по себе является выражением Риты, и они также являются высшими и окончательными сторонниками вселенского ритма.

Число три также является символическим изображением Троицы. Боги Троицы имеют один аспект Пуруши (номер один), один аспект Шакти (номер два) и один собственный аспект (номер три). Их третий аспект — это сочетание их функций, индивидуальных свойств и места во всеобщей схеме вещей. Хотя они являются абсолютным Брахманом в своем высшем аспекте (поскольку в них сокрыты один и два), их функции и роли различаются.

Тримурти. Фото:  Divine Sansar
Тримурти. Фото: Divine Sansar

Брахма – творец. Он Праджапати, господин существ. Он создает прекрасные формы посредством своего божественного разума. В нем божественная воля и энергия работают в совершенной гармонии, мгновенно проявляя божественное намерение.

Вишну – хранитель. Он поддерживает Рита (порядок, гармонию, ритм и регулярность) вселенной, помогая и питая ее. Он следит за тем, чтобы планеты и небесные объекты оставались на своем пути и чтобы прогресс и процесс творения находились в гармонии с божественной волей.

Шива – разрушитель. Он обеспечивает ритм вселенной, очищая, разрушая и преобразуя. Он уничтожает все, что отклоняется от курса или находится в конфликте с этим ритмом. Он способствует обновлению и возрождению миров и их существ и помогает им в их внутреннем путешествии обратно к их источнику. В конце концов он растворяет всё в необъятном неизвестном (нуле).

Число 3 и Шива

Шиву символизирует число 3. Изображение: astrolila.com
Шиву символизирует число 3. Изображение: astrolila.com

Мы часто находим упоминание числа три в индуизме. Это число символизирует Шиву, поскольку он третий в Троице. У него три глаза (тринетра), он носит трехконечное оружие, называемое Тришул или триаюдха (трезубец), порождает тройные гуны (тригуна) саттвы, раджаса и тамаса, а также уничтожает их своей милостью (трезубец).

Он устраняет грехи трёх рождений (три джанма папа самхара). У него три косы (триджата). Он известен как трилока и трикала джняни, или знающий три мира (высший, нижний и средний) и три времени (прошлое, настоящее и будущее).

АУМ как число 3

Число три также символически представляет АУМ в его схематическом аспекте. Символ АУМ состоит из трех кривых, представляющих три состояния сознания.

В звуке АУМ есть три скрытых звука, а в слове АУМ три буквы. Вместе они символизируют Абсолютное сознание (ноль).

Ом (АУМ). Изображение: Meditative Mind
Ом (АУМ). Изображение: Meditative Mind

Мандукья-упанишада очень подробно объясняет этот символизм.

Нижняя кривая символа АУМ представляет движущееся наружу бодрствующее сознание.

Средняя представляет собой внутреннее движущееся сознание сна.

Верхняя кривая представляет безмолвное сознание состояния глубокого сна, состояния единства и покоя, в котором утихают все желания и мечты.

Полукруг над верхней кривой представляет турью или чистое сознание самого Атмана. Оно не является ни внутренним, ни внешним, ни сознанием, ни бессознательным. Самосветящийся, освещающий все остальное, он существует один и за его пределами.

Эти три состояния сознания также представлены тремя звуками А, У и М. Когда мы произносим слово АУМ как одно слово, оно символизирует четвертое состояние высшего сознания.

Число три символизирует многие другие аспекты творения:

  • тройственные качества саттвы, раджаса и тамаса,
  • три слоя природы: свет, огонь и тьма,
  • три состояния имманентного, трансцендентного и абсолютного,
  • тройное деление времени: прошлое, настоящее и будущее,
  • три мира: бхур, бхува и сваха, или три мира: небес, земли и ада,
  • три пути к самореализации: путь познания, путь любви и путь действия,
  • три типа дыхания: вдох, выдох и задержка дыхания,
  • три шага Вишну в его воплощении Ваманы,
  • мистический слог АУМ, состоящий из трёх частей,
  • треугольник или женский половой орган,
  • тройной контроль мысли, слова и дела,
  • три посоха саньясина или аскета
  • три полосы пепла, которые шиваиты носят на лбу.

Буддхи – третья таттва. Буддхи — это рациональность, различающая сила, с помощью которой мы отличаем хорошее от неправильного, подходящее от неуместного.

Читайте также:

Индуизм
707 интересуются